menu


ГДЗ по литературе 8 класс Коровина, Журавлев Страница 46-66




Чехов

Страница 46

Что вам известно о жизни А. П. Чехова? Какие чеховские рассказы вы читали? О чём они? Расскажите об одном из них.

Антон Павлович Чехов, выдающийся русский писатель и драматург, действительно оставил неизгладимый след в литературе. Его жизнь была насыщенной и интересной.

Рассказ "О любви" (также известный как "Любовь") является одним из шедевров Чехова. В этом произведении он затрагивает тему любви, как указано в названии. Рассказ внимательно и тонко раскрывает человеческие чувства и отношения.

Сюжет сосредоточен вокруг персонажей, оказавшихся в поезде. Главный герой, юноша по имени Алёша, знакомится с дамой по имени Анна. Между ними возникает диалог о любви и чувствах. Чехов мастерски описывает внутренний мир персонажей, их размышления, сомнения и тоску.

Рассказ "О любви" не просто повествует о романтических переживаниях, но и задевает более глубокие аспекты человеческих отношений, размышляя о природе любви, ее трагических и прекрасных аспектах.

Чехов был мастером психологического портрета, и его рассказы часто являлись исследованием человеческой души. "О любви" — отличный пример его литературного мастерства, позволяющий читателю заглянуть в самые глубокие уголки человеческой сущности.

Страница 55

1. В чём суть рассказа? О чём он? Кто его герои?

В рассказе "О любви" Чехов создает глубокий образ помещика Павла Константиновича Алёхина, который сталкивается с моральными дилеммами и социальными ограничениями. Главная тема рассказа - внутренний конфликт героя между своими чувствами и социальными нормами.

Алёхин, несмотря на свою бедность, представляет собой образ интеллигентного и душевного человека. Его чувства к Анне Алексеевне Луганович, супруге соседа, выходят за рамки обыденных нравственных норм. Герой осознает, что его чувства несовместимы с социальными ожиданиями и моралью общества. Он сталкивается с выбором между чувствами и социальной порядочностью.

Анна Алексеевна и ее муж Павел Луганович предстают в рассказе в качестве второстепенных персонажей, чья семейная жизнь становится объектом внимания и внутреннего раздумья для главного героя. Сложная ситуация создает напряженность и драматургию в рассказе, при этом Чехов не стремится к четкому разрешению конфликта, оставляя исход открытым для трактовки читателя.

2. Можно ли было предположить, как будут развиваться события? По каким приметам вы сделали такие выводы?

Изначально уже заметно, что между Алёхиным и Анной Алексеевной возникают особые чувства, несмотря на социальные и моральные ограничения. Приметой того, что события будут развиваться сложно и с трудностями, может служить сам характер конфликта между чувствами героев и общественными ожиданиями.

Чехов в рассказе оставляет концовку открытой и не предоставляет явного разрешения ситуации. Это позволяет читателю самостоятельно интерпретировать возможное развитие событий и их влияние на героев. Ваше предположение о том, что герои не будут вместе из-за сложности семейных обстоятельств, вполне соответствует тому, как Чехов строит свой рассказ, подчеркивая сложность моральных выборов и социальных норм.

3. Какое значение для развития действия имел рассказ о красивой Пелагее и поваре Никаноре?

Рассказ о красивой Пелагее и поваре Никаноре добавляет глубину и многозначность в общую картину произведения. Этот эпизод подчеркивает не только сложность и непредсказуемость чувств, но и раскрывает различные аспекты любви. В отличие от героев основного сюжета, Пелагея и Никанор могут быть вместе, несмотря на явные несовпадения и трудности их отношений.

Этот подплот в рассказе также служит контрастом к более сложным и запретным чувствам между Алёхиным и Анной. Он позволяет читателю задуматься о природе и разнообразии любви, а также о том, как общественные ограничения и нормы могут влиять на человеческие отношения.

