733. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Объясните правописание суффиксов. Главные части заключите в квадратные скобки, придаточные — в круглые. Выделите союзы и союзные слова.
1. [НО самыми счастливыми считались те], (ЧЕЙ венок попадал в водоворот и медлеННо кружился над омутом). 2. (ПОКА приятели и опекуны волнОвались), [начальство решило судьбу Пушкина]. 3. [Темнота театрального зала, запах духов и апельсинОвых корок - все это казалось мне настолько заманчИвым], (ЧТО я мечтал спрятаться под креслом и провести ночь в пустом театре). 4. [НЕ СТОЛЬКО Пушкин приспосаблИвался к требОваниям хозяина], [СКОЛЬКО Инзов считался с фантазиями своего гостя и подчинеННого]. 5. [Гражданка, (над КОТОРОЙ только что читали стихи самых лиричЕских поэтов), поднялась с места].
734. Спишите предложения, раскрывая скобки. Главные части заключите в квадратные скобки, придаточные — в круглые. Выделите союзы и союзные слова.
1. [Концессионеры были удовлетворены], (потому что (союз) их стул, совместно с тремя пышными полукреслами рококо, был на месте).
2. (Сколько Иван ни (союз) прибавлял шагу), [расстояние между преследуемыми и им ничуть не сокращалось].
3. [Пушкин рассказывал друзьям], (как (союз) ребенком любил он бродить по захаровским рощам, предаваясь смутным, сладким мечтам, воображая себя героем сказочных подвигов).
4. [Пора было на волю], (чтобы (союз) по-настоящему, досыта, допьяна упиться блеском молодой жизни).
735. Определите, какую часть союза в приведенных сложноподчиненных предложениях можно опустить. Где в них главная и придаточная части? Объясните постановку знаков препинания.
1. И если мне небесные черты сейчас же не откроешь ты — то я сорву коварную личину... (Л.) 2. И ежели писал немножко вольно, то слишком уж за то наказан больно. (Кр.) 3. Если бы Вы были композитором, то избегали бы писать марши. (Ч.) 4. Если бы авторская принадлежность первой пьесы вызывала сомнения, то их нетрудно было бы развеять прямыми сопоставлениями с поздней драматургией и прозой. (Гром.)
736. Спишите предложения, подчеркните грамматические основы в каждой части, выделите союзы и союзные слова. Определите местоположение придаточной части по отношению к главной. Заключите главную часть в квадратные скобки, а придаточную — в круглые.
1. Достаточно было тонкого напева комара, чтобы очнуться. (Б.) 2. Красный жестяной конус, хотя и являлся единственным в доме предметом, имеющим отношение к пожарной охране, вызвал в инспекторе особое раздражение. (И. и П.) 3. Все тяжелее стучали волны в дно лодки, потому что уже нет земли под теми волнами. (Б.) 4. Хозяин, пригибаясь, почти цепляя руками землю, словно над ним взыкали пули, побежал к дому. (Ш.) 5. Он был женихом Таши Гончаровой, когда писал этот сонет. (Т.-В.) 6. Но вот к крыльцу подъехал господин в пенсне, с изумленными глазами, в черном бархатном берете, из-под которого падали зеленоватые кудри, и в длинной дохе блестящего каштанового меха. (Б.) 7. Ильинична кружевным рукавом кофты вытирала выжатую ветром слезинку, мигая, глядела, как на спине Григория трепещет, надуваясь от ветра горбом, сатиновая синяя рубаха. (Ш.)
737. Спишите предложения, обозначьте грамматические основы в главной и придаточной частях. Определите, к какому слову или ко всей главной части относится придаточная часть.
1. И так как руки у обоих были заняты стулом, они стали пинать друг друга ногами. (И. и П.) 2. Потом мать слышала, как вприпрыжку, с пристуком, топочут по крыльцу ножки ее маленького Яшутки, возвращающегося из школы. (Ш.) 3. Лицейские стихи Пушкина — ступени, по которым он взбегал все выше к ясным вершинам поэзии. (Т.-В.) 4. Когда комета не взвилась, и это назовешь удачей. (Тарк.) 5. Вслед за тем, откуда ни возьмись, у чугунной решетки вспыхнул огонечек и стал приближаться к веранде. (Булг.) 6. Когда стало совсем темно, двинулись без шума к Царицыну водой и сушей. (Шукш.) 7. После Лицея Пушкин так раздразнил Кюхлю шутливыми стихами, что тот вызвал его на дуэль. (Т.-В.)