53. Прочитайте и озаглавьте текст.
Школа Карла Мая
Я учился в очень хорошей школе, которая была основана Карлом Ивановичем Маем, великим педагогом-гуманистом. У нас учился и сын швейцара, и внук Мечникова, и сын банкира Рубинштейна — банкира, который давал в долг Николаю Второму.
Отношения между всеми были товарищескими, нормальными, и никто не «задавался». В гимназии Мая с этим боролись решительно. Учащиеся не имели права подъезжать к гимназии на своих машинах. Сыну Рубинштейна приходилось оставлять свой автомобиль по крайней мере за два квартала до нашей школы.
54. Прочитайте, соблюдая правильную интонацию. Выясните: а) в каких случаях придаточное определительное выделяется запятыми с обеих сторон; б) всегда ли запятая ставится непосредственно перед союзным словом который. Объясните расстановку знаков препинания в 3 и 5-м предложениях.
1. Простота. Вот качество, которое я желаю приобрести больше других. (Л.Н.Т.) 2. Крылов и Иванов сбросили с себя верхнюю одежду и остались в полосатых морских тельняшках, с которыми не расставались даже в Каракумах. (Удал.) 3. Дети были в коридоре, дверь в который была отворена. (Л.Н.Т.) 4. Река, на которой осталась Серая Шейка, весело катилась в горах, покрытых густым лесом. (М.-С.) 5. Это был все тот же знаменитый и несравненный бухарский базар, равного которому не имели в то время ни Дамаск, ни самый Багдад! (Л. Солов.)
а) В каких случаях придаточное определительное выделяется запятыми с обеих сторон? Когда стоит в середине главного предложения и предложение продолжается или за ним идёт следующее придаточное с последовательным или неоднородным подчинением, или бессоюзная связь. В Вашем задании-предложение 4.
б) Всегда ли запятая ставится непосредственно перед союзным словом который? Не всегда. 3 и 5 предложения- тому пример
3. [Дети были в коридоре], КАКОМ? (дверь в который была отворена).
5. [Это был все тот же знаменитый и несравненный бухарский базар], КАКОЙ? (равного которому не имели в то время ни Дамаск, ни самый Багдад)!
от главного предложения задаём вопрос к придаточному
55. Расставьте знаки препинания в «отрезках» предложений.
1. ... Дом, крыша которого ...
2. … Сложный прибор, назначение которого …
3. … Улица, по обеим сторонам которой …
4. … Прекрасный дворец, в огромных палатах которого …
5. ... Растение, открытием лечебных свойств которого мы обязаны …
56. Перепишите, расставляя знаки препинания и пропущенные буквы. Определите, какими членами предложения являются союзные слова.
1. Ловкость и щегольство молодого франта не понравились гордому боярину, который и прозвал его остроумно французской обезьяною. (П.) 2. Передо мной было большое круглое болото, занесенное снегом из-под белой пелены которого торчали редкие кочки. (Купр.) 3. Начальник пожелал видеть Оленина, с которым он был в родстве и предложил ему остаться в штабе. (Л.Н.Т.) 4. Ноздрев захохотал тем звонким смехом каким заливается только свежий здоровый человек. (Г.) 5. На столике угрюмом лежит письмо что мне прислала мать. (Ес.) 6. По его щекам поползли вниз блестящие капельки какие бывают на окнах во время дождя. (Ч.) 7. Уже (не)сколько раз принимался идти крупный дождь, после которого прямо на глазах растет молодая трава.
57. Перепишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните слова, к которым относятся придаточные определительные. Выясните, какими членами предложения являются эти слова.
1. Настанет время (подлежащее), когда отечество поручит вам священный долг хранить общественное благо.
2. В сложной биографии Андерсена трудно установить то время (дополнение), когда он начал писать свои прелестные сказки.
3. Настала минута (подлежащее), когда я понял всю цену этих слов.
4. Бывает такая уверенность (подлежащее) в себе, когда человек может сделать все.
5. Онегин, помните ль тот час (дополнение), когда в саду, в аллее нас судьба свела?
6. Альпинисты оказались в той ситуации (обстоятельство), когда от спортсмена требуется напряжение всех сил хладнокровие и сноровка.
58. Убедитесь в том, что союзные слова, где, откуда, куда и др. употребляются в придаточном определительном в значении который. Для этого преобразуйте предложения по образцу. Расставьте знаки препинания.
1. Село, из которого мы выехали, скоро скрылись из виду.
2. Мы подъехали к крепости, в которую входила наша артиллерия.
3. Уж проходят караваны через те скалы, по которым носились лишь туманы да цари-орлы.
4. Поднявшись на небольшой холмик, из которого начиналась узкая едва заметная тропинка я оглянулся.
5. Мы бежали к старой скирде камыша, которая стояла на берегу.
6. Я думал также и о том человеке, у которого в руках находилась моя судьба.
7. От него не дождёшься никакого живого или хоть заносчивого слова, которое можешь услышать почти от всякого.
59. Замените придаточные определительные обособленными определениями. Укажите род, число, падеж причастий. В каком предложении придаточное нельзя заменить? Почему?
1. Человек, который готов к неожиданностям, всегда спокоен и уверен в себе. 2. Язык — это самая прочная связь, которая соединяет отжившие, живущие и будущие поколения. (Сухомл.) 3. Небо, которое наполнено солнечным светом, радует глаз. 4. Колибри — это крошечная птичка, которая обитает на юго-востоке Мексики. 5. Ученый высказал предположения, которые близки к истине. 6. Лодки плыли в тумане, который покрывал берега и реку. 7. Общество, в котором я так нечаянно очутился, сильно развлекало мое воображение. (П.)
1. Человек, готовый (м.р., ед.ч., им.п.) к неожиданностям, всегда спокоен и уверен в себе.
2. Язык - это самая прочная связь, соединяющая (ж.р., ед.ч., им.п.) отжившие, живущие и будущие поколения.
3. Небо, наполненное (ср.р., ед.ч. им.п.) солнечным светом, радует глаз.
4. Колибри - это крошечная причка, обитающая (ж.р., ед.ч., им.п.) на юго-востоке Мексики.
5. Учёный высказал предположения, близкие (мн.ч., вин.п., ср.р.) к истине.
6. Лодки плыли в тумане, покрывающем (м.р., ед.ч., пр.п.) берега и реку.
В 7 предложении придаточное заменить нельзя.
60. Запомните значение слов, заключенных в рамку.
Прочитайте. Выясните, какой прием использовал И.С. Тургенев для характеристики своих героев. Как можно назвать двух приятелей, изображенных в рассказе «Хорь и Калиныч»?
Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Хорь был человек положительный, практический; Калиныч, напротив, принадлежал к числу романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями; Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное; у Калиныча была когда-то жена, которой он боялся, а детей и не бывало вовсе. Хорь говорил мало, посмеивался и разумел про себя; Калиныч объяснялся с жаром. Калиныч стоял ближе к природе; Хорь же к людям, к обществу; Калиныч не любил рассуждать и всему верил слепо; Хорь возвышался даже до иронической точки зрения на жизнь.