4. Каково ваше отношение к героям и их поступкам? Что хотел сказать читателям автор? Как вы понимаете финал рассказа?

Моё отношение к героям и их поступкам в рассказе "О любви" аналогично отношению Чехова к ним. Алёхин предстаёт как человек, способный на глубокие размышления, но в то же время слабый и неспособный изменить свою жизнь. Его решение соблюдать общественные нормы вместо того, чтобы следовать своим чувствам, может вызвать сочувствие, но и разочарование.

Чехов, кажется, предлагает читателям задуматься о том, как часто люди сдерживают себя из-за социальных ожиданий, теряя возможность быть счастливыми. Финал рассказа, в котором Алёхин остаётся в одиночестве, может восприниматься как комментарий к тому, как часто мы сами создаём свои тюрьмы, придерживаясь устаревших норм.

Чехов, возможно, хотел подчеркнуть сложность выбора между индивидуальным счастьем и общественными ожиданиями. Финал, вероятно, напоминает читателям о том, как часто люди оказываются запутанными в собственных убеждениях, несмотря на свои умственные способности.

5. Какие размышления у вас вызвал рассказ? Осуждаете или одобряете вы поступки героев? Согласны ли вы с рассуждениями о рассказе в статье «О героях рассказа А. П. Чехова „О любви“»? Аргументируйте свой ответ цитатами из текста рассказа.

Рассказ "О любви" вызывает у меня размышления о том, как часто люди подчиняют свою судьбу общественным нормам, отказываясь от собственного счастья. Алёхин, хотя и обладает интеллектом и глубокими размышлениями, оказывается запутанным в сети общественных ожиданий.

Судя по его словам, Лугановская проявила смелость в выражении своих чувств, даже если это произошло в условиях разлуки. Это вызывает уважение, поскольку она по крайней мере была откровенной по отношению к Алёхину.

В статье "О героях рассказа А. П. Чехова „О любви“" также отмечается сложность выбора перед героем и тема подчинения общественным нормам. Цитата из рассказа подтверждает, что Алёхин столкнулся с трудным выбором: "Теперь ему предстояло дело мучительное и трудное: выбирать, между женою и любовницей, между пустым светом, искусственным обществом, которое создал, и тем, что так и называется "для души"."

Страница 56

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

«О любви»

1. Что, по вашему мнению, хотел сказать своим рассказом автор? Передал ли эту мысль в своём чтении актёр?

2. Какие мысли и настроения рассказчика передаются музыкой старинного романса?

3. Как вы понимаете слова: здравомыслие, вялость? К характеристике какого героя они относятся?

4. Как вы понимаете выражения: благородное существо, дурное настроение? С какими героями связаны эти выражения?

5. Как понять концовку рассказа? Соответствует ли ей музыка и чтение актёра?

Куприн

Страница 58

1. Вспомните, какие рассказы А. И. Куприна вы уже читали в классе или самостоятельно. Чем они вам запомнились?

Прочитанные рассказы А. И. Куприна, а именно "Белый пудель" и "Чудесный доктор", оставили впечатление своей яркой характеристикой добрых и благородных персонажей. В обоих произведениях автор привносит оптимизм и завершает их положительным развитием сюжета. В "Белом пуделе" особенно запоминается образ милосердного старика, а в "Чудесном докторе" — атмосфера чудес и доброты.

2. Назовите основные этапы жизни писателя.

Жизненный путь А. И. Куприна охватывает несколько ключевых этапов. Его биография начинается с рождения в 1870 году, за которым последовали учеба в сиротском пансионе и в кадетском корпусе. После военного училища Куприн служил в армии. В 1894 году, получив отставку, он начал активную литературную деятельность, в том числе публикацию произведений в различных журналах. Гражданская война заставила его покинуть Россию и стать эмигрантом. Возвращение на родину произошло в 1937 году, но вскоре после этого писатель скончался от рака.

