menu


ГДЗ по литературе 9 класс Зинин часть 2 Пушкин А.С с ответами




1. Известно мнение критиков и собратьев по перу о многотемности, всеохватности пушкинской лирики. Каков ваш опыт прочтения Пушкина? Какие темы и мотивы его лирики оказались вам особенно близки? Приведите конкретные примеры из стихотворений.

Читая произведения Пушкина, я встретил разнообразие тем в его лирике. Особенно близкой оказалась для меня тема дружбы, прослеживаемая в стихотворениях "И.И. Пущину", "19 октября" и "Друзьям". Эта тема, связанная с лицейской жизнью, отражает важность дружбы в жизни поэта.

Любовная лирика Пушкина также привлекла мое внимание. Стихотворения "Керн", "Мадонна" и "Я вас любил" ярко выражают чувства поэта и его взгляд на любовь. Пушкин, будучи влюбчивым человеком, черпал вдохновение из своих чувств.

Тема свободы пронизывает стихи Пушкина, выражаясь в произведениях "Анчар", "Арион", "Вольность" и "К Чаадаеву". Эти стихи отражают его свободолюбивую душу и философский взгляд на важность свободы.

Пушкин обращается и к теме поэта и поэзии, как видно в стихотворениях "Разговор книгопродавца с поэтом", "Поэт" и "Я памятник себе воздвиг нерукотворный". В этих произведениях он размышляет о роли поэта в обществе и силе слова.

Также выделяется философская тема в стихах Пушкина, где он размышляет о жизни, смерти и смене поколений. Примером может служить стихотворение "Вновь я посетил..".

2. На какие этапы делится творчество Пушкина? Кратко охарактеризуйте каждый из них. Как повлияли на внутреннюю логику творческого пути поэта личностные, индивидуальные особенности его дара и внешние, исторические обстоятельства русской жизни первой трети XIX века?

Пушкинский творческий путь развивался через несколько этапов, начиная с лицейских лет и заканчивая последними трудными годами. Лицейские годы отмечены формированием поэта, знакомством с друзьями и созданием первых произведений. Лирика дружбы отражает влияние общения с Пущиным и друзьями на эмоциональное восприятие мира.

Период творчества в Петербурге (1817-1820) характеризуется углублением в литературные круги, активным общением с литераторами, и формированием собственного стиля. Путешествия на Юг (1820-1824) оказали значительное воздействие на художественное восприятие природы и темы восточной экзотики.

Пребывание в Михайловском (1824-1826) связано с творческим поиском и написанием стихов, отражающих внутренние переживания. Болдинская осень (1826) считается самым плодотворным временем, когда поэт создавал множество произведений, включая знаменитые стихотворения и роман в стихах "Евгений Онегин".

Последний этап связан с камер-юнкерским периодом и трудными годами. В это время Пушкин занимался работой над "Песнями западных славян", сталкиваясь с трудностями внутреннего и внешнего характера. Повесть "Арап Петра Великого" осталась не завершенной, свидетельствуя о сложных условиях последних лет творчества. Личностные особенности поэта и исторические обстоятельства эпохи сформировали его уникальный литературный путь.

3. Охарактеризуйте лицейский, «ученический» период творчества Пушкина. Как соединяются в нём «чужие» влияния и самобытные, пушкинские образы и мотивы? Проанализируйте с этих позиций произведения поэта «эпикурейской» тематики («Блаженство», «Друзьям», «К Наталье» и др.).

В творчестве Пушкина в лицейский период прослеживается слияние разнообразных влияний, где ложноклассические и просветительско-эпикурейские влияния играют ключевую роль. В этом времени, простирающемся от пребывания в Царском Селе до жизни в Петербурге, выражен яркий след французских влияний, включая восхищение Мольером, Корнелем и Расином, а также увлечение французской "легкой поэзией". Эти элементы формировали литературные вкусы и образовательный фон молодого Пушкина, оставляя свой отпечаток на его лицейских произведениях, таких как "Блаженство", "Друзьям", "К Наталье" и других.

4. Что определило специфику «петербургского» периода пушкинского творчества? Как повлияли на него общественные настроения в России 1820-х годов? Какие идеи нашли своё выражение в «политических» произведениях поэта (стихотворения «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву» и др.)?

5. В чём своеобразие «южных» стихотворений и поэм Пушкина? Как проявилось в них влияние поэзии Дж.Г. Байрона? Что определяет звучание сюжетов и образов в произведениях данного периода?

