173. Прочитайте предложения, определите их вид.
1. Волнистые облака рассеялись и стало жарко. 2. Холин прилег рядом с мальчиком гладит рукой его мягкие льняные волосы и что-то шепчет ему. (В. Богом.) 3. Вдруг близко вспыхнула молния и осветила застывшие на миг столбы валуны полегшие травы и низкие лохматые тучи. 4. Толстые сосульки, свисавшие с крыши, оттаивали на солнце капли падали с них звонко ударяясь об лед. (Пришв.) 5. Когда на высоком небе зажигаются звезды я выхожу во двор и долго смотрю в черную бездну. 6. Несмотря на теплые и даже жаркие дни в августе обычно заметно наступление осени. 7. Ребята настороженно затихли высоко в небе с громким курлыканьем на север летели журавли. 8. Русский язык открывается в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. (Пауст.)
174. Запишите предложения. Выделите грамматические основы, определите в
сложных предложениях количество частей и вид связи между ними.
1. Под нежарким осенним солнцем раскрывались последние коробочки хлопка и чернели уже вспаханные поля. 2. А когда на следующий день поднялось солнце, на каждой веточке появились маленькие зеленые пальчики: это стали распускаться листья. (Биан.) 3. Когда солнце встало, капли росы засверкали на тонких стрелках молодой травы и ранние птахи
вылетели из гнезд.
175. Прочитайте предложения. Пользуясь схемой, сделайте их синтаксический разбор.
176. Перепишите сложные предложения, подчеркните грамматические основы,
расставьте знаки препинания. Сделайте схемы предложений.
1 Обедали(сказуемое) в час, и после обеда она(подл.) уходила(сказ.) к себе в мезонин или в сад, где стоял(сказ.) под березой ее мольберт(подл.) и, отмахиваясь от комаров, писала(сказ.) с натуры. 2 В одиннадцатом часу вечера скорый поезд(подл.) остановился(сказ.) на маленькой станции, где ему остановки не полагают, и что-то ждал(сказ.) на втором пути . 3 Погода(подл) холодная(сказ), и не известно(сказ), когда я поеду в Михайловское. 4 Тебе надоело(сказ) читать про погоду, но не могу удержаться(сказ), чтобы не написать(сказ). 5 Как бы ни было, дело уже сделано, и дом строится, и мне остается только просить пожаловать вас в гости.
177. Подберите и запишите пять сложных предложений с сочинительной и подчинительной связью.
1)мы вошли в комнату, которая была грязной и заброшенной
спп
2)Тропинка вела в лес, где было очень темно
3)Сестра купила мяч, который был очень большой
4)Мы приехали в город, где было много людей
5)Наша деревня, которая основалась очень давно, была почти разрушена
1)Учительница вела урок, а дети её не слушали
ссп
2)Лена вышла на улицу, и дождь снова стал моросить
3)Бабушка уже очень устала, но внуки просили поиграть ещё
4)Мама составила список покупок, и её сын пошел в магазин
5)Ира хотела домой, но учитель не отпускал её с урока