61. Прочитайте. Скажите, согласны ли вы с автором. Укажите придаточные предложения.
Воспитанный человек — это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но
и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим, и с младшим годами и по положению.
62. Преобразуйте сложноподчиненные предложения с придаточными определительными в сложноподчиненные предложения с местоименно-определительными придаточными.
1. То, что создано человеческим трудом, заслуживает бережного отношения.
2. Можно лишь пожалеть того, кто не способен почувствовать скромной прелести русской природы.
3. Служащие музея продемонстрировали школьникам то, что было обнаружено археологами при раскопках древних поселений.
4. Тот, кто не ценит своего времени, ничего не добьется.
5. Я помню все, что было сказано мне друзьями в тот памятный день.
63. Перепишите, вставляя пропущенные указательные и союзные слова. Выделите грамматические основы предложений.
1. Не может управлять другими, ТАК КАК (ПОТОМУ ЧТО) не в состоянии справиться с самим собой. 2. КТО ищет зла, к ТОМУ оно и приходит. 3. Счастье выпадает ТОМУ, КТО его не ждет. 4. У КОГО много недостатков, ТОТ легко находит их у других
ЧТОБЫ быть щедрым, не нужно быть храбрым. 6. ЧЕГО не следует делать, ТОГО не делай даже в мыслях. 7. Никогда не беспокой другого, ЕСЛИ ты можешь сделать ЭТО сам. ИЛИ Никогда не беспокой другого О ТОМ, ЧТО можешь сделать сам.
P.p. 64. I. Дайте определение понятиям «местоимение», «наречие», «придаточное
предложение», «синоним», «синтаксис», употребляя при этом сложноподчиненные
предложения с придаточными определительными.
II. Дайте определение понятиям «настоящий друг», «любимый учитель», «романтик», «талантливый человек», употребляя при этом сложноподчиненные предложения с местоименно-определительными придаточными.
65. По началу сложноподчиненного предложения определите его структуру и
расстановку знаков препинания. Составьте линейные схемы.
1. Астрономия — это наука ... 2. Образованный человек — это ...
3. Всё то, ... 4. Те, ... 5. Каждый, ...
[Сущ.(подл.) - сущ(сказуемое)],(которая. ...).
[сущ. - местоимение(тот)],(кто...).
[местоимение,(кто...),...].
[....,(кто),...].
66. По каждой схеме составьте два сложноподчиненных предложения с придаточными определительными.
I. [... указ. сл. + сущ.], (союзн. сл. когда ...).
Я вспомнил тот день (какой?), когда мы ездили за город.
II. [Указ. сл. + сущ., (союзн. сл. когда ...), ...].
Это было то (указ. слово) особое утреннее время (какое?), когда на уличный шум только начал просыпаться.
67. Запомните значение слова, заключенного в рамку.
• К слову «альтернатива» подберите однокоренное прилагательное и составьте с ним словосочетания.
Прилагательное- альтернативный Словосочетания- альтернативный выход; Альтернативное решение; Альтернативный путь; Альтернативный итог.