В творчестве Пушкина в "южных" поэмах проявляется уникальное сочетание романтических и реалистических элементов, определяющее их своеобразие. Эти произведения, такие как "Кавказский пленник", "Братья-разбойники", "Бахчисарайский фонтан" и "Цыганы", выражают героические идеалы, неудовлетворенность героев действительностью, и поиск социальной гармонии. Влияние поэзии Дж.Г. Байрона проявляется в реалистических тенденциях, противопоставлении человеческого мира демоническому, и изображении глубоко жизненных событий и лиц в "местных красках". Герои каждой поэмы обладают индивидуальными чертами, выраженными в соответствии с социальными и моральными аспектами. Пушкин, испытав сильное влияние Байрона, не копировал его, а создал произведения, сочетающие собственную оригинальность с влиянием английского поэта.

6*. Как в поэме «Кавказский пленник» решается проблема соотношения любви и свободы как абсолютных ценностей человеческого бытия? Сопоставьте проблематику поэмы с содержанием «Бахчисарайского фонтана» и «Цыган» с точки зрения воплощения авторского идеала. Каково соотношение «автор — герой» в пушкинских «южных» поэмах?

7. Каково значение для творчества поэта стихотворения «михайловского» периода «Разговор книгопродавца с поэтом»? Какова роль диалога в раскрытии идейного содержания стихотворения?

В стихотворении "Разговор книгопродавца с поэтом" Пушкин обрисовывает противостояние романтических и реалистических взглядов на литературу и творчество. С помощью живописных образов, ярких эпитетов и метафор, поэт представляет поэтически-романтическую точку зрения поэта и прозаическо-прагматическую позицию книгопродавца. Диалог служит средством раскрытия идейного содержания стихотворения, подчеркивая противоречие между идеализированным восприятием поэзии и более практическим, коммерческим взглядом на литературное творчество. В завершении, переход от поэтического к прозаическому стилю символизирует борьбу с романтическими идеалами в условиях "века торгаша", сохраняя при этом внутреннюю свободу и чистоту художественного вдохновения.

8. Как раскрывается тема лицейского братства в стихотворении «19 октября» (1825)? Что отличает «юбилейную» лирику Пушкина от дружеских посланий ранних лет?

Тема лицейского братства в стихотворении "19 октября" раскрывается через тёплые воспоминания о близких друзьях по Лицею, таких как Дельвиг, Горчаков, Кюхельбекер, Пушкин. Связь между ними не ограничивалась только играми и учёбой, они делили общий дух Лицея. В отличие от ранней лирики, наполненной оптимизмом и желанием свободы, "юбилейная" лирика выражает тоску по искренним отношениям и серьёзное, торжественное отношение к дружбе.

9. В чём заключается художественно-эстетическое и духовное богатство пушкинской любовной лирики? Проанализируйте с этой точки зрения один из шедевров поэта.

В пушкинской любовной лирике заключается уникальное художественно-эстетическое и духовное богатство. Поэт выражает свою любовь к миру через стихи, наполняя их благосклонностью и самовыражением. Это чувство любви является основным духовным богатством, которое преобразует его стихотворения, наполняя их глубиной и красотой.

10. Почему стихотворение «Пророк» (1826) считается «поворотным» явлением в пушкинской творческой биографии? Какова роль библейских мотивов и образов в «Пророке»?

Страница "Пророка" в творчестве Пушкина считается поворотной, олицетворяя аллегорические образы и библейские мотивы. В этом стихотворении поэт, вдохновленный декабристским восстанием, передает свое послание через образ пророка, используя библейский стиль и язык.

11. В каких произведениях поэта затрагивается тема художника и власти? Каким образом она раскрывается в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный »?

Тема художника и власти пронизывает несколько произведений Пушкина. В стихотворении "Я памятник себе воздвиг нерукотворный", эта тема раскрывается через выражение ненависти к самовластию и воздвижение нерукотворного памятника, являющегося актом индивидуального протеста и самовыражения художника.

12*. В чём своеобразие решения исторической темы в трагедии «Борис Годунов»? Каково финальное звучание проблемы власти и народа в пушкинской пьесе?

В трагедии "Борис Годунов" Пушкин привносит подлинный историзм, воссоздавая "минувший век во всей его истине". В центре внимания поэта - вопрос взаимоотношений царской власти и народа. Пушкин выражает убеждение, что судьба человека тесно связана с народом, и история определяется стихией народной жизни. Он признает влияние на ход истории народных масс, отказываясь от точек зрения декабристов и Карамзина. Автор подчеркивает необходимость беспристрастного и объективного изображения народа и отдельного человека в исторических произведениях.

13. Охарактеризуйте жанровое своеобразие и проблематику «маленьких трагедий». Какие общие темы и мотивы звучат в произведениях этого цикла?

14*. Каковы особенности формы повествования и тематики «Повестей Белкина»? Как соотносятся в них пародийные мотивы и реалистическая «проза жизни»?

