Вопросы и задания
1. Что является завязкой комедии: I или III явление первого действия? Свой ответ аргументируйте.
Завязкой комедии является I явление первого действия. В этом отрывке представлено введение героев и событий, связанных с приездом ревизора, что становится отправной точкой для развития сюжета и комических элементов.
2. Предысторию может иметь не только определённое событие, но и персонаж. Определите предысторию Хлестакова. В каком месте второго действия Хлестаков входит в общее движение пьесы?
Предысторией Хлестакова является его проигрыш в карты, который стал причиной невозможности оплаты гостиницы и вызвал интерес со стороны Бобчинского и Добчинского. Второе действие начинается с входа Хлестакова в общее движение пьесы.
3. Благодаря каким событиям вовлекаются в комедию чиновники, купцы, дамы?
В комедию чиновники, купцы и дамы вовлекаются благодаря приезду ревизора. Чиновники и Городничий пытаются подкупить его, а купцы стремятся пожаловаться на Городничего.
4. С какой целью даны сцены представления чиновников и купцов Хлестакову? Нужны ли они для развития действия?
Сцены представления чиновников и купцов Хлестакову в пьесе несут цель продемонстрировать их недалекость и малообразованность. Эти описания важны для развития действия, подчеркивая комические черты персонажей и вносят элементы смеха в общий сюжет.
5. В комедии «Ревизор» две развязки. Найдите и зачитайте их. С какими явлениями первого действия связана каждая из них?
В первой развязке Хлестаков, обручившись и уехав с деньгами, ковриком и лучшими лошадьми, создаёт видимость благополучного разрешения внешнего конфликта. Однако вторая развязка наступает, когда почтмейстер приносит письмо Хлестакова, раскрывающее всю правду о чиновниках и вызывающее их оскорбление. Эта развязка переводит ситуацию из комической в трагическую, подчёркивая жалкость городничего и обманутость чиновников.
6. Ориентируясь на материалы статьи Гоголя, расскажите об изображении в комедии провинциального чиновника. Предварительно запишите ключевые слова.
7. Сопоставьте характеры городничего и Земляники. Имеются ли индивидуальные различия? В чём они? Сформулируйте развёрнутый вывод.
Городничий и Земляника представлены с разными характерами в комедии. Городничий, старший по должности, описан как старый взяточник с серьезным поведением. Земляника, более молодой, изображен как толстый и хитрый обманщик. Оба персонажа обладают негативными чертами, такими как взяточничество, но Земляника выделяется предательством и клеветой. Городничий, несмотря на свои недостатки, не опускается до таких крайностей и не предает своих соотечественников. Вместе с тем, оба персонажа используют лесть и угодничество для достижения своих целей, хотя Земляника проявляет в этом большую ревностность. Таким образом, различия между ними проявляются в степени и характере их негативных черт, а Городничий сохраняет более высокий уровень моральности по сравнению с Земляникой.
8. Городничий говорит, что Хлестаков «может сделать всё, всё, всё». Как это можно понять?
Городничий утверждает, что Хлестаков в его представлении обладает всевозможной властью и влиянием, сравнивая его с Ревизором. Это высказывание отражает его предположение о том, что Хлестаков может влиять на все аспекты ситуации и решать любые проблемы, подразумевая его высокий статус и важность в городе.
9. Определите самый лживый монолог Хлестакова и прочитайте его выразительно. Назовите основные художественные приёмы, к которым прибегает писатель.
В этом монологе Хлестаков приукрашивает свою личную связь с Пушкиным, делая её ближе, чем она есть на самом деле. Он приводит различные аспекты своей жизни, пытаясь создать впечатление о своей важности и связи с известным литератором. Однако весь монолог является вымыслом и служит для усиления комического эффекта. Гоголь использует художественные приёмы преувеличения, гиперболы и иронии для подчёркивания лживости и самоуверенности Хлестакова.
10. Прочитайте по ролям эпизод разговора жены и дочери городничего. Какие приёмы создания комической ситуации используются в нём? Сходны ли они с другими сценами или Гоголь для каждого эпизода подбирает особые приёмы создания комического эффекта?
11. Охарактеризуйте речь персонажей комедии (двух-трёх по выбору).
Осип - хитрый и умный крепостной крестьянин, слуга Хлестакова, который проявляет большую сообразительность и проницательность.
Анна Андреевна - глуповатая и любопытная жена городничего, провинциальная кокетка, которая сохраняет свою привлекательность в возрасте около 40 лет.
Лука Лукич Хлопов - робкий и трусливый чиновник, ответственный за учебные заведения, постоянно пахнущий луком.
12. Драматург неоднократно прибегает к приёму, когда персонаж говорит как бы для себя, не вслух («слова в сторону»). Данный приём используется с XVIII века. Какова его роль в комедии?
Этот приём, известный как "слова в сторону", позволяет драматургу предоставить читателю или зрителю внутренние раздумья персонажа, раскрывая его мысли, поясняя поступки и позволяя понять реакцию героя на происходящее.
13. Как вы думаете, автор воспроизводит в комедии «копию действительноcти» или моделирует собственный художественный мир?
Автор комедии одновременно воспроизводит "копию действительности" и моделирует собственный художественный мир, создавая уникальное художественное полотно, которое отражает элементы реальности, но при этом воплощает их в особенном контексте и форме, представляя собой характерный образ жизни и поведения персонажей в комедийной вселенной.
14. В чём смысл «Ревизора»? Почему пьеса имеет такое название?
"Ревизор" Гоголя несет смысл в том, что появление ревизора, даже если им оказывается обманщик Хлестаков, выявляет коррупцию и недостатки в обществе. Название пьесы указывает на ключевой сюжетный поворот, когда инспектор (ревизор) становится катализатором разоблачения моральной и материальной деградации городских чиновников.
15. Как соотносятся эпиграф (пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива») и слова городничего «Чему смеётесь? над собой смеётесь!»?
16. Что такое хлестаковщина? Это явление — уже достояние истории или оно характерно и для нашего времени?
"Хлестаковщина" – это явление, представляющее собой беспочвенное хвастовство, основанное на лжи и стремление производить впечатление, не имея реальных оснований для гордости. Хотя термин происходит из произведения Гоголя "Ревизор", описываемая черта характера актуальна и в современном обществе, особенно среди молодежи.
С 427