730. Выполните синтаксический разбор следующих сложносочиненных предложений.
1. Стою= один (_._._) среди равнины (_._._) голой (~), а журавлей (_ _ _) относит= ветер вдаль (_._._).
Повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, союзное:
1-ое: односоставное, распространенное, не полное, не осложнено;
2-ое: двусоставное, распространенное, полное, не осложнено.
Схема [ = ], а [ = _ ].
2. Мне (_ _ _) очень (_._._) хотелось посмотреть= охоту (_ _ _) на перепелов (_ _ _ _) с ястребами (_ _ _), но мать не пускала= .
2-ое: двусоставное, нераспространенное, полное, не осложнено.
Схема [ = ], но [ = _ ].
3. Самовар (_ _ _) бы я вам (_ _ _) поставил=, да чаю (_ _ _) у меня (_ _ _) нет=.
1-ое: двусоставное, распространенное, полное, не осложнено;
2-ое: односоставное, распространенное, не полное, не осложнено.
Схема [ _ = ], да [ = ].
4. Морские (~) свинки дрожат= от холода (_ _ _), а ежи с любопытством (_._._) смотрят= из-под своих (~) колючек (_._._) на публику (_ _ _).
Схема [ _ = ], а [ _ = ].
5. Но в это (~) время (_._._) вошёл= князь Андрей и Николай Андреевич, начавший разговор (причастный оборот ~), замолк=.
2-ое: двусоставное, распространенное, полное, осложнено причастным оборотом.
Схема [ = _ ] и [ _ , |~|, = ].
|~| - причастный оборот
(Запятая между двумя частями сложносочинённого предложения не ставится, потому что есть общий второстепенный член - В ЭТО ВРЕМЯ).
Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое =.
Второстепенные члены предложения: дополнение (_ _ _), обстоятельство (_._._), определение (~).
731. Определите синтаксические отношения, выраженные в следующих сложносочиненных предложениях: соединительные, сопоставительные или противительные.
1. Только иволги кричат, да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы. (Ш.) 2. У колокольчиков чашечка всегда склоняется к земле, а у этих неизвестных цветов сухие чашечки стояли вытянувшись вверх. (Пауст.) 3. Мой отец всегда одевался очень изящно, своеобразно и просто; однако никогда его фигура не казалась мне более стройной, никогда его серая шляпа не сидела красивее на его едва поредевших кудрях. (Т.)
1. Соединительные. 2. Сопоставительные. 3. Противительные.
732. Прочитайте. Обратите внимание на незнакомые слова. Выпишите их значения из толкового словаря. Перескажите текст. Напишите изложение, используя сложносочиненные предложения.
В ночной темноте горел и переливался разноцветными огнями большой дом из чистого, прозрачного льда, с фронтоном, колоннами и статуями на крыше и кругом всего дома. Весь дом казался сделанным из хрусталя, и многочисленные огни, внутри и вне дома, дробились искрами в тысячах красивых сочетаний. Кругом дома шла ледяная балюстрада с ледяными цветами, а за ней ледяные деревья с ледяными птицами на ветвях. По бокам дома стояли две пирамиды с круглыми окнами, и в окнах сменялись смешные картины, освещаемые изнутри. Около балюстрады стояли ледяные дельфины, извергавшие из раскрытых пастей длинным фонтаном поток огня от зажженной нефти. Ледяные пушки и мортиры стреляли ядрами из пакли, которая горела, описывая траекторию в воздухе.
мортира- артиллерийское орудие с коротким стволом для навесной стрельбы фронтон – это конструктивный элемент фасадной части здания. дробиться-разламываться, разбиваться на мелкие части. балюстрада- архит. сооружение из ряда фигурных столбиков, соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами, ограждающее и украшающее лестницы, балконы, террасы и т. п Пакля — грубое, короткое, спутанное волокно, отход от первичной обработки конопли, льна и других лубяных культур