264. Дайте определение частицы как части речи.
Частица – это служебная часть речи, которая служит для образования форм слов или для придания словосочетаниям, словам или предложениям определенных оттенков значений.
Образуйте повелительное наклонение глагола, используя формообразующие частицы да, пусть, пускай. Составьте словосочетания, запишите их.
Расти, слушать, искать, здравствовать, быть, становиться, расцветать, нести, петь, бороться.
265. С помощью формообразующей частицы бы образуйте форму сослагательного
(условного) наклонения глагола. Составьте словосочетания, запишите их.
Дать, сесть, озарять, принести, светить, греть, привечать.
266. Прочитайте. Объясните, какой частью речи в каждом предложении является слово а.
1.А народу на улице. (частица)
2.Дождичек вымочит, а солнышко высушит. (союз)
3. А снегу, а снегу-то намело! (частица)
4. Наташа, а Наташа, мы встретимся с тобой сегодня? (частица)
5.А, это ты, я рада видеть тебя. (междометие)
267. Прочитайте. Объясните, какой частью речи в каждом предложении является слово да.
1. Видит око, да зуб неймет. (К.) 2. Силен да храбр, красив да могуч народ наш. 3. Да надо ли перечитывать эту книгу? 4. Да перестаньте же шуметь! 5. Да, он должен прийти.
268. Приведите примеры частиц, служащих для выражения тех или иных смысловых оттенков, запишите их.
1. Вопросительные: ли, ... Восклицательные: что за, ... Ограничительные: только, ... Указательные: вот, ... Отрицательные: вовсе не, ... Усилительные: даже, ... Выражающие отношение к достоверности: вряд ли, ...
• Составьте несколько словосочетаний или предложений, используя различные
частицы, имеющие смысловые оттенки. Запишите их.
269. Прочитайте. Укажите частицы и определите их значение.
1. Слона-то я и не приметил. 2. А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. 3. Еще б ты боле навострился, когда бы у него немножко научился. 4. Хоть, кажется, слонов и умная порода, однако же в семье не без урода. 5. «Ну, то-то ж, — говорит им Слон, — смотрите, неправды я не потерплю ни в ком. По шкурке, так и быть, возьмите, а больше их не троньте волоском». (И.А. Крылов.)
270. Рассмотрите таблицу слитного и раздельного написания частицы не с различными частями речи.
271. Составьте и запишите предложения с данными словами.
Не понимал, ненастье, не ученье, не воин, не боясь, не был, не рад, невидимый, непобедимый, несмолкаемый, несколько, нераспустившийся, не распустившийся до полудня.
272. Перепишите предложения, определите, с какой частью речи употреблена частица не, объясните ее правописание.
1. Испуганно кося глазом, стоял на опушке лось, не понимая, что же случилось. (Пол.) 2. Поэт настоящий вздувает заранее из искры неясной ясное знание. (Маяк.) 3. Поле немеряно, овцы несчитаны, пастух рогат. (Загадка.) 4. Вдали виднелись еще невспаханные, а только очистившиеся от снега поля. 5. Нечто странное случилось с нами в горах: мы явственно различали какие-то звуки. 6. Несмотря на строгий вид, он был добрым человеком. 7. Нам не нужна война. 8. Он и сам был не рад тому, что случилось. 9. Это была нисколько не таинственная история. 10. Как ты мог (не)доучить это стихотворение!
273. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Устно объясните правописание частиц.
С неспокойной ( с тревожной - синоним) совестью выехал я из Симбирска,не простясь ( не с деепр. раздельно) с моим учителем и не думая( не с деепр. раздельно) с ним уже когда-нибудь увидеться. Я знал, что с Савельичем спорить было нечего ( местоим. с ударной приставкой). Но уже ни капитала, ни разных заграничных вещиц ( НИ - отрицание) , ничего ( безударная приставка в отрицат. мест. ) не осталось ( не с глаголом раздельно) ему.Честность и неподкупность его были неодолимы ( побеждающие все ) , почти неестественны ( сказочны). Как ни ( отриц. ) крепился он духом, однако же похудел во время таких невзгод ( без не не употребляется).
Этот старик в жизни своей ни на что ( безударная приставка в местоимении ) не решался,( не с гл. раздельно) не сообразив ( не с деепр. раздельно) предварительно на счетах, выгодно или невыгодно ( наречие от невыгодный, которое пишется слитно). Наш Зорин решился во что бы то ни стало ( запомнить) добиться порядочного места. Колонны двигались, не зная ( не с дееприч. раздельно) куда и не видя ( не с дееприч. раздельно ) от дыма той местности, из которой они выходили, ни той( ни - отриц. част.,в которую они вступали.
274. Перепишите, дополняя предложения междометиями.
1. Я встретила тебя. 2. Я забыла рассказать про встречу со старым другом. 3. Что же ты мне не позвонил? 4. Куда же мы теперь пойдем? 5. Ошибки иногда трудно исправлять. 6. Какой у нас был интересный разговор! 7. Как я рада встрече с тобой!
275. От междометий, приведенных ниже, образуйте возможные части речи (существительные, глаголы, прилагательные, наречия и т.д.).
Образец: Ох: охать, охи, охая, охавший.
Мяу, ах, цып-цып, бай-бай, ух, ну, ой, ау.