"Повести Белкина", созданные Пушкиным в селе Болдино, характеризуются широкой тематической амплитудой, охватывая различные сферы жизни, от военно-офицерских нравов до поместно-усадебного уклада. Основная проблематика связана с маленьким, бедным человеком и его положением в обществе.

Повести ведутся от имени вымышленного либерального помещика Белкина, который придает повествованию полную достоверность. Он рассказывает случаи, услышанные от разных лиц, оставаясь ведущим рассказчиком. Сквозь образы рассказчиков прослеживается облик самого Пушкина.

Повести проникнуты просвещенно-дворянским гуманизмом, оптимистичны и обращены к вопросам социальных противоречий, нравственного достоинства, человеческого счастья и желаний мещанско-ремесленных кругов.

Герои "Повестей Белкина" представляют обычных людей, чьи характеры ясны и естественны, воплощаясь средствами краткой реалистической выразительности. Описания их внешности сжаты, подчеркивая естественность и лишенность преувеличений.

Сюжет "Повестей Белкина" характеризуется внезапными поворотами, перерывами в развитии событий, острыми и ложными ситуациями, создавая напряженность и живость в действии. Пушкин использует приемы интриги, придающие элементы тайны и авантюры, но не делающие сюжет запутанным, оставляя его легко воспринимаемым.

15. Что составляет философскую проблематику поздней лирики Пушкина? Проанализируйте одно из произведений данного пе­риода.

Поздняя лирика Пушкина освещает философские аспекты, такие как смысл жизни и ностальгия по прошлым дням. Одним из произведений, раскрывающих эту тему, является стихотворение "Брожу ли я вдоль улиц шумных...". В нем поэт говорит о неизбежности смерти, но при этом взгляд на мир просвещен мудростью. Несмотря на тоску по ушедшему времени, Пушкин уступает место новому поколению, что отражено в светлой грусти и смирении. Другое стихотворение, "Вновь я посетил...", также отражает философские размышления о жизни. В этом произведении присутствует понимание того, что время поэта прошло, и он приветствует новое поколение с умиротворением. В своих философских стихотворениях Пушкин раскрывает простые и вечные истины, придавая им бессмертный характер.

16. Перечитайте начало «Вступления» к поэме «Медный всадник» («На берегу пустынных волн...»). Как в нём представлена главная антитеза «петербургской повести» — власть и народ, государство и «маленький человек»? Как соотносятся в повествовании две «точки ви́дения»: «и вдаль глядел» — «пред ним»? Почему Пётр не назван по имени, а предстаёт как условная фигура («стоял он...»)?

17. В чём заключается принципиальная неразрешимость конфликта великого Петра и «бедного» Евгения? Почему так озлобленно-непримиримы конфликтные стороны («назло надменному соседу», «ужо тебе»)?

Принципиальная неразрешимость конфликта между великим Петром и "бедным" Евгением проистекает из их различного отношения к власти и обычному народу. Пушкин в своем произведении ярко выражает этот конфликт, представляя Петра как символ надменной власти, а Евгения - как обычного человека. В момент бедствия Евгений сталкивается с безразличием власти к обычным людям, что вызывает его злость и беспомощность. Пушкин через образы героев показывает, что власть, не обращающая внимание на нужды и чувства простых людей, может вызвать непримиримость и озлобленность со стороны народа. Это вечная проблема борьбы между правительством и народом, актуальная и в наше время.

18. Прокомментируйте два высказывания о противостоянии Петра и Евгения в поэме Пушкина: «И смиренным сердцем признаём мы торжество общего над частным, не отказываясь от нашего сочувствия к страданию этого частного...» (В.Г. Белинский), «Две правды на весах истории — торжественная, победная правда Петра и скромная правда Евгения» (Б.С. Мейлах).

19*. Как представлена «петровская» тема в творчестве Пушкина? Как авторская концепция истории в «Медном всаднике» соотносится с проблематикой других пушкинских произведений о Петре («Полтава», «Пир Петра Первого», «Арап Петра Великого» и др.)?

20. В чём «дьявольская разница» (выражение А.С. Пушкина) между традиционным романом и романом в стихах «Евгений Онегин»? Какова сюжетно-композиционная структура романа?

В созданном Пушкиным романе в стихах "Евгений Онегин" выделяется особая характеристика, которую сам поэт назвал "дьявольской разницей". Этот роман уникален своей оригинальной структурой и использованием онегинской строфы. В отличие от традиционного романа, "Евгений Онегин" сочетает в себе лиро-эпические элементы, сохраняя при этом основные черты жанра, такие как обширный объем, множество персонажей и наличие сюжета. Композиционно роман не имеет четкого начала и конца, что придает ему незавершенный характер и открывает возможность для продолжения истории героев.

21. Что представляет собой «онегинская строфа»? Проиллюстрируйте её особенности на примере конкретной строфы из «Евгения Онегина».

