720. Определите, из скольких частей состоят следующие сложносочиненные предложения. Выделите присоединительные союзы, расставьте недостающие знаки препинания.
1. От него так и несло несокрушимым здоровьем и — странное дело — его медвежеватая фигура не была лишена какой-то своеобразной грации. (Т.) 2. Софронов сын трехаршинный староста по всем признакам человек весьма глупый также пошел за нами да еще присоединился к нам земский Федосеич... (Т.) 3. Учитель был для нее род слуги или мастерового а слуга иль мастеровой не казался ей мужчиною. (П.) 4. Князь уж сердится да и Великатов может обидеться. (Остр.) 5. В молодости Мирониха любила поговорить да и сейчас язык не сточился до конца. (Расп.)
1. из двух частей, союз и
От него так и несло несокрушимым здоровьем, и — странное дело — его медвежеватая фигура не была лишена какой-то своеобразной грации
2. из двух частей, союз да
Софронов сын, трехаршинный староста, по всем признакам человек весьма глупый, также пошел за нами, да еще присоединился к нам земский Федосеич...
3. из двух частей, союз а
Учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга иль мастеровой не казался ей мужчиною
4. из двух частей, союз да
Князь уж сердится, да и Великатов может обидеться.
5. из двух частей, союз да и
В молодости Мирониха любила поговорить, да и сейчас язык не сточился до конца.
721. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Чем соединены части сложносочиненных предложений? Объясните правописание частиц. Обозначьте сочинительные союзы, указав их значение и отношения между частями. Сделайте схемы 1, 3 и 6-го предложений.
1. (Н..) ветра на земле, (н..) туч на бледном своде! (Л.) 2. Молодые листья лепетали, да зяблики (кое) где пели, да горлинки ворковали все на одном и том (же) дереве, да куковала кукушка, перемещаясь всякий раз. (Т.) 3. Луна взошла сильно багровая и хмурая, звезды так (же) хмурились, (Ч.) 4. То (ли) вода еще была холодна, то (ли) Кадошка еще молод и глуп, только остановился он у воды и (н..) может идти дальше. (Пришв.) 5. Василисе (н..) о чем было говорить, Терентию (же) говорить (н..) хотелось. (Шишк.) 6. Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд, зато на земле во многих местах намело большие сугробы. (Арс.)
Ни ветра на земле, ни туч на бледном своде! Сочинительный союз ни... ни (соединительный, усиливает отрицание, связь однородных членов). Частица ни пишется слитно, так как используется в устойчивом повторяющемся союзе.
Молодые листья лепетали, да зяблики кое-где пели, да горлинки ворковали все на одном и том же дереве, да куковала кукушка, перемещаясь всякий раз. Сочинительный союз да (в значении и, соединительный, перечисление действий). Частица же пишется раздельно, потому что входит в состав усилительной конструкции (тот же).
Луна взошла сильно багровая и хмурая, звёзды так же хмурились. Сочинительный союз и (соединительный, перечисление признаков луны). Также — наречие, пишется раздельно как частица так и союз же, так как есть противопоставление по смыслу. Схема: [A и B], [C так же D].
То ли вода ещё была холодна, то ли Кадошка ещё молод и глуп, только остановился он у воды и не может идти дальше. Сочинительный союз то ли... то ли (разделительный, выражает выбор из возможных причин). Частица не с глаголом — раздельно. Союз только — присоединительный (оттенок противопоставления: несмотря на то).
Василисе не о чём было говорить, Терентию же говорить не хотелось. Союз же — противительный, указывает на противопоставление. Частица не — с глаголами раздельно. Не о чём — устойчивое сочетание с предлогом, пишется раздельно.
Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд, зато на земле во многих местах намело большие сугробы. Сочинительный союз и (соединительный, связь подлежащих), зато (противительный союз, указывает на противопоставление результата). Схема: [A и B], зато [C].
722. Выпишите из текста сложносочиненные предложения. Выделите части предложения и отметьте их границы знаком //. Назовите средства синтаксической связи, определите значения сочинительных союзов. Начертите схемы сложносочиненных предложений. Каковы типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске?
