Блок Страница 67 1. Какие стихотворения А. Блока вам знакомы? О чём они? 2. Когда впервые у Блока появился интерес к истории? Какой представлялась ему Россия? 3. Прочитайте стихотворение «Россия» из цикла «На поле Куликовом». Страница 68 СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ «Россия» 1. Литературоведы утверждают, что в творчестве А. А. Блока вырисовывается тема двух Россий — России официальной, чиновной, мещанской и России народной, а также России современной и России древней, дохристианской. О какой России идёт речь в этом стихотворении? 2. Что преобладает в стихотворении — тревога, горестное чувство, любовь? Как удаётся эти чувства донести Алине Покровской чтением? 3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения А. А. Блока «Россия» наизусть. 1. Какие чувства овладевают поэтом при раздумье о России? 2. Какой представляется Блоку исконная историческая судьба России? О чём говорят вашему сердцу такие строки и слова: «Мне избы серые твои, / Твои мне песни ветровые — / Как слёзы первые любви!» «Не пропадёшь, не сгинешь ты, / И лишь забота затуманит / Твои прекрасные черты...»«А ты всё та же — лес, да поле, / Да плат узорный до бровей...»«И невозможное возможно, /...Когда блеснёт в дали дорожной / Мгновенный взор из-под платка...» Мандельштам Страница 72 1. Какие события древней истории легли в основу стихотворения О. Э. Мандельштама? 2. В каких строчках заключена, по вашему мнению, главная мысль этого произведения? Попробуйте найти в тексте стихотворения дополнительные аргументы в пользу утверждения, что «всё движется любовью». 3. Какое состояние привело автора к ночным размышлениям? Каким образом в сознании поэта объединяются история и современность? 4. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, обратите внимание на его музыкальность, торжественный ритм «русского гекзаметра» (шестистопный ямб с цезурой). Шмелев Страница 74 1. Где прошло детство И. С. Шмелёва, о чём вспоминал он впоследствии? 2. Читали ли вы другие рассказы И. С. Шмелёва? Чем они вам запомнились? 3. Используя статью О. Н. Михайлова и ресурсы Интернета, подготовьте устное сообщение о жизни и творчестве И. С. Шмелёва. Прочитайте рассказ И. С. Шмелёва «Как я стал писателем». Обратите внимание на то, как воспринимаются героем рассказа окружающие его в детстве предметы. Страница 81-82 1. Рассказ назван «Как я стал писателем». Как вы думаете, что это: воспоминания, дневниковые записи или обычный рассказ? 2. Что открывал главный герой в людях? Что ему нравилось в них? Какими виделись ему в детстве окружающие пред меты? 3. Какой герой одного из рассказов А. Платонова так же воспринимал окружающий его мир и предметы? О каких чертах характера это свидетельствует? 4. Как пришло к герою Шмелёва умение писать? Чем заканчивается рассказ? Почему главный герой почувствовал, что он «другой»? Известны ли вам рассказы или повести о том, как человек становится писателем (например, у А. Чехова, И. Бунина, М. Горького)? 5. В какое историческое время происходит становление писателя? По каким приметам мы можем об этом догадаться? 6. Вспомните, какие произведения называются автобиографическими. Можно ли к ним отнести рассказ И. С. Шмелёва? 1. Пробовали ли вы сами создать оригинальный рассказ, очерк, басню, рецензию? Что вам в этом помогало? 2. Объясните слова, включите их в свою речь: непредумышленно, доныне, оратор, благословляющий, пренебрежительно, возненавидел, нравственное совершенствование, проникнуться чувством, наставник, мыслитель, творение, благоговение, благодушие, смущённый. СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ «Как я стал писателем» 1. Что в рассказе И. С. Шмелёва вас особенно удивило? 2. Как способствовало этому чтение актёра? Какие интонации преобладали в его чтении (грустные, радостные, игровые, юмористические)? 3. Почему герой Шмелёва решил послать рассказ в журнал? Что он при этом думал? Как, с какими чувствами и интонациями об этом читает Алексей Колган? 5. Почему актёр особо торжественно произносит слова редактора? 6. Как И. С. Шмелёв решил готовить себя к писательскому труду (читать, писать, слушать...)?