1. Каковы основные этапы творческого пути Н.В. Гоголя? Как в произведениях писателя соединились черты реализма и романтизма? 2. Как в повести «Невский проспект» представлен образ призрачного, обманчивого города, чуждого «мечтательному» человеку? Что нового внёс Гоголь в «петербургскую» тему? "Всё обман, всё мечта. Всё не то, чем кажется. "-Н. Гоголь 3. В чём суть противопоставления художника Пискарёва и поручика Пирогова в «Невском проспекте»? Каким литературным жанрам соответствуют сюжеты, связанные с этими героями? 4. Как в повести «Нос» проявляются черты «фантастического реализма» Гоголя? Какую роль в гоголевском сатирическом повествовании играет приём гротеска? Что означает для героя повести утрата носа? 5. Какие перемены в жизни майора Ковалёва связаны с исчезновением его носа? 6*. Почему Гоголь столь часто прибегает к созданию «миражных» ситуаций в сюжетах своих произведений? Отвечая на этот вопрос, используйте сведения о ранее изученных произведениях. 7*. Какова роль романтической традиции в творчестве Гоголя? Поэты XX века В. Брюсов и А. Белый сравнивали произведения Гоголя с новеллами американского романтика Эдгара По, отмечая присущую им обоим способность «вскрывать кошмар обыденности» через принципы абсурда, фантастического преувеличения. Как бы вы определили творческий метод Гоголя? 8*. Опираясь на рассмотренные повести «Невский проспект» и «Нос», а также на ранее изученные произведения Гоголя, охарактеризуйте так называемый «гоголевский» период в русской литературе. 9*. Опираясь на знания в области стилистики русского языка, проследите, как в изученных вами произведениях из цикла петербургских повестей соседствуют разговорный язык, чиновничий «канцелярит» и литературно-книжная речь. Какого эффекта добивается автор, прибегая к подобному «смешению»? 10. Какова творческая история поэмы Гоголя «Мёртвые души»? Почему автора не устроил цензурный вариант заглавия поэмы: «Похождения Чичикова, или Мёртвые души»? 11.В чём заключается жанровое своеобразие гоголевской поэмы в прозе? Как она соотносится с другими классическими жанрами русской и мировой прозы? 12. Каковы сюжетно-композиционные особенности «Мёртвых душ»? В чём заключается композиционная «симметрия» частей первого тома? Есть ли внутренняя логика в расположении «помещичьих» глав? 13. Охарактеризуйте образы помещиков, нарисованные Гоголем в поэме. Что объединяет их и в чём их главное отличие друг от друга? Каков смысл «говорящих» фамилий героев? Кто из них выделяется из общего ряда и по каким признакам? 14. Как представлена в поэме тема города? Сопоставьте быт и нравы обывателей губернского города NN с картинами «Ревизора», изо бражением городской жизни в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Каково звучание «петербургской» темы в «Повести о капитане Копейкине»? 15. Как изображена в поэме крестьянская Русь? Над чем смеётся, по какому поводу негодует и чем восхищается автор, изображая народную жизнь? 16. В чём заключается неоднозначность, неодномерность образа Чичикова? Почему именно он стал «сквозным» героем гоголевского эпоса? Какой закон нарушает Чичиков, осуществляющий свои сделки в согласии с действующим в то время законодательством? 17. Охарактеризуйте роль лирического начала в поэме «Мёртвые души». Каковы формы авторского присутствия в поэме? Как связаны между собой образ автора-повествователя и образ Руси? 18*. Какие известные вам приёмы сатирического изображения использует Гоголь, рисуя картины жизни губернского города, образы помещиков и крестьян, «делового человека» Чичикова? Можно ли говорить о полном отсутствии в «Мёртвых душах» элементов фантастики, характерных для гоголевской сатиры? 19.Как соотносятся в поэме Гоголя злободневное и вечное, история и современность? В чём видит автор главные недостатки своей эпохи и каковы его нравственные рецепты, обращённые в будущее? Страница 304 1. В чём вы видите связь между литературой первой половины XIX века и последующей судьбой русского художественного слова, включая современную литературную ситуацию? 2. На материале данного раздела составьте перечень имён и произведений русской классики XIX—XX веков для самостоятельного изучения (для заканчивающих обучение) или дальнейшей работы в 10—11 классах. Укажите, какие произведения перечисленных авторов вы читали, и отметьте те имена и названия, которые вызвали у вас интерес при чтении раздела. 3. Напишите небольшое эссе «Вечные темы и мотивы русской классики».