Безлюдный корабль стремился куда-то в океанской ночи. Чернели силуэты надпалубных сооружений, кругом было темно. Но вот я увидел большую оранжевую луну.
Океан тускло мерцал в ее прозрачном ядовитом свете. Громадные неисчислимые валы лениво и мощно катились из мрачной дали и качали корабль. Сейчас он был совершенно пустынным. Словно летучий голландец, несся он по темным безбрежным океанским стихиям. Было в нем что-то загадочное, непонятное: нигде нет людей. А он, этот железный гигант, раздвигая пучины, идет и идет в темноте. Горело лишь несколько сигнальных огней, да на мачтах крутились антенны. Кругом была ночь, исчезла даже луна, кругом властвовала демоническая стихия, а пустынный крейсер шел и шел, стремился куда-то, летел по неведомому курсу. Что-то рокотало, гудело, свистело, и все было таинственно, непонятно: и ночь, и грозная безбрежная эта вода, и этот безлюдный, несущийся в темноте гигант.
Горело лишь несколько сигнальных огней, // да на мачтах крутились антенны. Союз: да (в значении и) — соединительный. Схема: [ ], да [ ]. Тип: повествовательное, невосклицательное.
Кругом была ночь, // исчезла даже луна, // кругом властвовала демоническая стихия, // а пустынный крейсер шёл и шёл, // стремился куда-то, // летел по неведомому курсу. Союзы: бессоюзная связь между частями 1, 2 и 3; затем союз а (противительный); далее — бессоюзная связь. Схема: [ ], [ ], [ ], а [ ], [ ], [ ]. Тип: повествовательное, невосклицательное.
Что-то рокотало, // гудело, // свистело, // и всё было таинственно, непонятно: и ночь, и грозная безбрежная эта вода, и этот безлюдный, несущийся в темноте гигант. Союз: и — соединительный, связывает части и усиливает общее впечатление. Схема: [ ], [ ], [ ], и [ ]. Тип: повествовательное, невосклицательное.
723. Прочитайте предложения, запишите их, расставляя знаки препинания и объясняя их постановку. Определите значения союзов, связывающих части сложносочиненных предложений.
1. Была зима, но в последние дни стояла оттепель. (Б.) 2. Луна освещала новый дом, а старый прятался в тени. (Гонч.) 3. Светало и свет еще не погашенных на шоссе фонарей был уже не нужен и неприятен. (Булг.) 4. Из сырой темноты тянуло бурьяном, зато в хате пахло топленым молоком. (Пауст.) 5. И кровь приливала к коже и кудри мои вились... (Цв.)
1. Была зима, но в последние дни стояла оттепель. (Б.)
• Знак препинания: запятая • Объяснение: запятая ставится между частями сложносочиненного предложения, соединенными противительным союзом "но". • Значение союза: указывает на противопоставление признаков, выраженных в частях предложения.
2. Луна освещала новый дом, а старый прятался в тени. (Гонч.)
• Знак препинания: запятая • Объяснение: запятая ставится между частями сложносочиненного предложения, соединенными соединительным союзом "а". • Значение союза: указывает на последовательность действий или временную связь между событиями.
3. Светало и свет еще не погашенных на шоссе фонарей был уже не нужен и неприятен. (Булг.)
• Знак препинания: запятая • Объяснение: запятая ставится между частями сложносочиненного предложения, соединенными соединительным союзом "и". • Значение союза: указывает на перечисление событий или фактов.
4. Из сырой темноты тянуло бурьяном, зато в хате пахло топленым молоком. (Пауст.)
• Знак препинания: запятая • Объяснение: запятая ставится между частями сложносочиненного предложения, соединенными противительным союзом "зато". • Значение союза: указывает на противопоставление признаков, выраженных в частях предложения, при этом вторая часть имеет компенсирующее значение.
5. И кровь приливала к коже и кудри мои вились... (Цв.)
• Знак препинания: нет • Объяснение: союз "и" соединяет однородные члены предложения, запятая между ними не ставится. • Значение союза: указывает на перечисление действий или признаков.
724. Спишите предложения. Обозначьте грамматические основы в частях. Расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
1)Лошадей привязали, (1) однако кучер все никак не мог успокоиться.
