1*. Какие темы, мотивы и образы определяют художественное своеобразие лермонтовской лирики? Что является отличительной чертой лирического героя Лермонтова? 2. Как в поэзии Лермонтова представлен образ художника, его миссия в обществе и в мире? Что сближает и что отличает двух «Пророков» в русской поэзии — пушкинского и лермонтовского? 3. Как развивается в поэзии Лермонтова тема одиночества? Как в её решении соотносятся социальные и философские аспекты? В каких произведениях поэта тема одиночества достигает своего вершинного, итогового звучания? 4. В чём заключается драматизм любовной лирики Лермонтова? Чем её проблематика отличается от содержания пушкинских лирических шедевров? Выберите по одному из стихотворений поэтов и сопоставьте их с точки зрения своеобразия решения любовной темы. 5. Каковы особенности звучания патриотической темы в лирике Лермонтова? В чём глубина «интимного» чувства родины, нашедшего своё выражение в стихотворениях «Когда волнуется желтеющая нива », «Родина» и др.? 6. Как в лирике поэта представлена тема «потерянного» поколения? В чём жанровое и содержательное своеобразие стихотворения «Дума»? Как соотносится в нём образ лирического героя и общность людей эпохи безвременья? 7*. Как в поэме «Демон» представлена тема богоборчества, вечного поединка тьмы и света? Что сближает образ Демона с лирическим «я» многих лермонтовских стихотворений? 8*. Как соотносится с фигурой мятежного «духа изгнанья» образ Тамары — земной женщины, не устоявшей перед чарами Демона-искусителя? Почему душа Тамары получает прощение у Высшего Судии? 9. Какие образы и мотивы поэмы «Демон», а также лирических стихотворений Лермонтова нашли своё отражение в романе «Герой нашего времени»? 10. В чём необычность замысла и сюжетно-композиционной организации «Героя нашего времени»? Как в романе продолжена тема поколения 30-х годов, получившая своё развитие в лирике поэта? 11. Как образ Печорина соотносится с пушкинским Онегиным? Подберите эпизоды из двух романов, тематически перекликающиеся между собой. Что сближает и что различает двух представителей поколения «лишних людей»? 12. Как образ Печорина соотносится с другими персонажами романа — Максимом Максимычем, Вернером, Грушницким, Вуличем? Какие качества главного героя проявляются во взаимодействии с ними? 13. Какова роль женских образов в романе? Почему женщины, любящие Печорина, неизбежно становятся жертвами собственного чувства? Что мешает Печорину обрести счастье в любви и дружбе? 14. Каковы нравственно-философские итоги лермонтовского романа? В чём заключается важность главы «Фаталист» для прояснения общей идеи автора? Является ли Печорин фаталистом? 15. Докажите на материале романа, что лермонтовский «Герой нашего времени» относится к психологической прозе. Раскройте роль пейзажных зарисовок в характеристике персонажей и сцен романа. 16*. Как в романе Лермонтова соотносятся черты романтизма и реализма? 17. В чём злободневность лермонтовского романа и что делает его проблематику вневременно́й?