22. Как представлен в романе «онегинский тип»? (С привлечением материала статей 8—9 из работы В.Г. Белинского «Сочинения Александра Пушкина».) Неизменна ли авторская оценка главного героя на протяжении повествования? Что сближает и что отдаляет друг от друга Онегина и автора?

23. Как развиваются в пушкинском романе параллели «Онегин — Ленский» и «Онегин — Татьяна»? Что явилось причиной «поражения» главного героя в дружбе и любви?

В романе "Евгений Онегин" Пушкин развивает параллели между отношениями Онегина и Ленского, а также Онегина и Татьяны, подчеркивая их различия и подчас трагические последствия.

Параллель "Онегин — Ленский" олицетворяет разрыв в дружбе. Их отношения стремительны, но несовместимы из-за характерных различий. Онегин, скучающий и циничный, убивает Ленского в дуэли, проявив безразличие к чужой жизни. Это действие становится причиной их разрыва, оставляя Онегина со скорбным раскаянием, но для окружающих Ленский остается памятью о честности и идеализме.

Параллель "Онегин — Татьяна" начинается с откровенности со стороны Онегина, который отклоняет её чувства. Однако, с течением времени, Онегин влюбляется в неё, но Татьяна теперь замужем за князем Грековым. Это приводит к поражению Онегина, отразив его эгоистичность и невозможность изменить судьбу.

В обоих случаях, поражение Онегина обусловлено его неспособностью к дружбе и его эгоизмом, что приводит к трагическим последствиям в отношениях с Ленским и Татьяной. Онегин, не умея ценить дружбу и любовь, остается одиноким и отвергнутым обществом.

24. Каким предстаёт в романе «Татьяны милый идеал»? В чём обаяние героини?

В начале романа "Татьяна милый идеал" Евгений Онегин изображен как беззаботный молодой человек, заинтересованный лишь собственными удовольствиями. Однако встреча с героиней приводит к переменам в его характере. После этого события Онегин начинает задумываться о своих предыдущих поступках и испытывает чувства раскаяния, особенно в связи с дуэлью с Ленским. Татьяна, в свою очередь, предстает как типичная русская девушка — мечтательная, верная своим принципам и увлеченная чтением французских романов. Пушкин специально создал этот образ, делая Татьяну ключевой фигурой в романе.

25. Как представлены в романе различные «срезы» жизни русского дворянства? Что отличает петербургский, московский и провинциальный дворянский быт? Какой из них ближе автору? Главному герою?

В романе "Евгений Онегин" Александр Пушкин представляет различные "срезы" жизни русского дворянства, выделяя особенности петербургского, московского и провинциального быта.

Петербургский быт изображен как мир развлечений, балов, опер и театров, где господствует золотая молодежь, преследующая собственные наслаждения. Жизнь в Петербурге подчинена моде и беспокойству, что приводит к скуке и разочарованию.

Московский быт, напротив, представлен более размеренным и спокойным. В Москве акцент делается на приемах, балах, но без гонки за модой, с акцентом на выгодные браки и "ярмарки невест".

Провинциальный быт описывается как уединенный и скудный, с акцентом на традиционные занятия, такие как охота, рыбалка, и обустройство хозяйства. Отсутствие духовной жизни и старение обитателей провинции выделяются в этом срезе.

Автору и главному герою, Евгению Онегину, близок петербургский быт с его стремительностью и разнообразием развлечений. Онегин, хотя и родился в провинции, чувствует себя чужим там и ищет впечатлений в Петербурге. Автор, разделяя прогрессивные взгляды Онегина, также находит в Петербурге отражение своих идей о жизни и обществе.

26. В чём смысл «открытого» финала «Евгения Онегина»? Каково ваше понимание «энциклопедизма» пушкинского «свободного романа»?

Открытый финал "Евгения Онегина" Александра Пушкина предоставляет читателю свободу интерпретации и переосмысления судьбы главного героя. Отсутствие четкого разрешения в истории Онегина подчеркивает неопределенность его жизненного пути и оставляет место для различных трактовок.

Понятие "энциклопедизма" в контексте пушкинского "свободного романа" означает широкий охват тем и сюжетов, представленных в произведении. Пушкин в своем романе касается различных аспектов общества, культуры, морали, отношений и искусства. Он создает своеобразный "энциклопедический" мир, в котором развиваются различные темы и мотивы.

Термин "свободный роман" указывает на особенности формы произведения, где автор не привязан к жестким канонам и имеет свободу в построении сюжета и композиции. В "Евгении Онегине" Пушкин использует оригинальную строфу, комбинирует лиро-эпические элементы, и, отклоняясь от традиционных форм, создает произведение, в котором гармонично сочетаются романтическая лирика и повествование.






ГДЗ по литературе 9 класс Зинин часть 2 Пушкин А.С