1 — сложносочиненное предложение
2)На путях, (1)в вагонах глухо переговаривались казаки да копытили деревянные полы лошади,(2) обеспокоенные паровозными гудками.
1 — однородные члены
2 — причастный оборот
3)Давно октябрь,(1) но не уходит лето...
4) Толчок опередил выстрел, (1)и пуля, (2)сбивая хвою с сосен,(3) запела тягуче тонко.
2,3 — деепричастный оборот
5) И потраченные деньги пошли прахом,(1) и Карамзин ушел в неудовольствии.
Подлежащее
Сказуемое
725. Прочитайте предложения. Спишите их, выделяя грамматическую основу в частях, определите значения союзов. Объясните постановку точки с запятой в сложносочиненном предложении.
1. Вошел слуга с каким-то докладом; но Алексей Абрамович не считал нужным его заметить, а слуга не смел потревожить барина. (Герц.) 2. Я велел положить чемодан свой в тележку, заменить быков лошадьми и в последний раз оглянулся вниз на долину; но густой туман, нахлынувший волнами из ущелий, покрывал ее совершенно... (Л.) 3. Скоро и мы с отцом нашли гнездо груздей; мы также принялись ощупывать их руками и бережно вынимать из-под пелены прошлогодних полусгнивших листьев, проросших всякими лесными травами и цветами. (Акс.) 4. Солнце уже давно встало, когда Рудин пришел к Авдюхину пруду; но не веселое было утро. (Т.)
Предложение 1: Грамматические основы: – Вошел слуга; – Алексей Абрамович не считал нужным; – слуга не смел потревожить.
Союзы: – но — противительный (противопоставление: слуга вошел, но его не заметили); – а — противительный (барин не заметил — слуга не осмелился).
Пунктуация: Точка с запятой перед союзом но отделяет части сложносочиненного предложения, в которых уже есть своя внутренняя структура (две и более грамматических основ).
Предложение 2: Грамматические основы: – Я велел; – (Я) оглянулся; – туман покрывал.
Союз: – но — противительный (я оглянулся, но увидеть не мог — туман покрыл долину).
Пунктуация: Точка с запятой перед но отделяет сложно построенные части (с однородными членами и придаточными).
Предложение 3: Грамматические основы: – мы с отцом нашли; – мы принялись ощупывать, вынимать.
Союз: – и — соединительный (действия следуют друг за другом).
Пунктуация: Простая запятая, поскольку предложение не осложнено.
Предложение 4: Грамматические основы: – Солнце встало; – Рудин пришел; – утро было не веселое.
Союз: – когда — подчинительный (встало когда Рудин пришел — в придаточной части); – но — противительный (утро не было веселым несмотря на восход солнца).
Пунктуация: Точка с запятой перед но — граница между сложноподчиненной конструкцией и последующей частью сложносочиненного предложения.
726. Прочитайте и запишите предложения. Объясните постановку тире в сложносочиненном предложении.
1. К морю князь — а лебедь там уж гуляет по волнам. (П.) 2. Взошла луна — и смолкли голоса. (Б.) 3. Щелчок аппарата — и слон мгновенно станет «самым опасным животным Африки». (Песк.) 4. Но дни идут, наскучило ненастье — и сердце жаждет блеска дня и счастья. (Б.)
1. К морю князь — а лебедь там уж гуляет по волнам. Тире ставится для обозначения неожиданного перехода к новой мысли; части связаны союзом а — противительный союз. Значение союза — противопоставление: князь у моря — но внимание переключается на лебедя.
2. Взошла луна — и смолкли голоса. Тире указывает на резкую смену событий, неожиданный результат. Союз и — соединительный. Значение союза — следование событий: после появления луны сразу наступила тишина.
3. Щелчок аппарата — и слон мгновенно станет «самым опасным животным Африки». Тире подчеркивает мгновенный переход к последствию, используется при резкой смене действия. Союз и — соединительный. Значение союза — следствие: щелчок — и сразу результат.
