1. Известно мнение критиков и собратьев по перу о многотемности, всеохватности пушкинской лирики. Каков ваш опыт прочтения Пушкина? Какие темы и мотивы его лирики оказались вам особенно близки? Приведите конкретные примеры из стихотворений. 2. На какие этапы делится творчество Пушкина? Кратко охарактеризуйте каждый из них. Как повлияли на внутреннюю логику творческого пути поэта личностные, индивидуальные особенности его дара и внешние, исторические обстоятельства русской жизни первой трети XIX века? 3. Охарактеризуйте лицейский, «ученический» период творчества Пушкина. Как соединяются в нём «чужие» влияния и самобытные, пушкинские образы и мотивы? Проанализируйте с этих позиций произведения поэта «эпикурейской» тематики («Блаженство», «Друзьям», «К Наталье» и др.). 4. Что определило специфику «петербургского» периода пушкинского творчества? Как повлияли на него общественные настроения в России 1820-х годов? Какие идеи нашли своё выражение в «политических» произведениях поэта (стихотворения «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву» и др.)? 5. В чём своеобразие «южных» стихотворений и поэм Пушкина? Как проявилось в них влияние поэзии Дж.Г. Байрона? Что определяет звучание сюжетов и образов в произведениях данного периода? 6*. Как в поэме «Кавказский пленник» решается проблема соотношения любви и свободы как абсолютных ценностей человеческого бытия? Сопоставьте проблематику поэмы с содержанием «Бахчисарайского фонтана» и «Цыган» с точки зрения воплощения авторского идеала. Каково соотношение «автор — герой» в пушкинских «южных» поэмах? 7. Каково значение для творчества поэта стихотворения «михайловского» периода «Разговор книгопродавца с поэтом»? Какова роль диалога в раскрытии идейного содержания стихотворения? 8. Как раскрывается тема лицейского братства в стихотворении «19 октября» (1825)? Что отличает «юбилейную» лирику Пушкина от дружеских посланий ранних лет? 9. В чём заключается художественно-эстетическое и духовное богатство пушкинской любовной лирики? Проанализируйте с этой точки зрения один из шедевров поэта. 10. Почему стихотворение «Пророк» (1826) считается «поворотным» явлением в пушкинской творческой биографии? Какова роль библейских мотивов и образов в «Пророке»? 11. В каких произведениях поэта затрагивается тема художника и власти? Каким образом она раскрывается в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный »? 12*. В чём своеобразие решения исторической темы в трагедии «Борис Годунов»? Каково финальное звучание проблемы власти и народа в пушкинской пьесе? 13. Охарактеризуйте жанровое своеобразие и проблематику «маленьких трагедий». Какие общие темы и мотивы звучат в произведениях этого цикла? 14*. Каковы особенности формы повествования и тематики «Повестей Белкина»? Как соотносятся в них пародийные мотивы и реалистическая «проза жизни»? 15. Что составляет философскую проблематику поздней лирики Пушкина? Проанализируйте одно из произведений данного периода. 16. Перечитайте начало «Вступления» к поэме «Медный всадник» («На берегу пустынных волн...»). Как в нём представлена главная антитеза «петербургской повести» — власть и народ, государство и «маленький человек»? Как соотносятся в повествовании две «точки ви́дения»: «и вдаль глядел» — «пред ним»? Почему Пётр не назван по имени, а предстаёт как условная фигура («стоял он...»)? 17. В чём заключается принципиальная неразрешимость конфликта великого Петра и «бедного» Евгения? Почему так озлобленно-непримиримы конфликтные стороны («назло надменному соседу», «ужо тебе»)? 18. Прокомментируйте два высказывания о противостоянии Петра и Евгения в поэме Пушкина: «И смиренным сердцем признаём мы торжество общего над частным, не отказываясь от нашего сочувствия к страданию этого частного...» (В.Г. Белинский), «Две правды на весах истории — торжественная, победная правда Петра и скромная правда Евгения» (Б.С. Мейлах). 19*. Как представлена «петровская» тема в творчестве Пушкина? Как авторская концепция истории в «Медном всаднике» соотносится с проблематикой других пушкинских произведений о Петре («Полтава», «Пир Петра Первого», «Арап Петра Великого» и др.)? 20. В чём «дьявольская разница» (выражение А.С. Пушкина) между традиционным романом и романом в стихах «Евгений Онегин»? Какова сюжетно-композиционная структура романа? 21. Что представляет собой «онегинская строфа»? Проиллюстрируйте её особенности на примере конкретной строфы из «Евгения Онегина». 22. Как представлен в романе «онегинский тип»? (С привлечением материала статей 8—9 из работы В.Г. Белинского «Сочинения Александра Пушкина».) Неизменна ли авторская оценка главного героя на протяжении повествования? Что сближает и что отдаляет друг от друга Онегина и автора? 23. Как развиваются в пушкинском романе параллели «Онегин — Ленский» и «Онегин — Татьяна»? Что явилось причиной «поражения» главного героя в дружбе и любви? 24. Каким предстаёт в романе «Татьяны милый идеал»? В чём обаяние героини? 25. Как представлены в романе различные «срезы» жизни русского дворянства? Что отличает петербургский, московский и провинциальный дворянский быт? Какой из них ближе автору? Главному герою? 26. В чём смысл «открытого» финала «Евгения Онегина»? Каково ваше понимание «энциклопедизма» пушкинского «свободного романа»?