3. Какие темы затрагивал А. И. Куприн в своих произведениях?

Творчество А. И. Куприна охватывает разнообразные темы, в его произведениях затрагиваются вопросы любви, доброты, верности, чести, а также отражены образы и судьбы детей. Автор не ограничивался узким кругом сюжетов, а широко и глубоко освещал различные стороны человеческой жизни и взаимоотношений в своих произведениях.

Страница 64

1. Что, кроме занимательного сюжета, привлекло вас в этом рассказе А. И. Куприна?

Привлекательность рассказа А. И. Куприна "Куст сирени" для меня заключается не только в увлекательном сюжете, но и в оптимистичной завершающей части и образе главной героини, Веры Алмазовой. В этом произведении Куприн создал образ преданной жены и находчивой женщины, которая сохраняет веру в своего мужа и не сдаётся перед трудностями.

2. Какое произведение зарубежной литературы, прочитанное вами в 7 классе, напоминает этот рассказ? Можно ли сказать о чувстве самоотверженности и любви героев этих рассказов?

Рассказ "Куст сирени" воспоминает о произведении О. Генри "Дары волхвов". В обоих произведениях заметно чувство самоотверженной любви героев. В рассказе О. Генри история двух бедных, но преданных супругов, каждый из которых отдаёт самое дорогое, чтобы сделать подарок другому на Рождество. Несмотря на то, что оба не могут воспользоваться подарками, они счастливы, потому что вместе и любят друг друга.

3. Как вы полагаете, можно ли считать рассказ «Куст сирени» произведением о любви? Подготовьте развёрнутый устный ответ на этот вопрос.

Рассказ "Куст сирени" можно считать произведением о любви, несмотря на отсутствие явных упоминаний слов "любить" или "любовь". В последнем предложении героиня, Вера, называет сирень "любимым цветком", что является символом её глубоких чувств. В рассказе заметно, что герои связаны настоящей, искренней любовью. Акты самопожертвования и преданности, проявленные Верой, подчеркивают её сильные чувства. Рассказ иллюстрирует, что истинная любовь способна вдохновлять на бескорыстные поступки, не делая при этом из любящего человека жертву обстоятельств.

1. Объясните смысл эпитетов и подберите к ним синонимы: сдвинутые брови, насупившееся лицо, тяжёлое молчание, нервное лицо.

1)сдвинутые брови - брови, стянутые в стороны
2)насупившееся лицо - лицо, выражающее недовольство
3)тяжёлое молчание - молчание, полное напряжения
4)нервное лицо - напряженное лицо

2. Объясните слова и словосочетания, используйте их в своих рассуждениях о прочитанном: беспрестанно, недоумение, падать духом, переписчица, чертёжница, чтица, злополучный, сдержанный, аккуратный, извольте, тяжёлое раздумье, комод, сударь, сударыня.

Страница 65

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

«Куст сирени»

1. Это второй рассказ о любви в вашем учебнике. Какой из них и чем понравился вам больше?

2. Различные отношения между людьми, разные чувства... Каждый из писателей обращает ваше внимание на сложные ситуации, в которых оказываются люди (влюблённые, любящие, серьёзные, легкомысленные и т. д.). Как герои этих произведений выходят из сложившихся ситуаций?

3. Послушайте, на какие качества характера героев обращает ваше внимание актёр Алексей Колган в своём чтении рассказа «Куст сирени».

4. В чём причина расстройства Алмазова? Какой выход предложила жена? Что она для этого сделала?

5. Почему жена заставляла мужа вновь и вновь пересказывать его разговор с профессором?

6. Как прочитал актёр финал рассказа?

7. Как вы думаете, почему А. И. Куприн ни разу не произнёс слова «любовь», «любили», а ведь весь рассказ посвящён настоящей любви?






ГДЗ по литературе 8 класс учебник Коровина, Журавлев Часть 2 Страница 46-66