4. Но дни идут, наскучило ненастье — и сердце жаждет блеска дня и счастья. Тире выделяет переход к внутреннему состоянию, усиление смысла. Союз и — соединительный. Значение союза — причинно-следственное: из-за однообразия погоды рождается желание перемен.
727. Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните их постановку.
1. Столпились тесно липы, сосны, клены, над озером смыкаются кольцом и в синеве сплетаются венцом их пышные зеленые короны. (Ю. В.) 2. Открывают лоток и жидкая, как вода, белорозовая, сверкающая серебром бронза по желобкам устремляется в нужное место. (Песк.) 3. Взмахи острых сабель, удары беспощадными пиками и батальона стрелков как не бывало. (Ког.) 4. Как дымкой даль полей закрыв на полчаса, прошел внезапный дождь косыми полосами и снова глубоко синеют небеса над освеженными лесами. (Б.)
1. Столпились тесно липы, сосны, клёны, над озером смыкаются кольцом, и в синеве сплетаются венцом их пышные зелёные короны. Пояснение: между частями сложносочинённого предложения ставится запятая перед союзом и; также расставлены запятые между однородными членами: липы, сосны, клёны.
2. Открывают лоток, и жидкая, как вода, белорозовая, сверкающая серебром бронза по желобкам устремляется в нужное место. Пояснение: запятая перед союзом и в сложносочинённом предложении. Выделено вводное сравнение как вода.
3. Взмахи острых сабель, удары беспощадными пиками и батальона стрелков — как не бывало. Пояснение: тире перед сказуемым в безличном обороте как не бывало при подлежащих-однородных членах.
4. Как дымкой даль полей закрыв на полчаса, прошёл внезапный дождь косыми полосами, и снова глубоко синеют небеса над освежёнными лесами. Пояснение: причастный оборот как дымкой даль полей закрыв стоит в начале предложения — без запятой; запятая перед и соединяет части сложносочинённого предложения.
728. Прочитайте и запишите предложения. Объясните отсутствие занятой между частями сложносочиненного предложения, соединенными союзом и.
1. Жутко тогда было в горной норе одинокому человеку, но до рассвета мерцала его свечечка и до рассвета звучали его молитвы. (Б.) 2. Между тем дождь перестал и тучи рассеялись. (П.) 3. Снова было несколько гроз и несколько раз пришивали пуговицу. (Бел.)
1. Жутко тогда было в горной норе одинокому человеку, но до рассвета мерцала его свечечка и до рассвета звучали его молитвы. Запятая не ставится перед союзом и, потому что части сложносочинённого предложения имеют общий второстепенный член — до рассвета. Он относится к обоим сказуемым: мерцала и звучали.
2. Между тем дождь перестал и тучи рассеялись. Запятая не ставится перед союзом и, так как части предложения имеют общий второстепенный член — между тем. Он относится к обеим частям: дождь перестал и тучи рассеялись.
3. Снова было несколько гроз и несколько раз пришивали пуговицу. Запятая не ставится перед союзом и, так как в обеих частях есть общая вводная частица снова, влияющая на всё предложение.
729. Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните их постановку или отсутствие.
1. Конечно , Чанг никому не мешал _ и никто его не боялся.
Вводная конструкция КОНЕЧНО выделяется запятыми.
Перед союзом И запятая НЕ нужна (хотя это сложное предложение), потому что есть общая вводная конструкция.
2. Ты помнишь ли , как под горою , осеребряемый росою , белелся луч вечернею порою и тишина слетала в лес с небес?
Ставим запятую перед союзом КАК (начало придаточной части).
... , осеребряемый росою , ... - причастный оборот, выделяем его запятыми по правилу: Обособляется определение (в данном случае - это причастный оборот), «оторванное» от главного слова другими членами предложения.
3. По его словам , ему надо мне сказать нечто очень важное _ и он не в силах сделать это в обычной обстановке.
Вводная конструкция ПО ЕГО СЛОВАМ выделяется запятыми.
4. Только звезды по-весеннему ласково теплились над вершинами деревьев _ и соловьи в чащах пробовали свои голоса.
Перед союзом И запятая НЕ нужна (хотя это сложное предложение), потому что есть общий второстепенный челе ТОЛЬКО