68. Прочитайте текст и определите его основную мысль.
«Создатель лондонского тумана».
Французский художник Моне приехал в Лондон и написал Вестминстерское аббатство. Работал Моне в обыкновенный лондонский туманный день.
Картина была выставлена и произвела смятение среди лондонцев. Они были поражены, что туман у Моне был окрашен в багровый цвет. Ведь даже из хрестоматии известно, что цвет тумана серый.
Дерзость Моне вызвала сначала возмущение. Но возмутившиеся, выйдя на лондонские улицы, вгляделись в лондонский туман и впервые заметили, что он действительно багровый.
Тотчас начали искать этому объяснение. Согласились на том, что красный оттенок зависит от обилия дыма. Кроме того, этот цвет туману сообщают красные кирпичные дома.
Моне победил. Его даже прозвали «создателем лондонского тумана». (По К. Паустовскому.)
69. Прочитайте, соблюдая правильную интонацию. Учтите: а) что между главным и придаточным предложениями соблюдается пауза; б) что придаточное, которое находится в середине главного предложения, выделяется паузами с обеих сторон; в) что указательное слово в главном предложении выделяется с помощью интонации. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания.
1. Возвратившись из разведки, казаки сообщили что видели много звериных следов. (Арс.) 2. К вечеру мы вышли проверить не отзовутся ли на пищик рябчики. (Пришв.) 3. Известно, что щур в клетке поет только раз в течение дня. (Т.) 4. А виновата ль я что поминутно мне на язык приходит это имя. (П.) 5. Казаков пугало то, что они оставались лицом к лицу с противником. (Шол.) 6. Он [Владимир] объявлял им что нога его не будет никогда в их доме и просил забыть о несчастном. (П.) 7. Старик, рассказывая о том, что случилось грустно качал головой.
70. Выпишите сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными, поясняющими отглагольные существительные. Чтобы отличить их от придаточных определительных, введите в главное предложение указательное слово. Расставьте знаки препинания.
1. Путешественники с интересом присматривались ко всему что встречали на своем пути. 2. Через полтора года после изгнания Ходжи Насреддина по базару разнесся слух что он вернулся. (Л. Солов.) 3. Письмо что ты мне написала ничуть меня не испугало. (П.) 4. В голове бродят давние скучные нудные мысли о нужде о кормах о том, что мука здорожала. (Ч.) 5. Во мне сложилось заносчивое убеждение что я едва ли не самый умный в этом городе. (Кор.) 6. Существует мнение что погода влияет на настроение человека. 7. Но отец неожиданно прислал телеграмму что уезжает в Чарджоу. (Удал.) 8. Я знал, что за эти годы слава Айбека поднялась к зениту. (Удал.)
71. Преобразуйте простые предложения в сложноподчиненные с придаточными изъяснительными.
1. Школьники наблюдали, как работает хлопкоуборочный комбайн.
2. Современный человек всё сильнее осознаёт, что необходимо овладевать компьютерной техникой.
3. Учёные высказывают мысль, что создание новых сортов хлопчатника-это важно.
4. Мне нравится, как вы относитесь к детям.
5. Попроси отца, чтобы взял нас на рыбалку.
6. Чувствовалось, что приближается весна.
7. Газеты сообщают, что началось строительство международной космической станции.
72. Дайте определение прямой и косвенной речи. Как передать косвенную речь с помощью придаточных изъяснительных?
73. Преобразуйте предложения с прямой речью в сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.
1. «А ваше имя как?» — спросила помещица. (Т.) 2. «Имеете ли вы известия от вашего сына?» — спросил я наконец. (Т.) 3. «Где же вожатый?» — спросил я у Савельича. (П.) 4. «Ну, расскажи мне что-нибудь, — попросил внук дедушку. — Расскажи какую-нибудь историю». 5. «Давненько я не брал в руки шашек!» — говорил Чичиков. (Г.) 6. «Посвети барину», — сказал Бирюк девочке. (Т.) 7. Девочка опять спросила: «Кто тебя выучил так хорошо играть на дудке?» (Кор.)
1. Помещица спросила, как его имя.
2. Я спросил её наконец, имеет ли она известия от своего сына.
3. Я спросил у Савельича где вожатый.
5. Чичиков говорил, что он давненько не брал в руки шашек.
6. Бирюк велел девочке посветить барину.
74. Дополните текст подходящими по смыслу придаточными изъяснительными. Перепишите, расставляя знаки препинания.
Хозяин принес с охоты журавля и сказал повару, чтобы он зажарил птицу. Повар зажарил птицу, но при этом съел одну ногу. Хозяин заметил это и спросил, куда делась нога. Повар ответил, что у птицы была только одна нога. Через некоторое время хозяин взял его с собой на охоту. Вскоре они увидели журавля, который стоял на одной ноге. "Хозяин, теперь вы можете убедиться сами в том, что у журавля одна нога ",-сказал повар. Хозяин закричал «ого-го», и журавль спустил вторую ногу. "Неужели ты не веришь, обманщик, что у него две ноги!"-воскликнул хозяин. На это повар отметил, что тому журавлю не говорили "ого-го". Тогда, конечно, тот журавль тоже опустил бы вторую ногу.