menu


ГДЗ по литературе 8 класс Коровина, Журавлев Страница 67-86




Блок

Страница 67

1. Какие стихотворения А. Блока вам знакомы? О чём они?

В творчестве А. Блока я знаком с несколькими стихотворениями, включая "Ангел-хранитель" и "В дюнах". "Ангел-хранитель" освещает тему смысла жизни и роли человека на Земле. Это произведение предлагает размышления о духовном пути человека. С другой стороны, "В дюнах" относится к любовной лирике, где поэт размышляет о любви и о том, как различные слова выражают это чувство. Оба стихотворения отражают глубокие мысли и эмоции автора, оставляя пространство для размышлений о человеческой природе и смысле жизни.

2. Когда впервые у Блока появился интерес к истории? Какой представлялась ему Россия?

Возникновение интереса к истории у А. Блока произошло в детстве, во время пребывания в семье деда.

Поэт противопоставлял две России: официальную, самодержавную и бюрократическую, и народную. Для Блока Россия была не только страной, но и чем-то живым, родным и ласковым, сопоставимым с человеком. В его произведениях, таких как цикл "Русь", Россия олицетворяется как жена, близкий и дорогой человек, отражая глубокую эмоциональную связь поэта с родиной.

3. Прочитайте стихотворение «Россия» из цикла «На поле Куликовом».

Страница 68

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

«Россия»

1. Литературоведы утверждают, что в творчестве А. А. Блока вырисовывается тема двух Россий — России официальной, чиновной, мещанской и России народной, а также России современной и России древней, дохристианской. О какой России идёт речь в этом стихотворении?

2. Что преобладает в стихотворении — тревога, горестное чувство, любовь? Как удаётся эти чувства донести Алине Покровской чтением?

3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения А. А. Блока «Россия» наизусть.

1. Какие чувства овладевают поэтом при раздумье о России?

2. Какой представляется Блоку исконная историческая судьба России? О чём говорят вашему сердцу такие строки и слова:

«Мне избы серые твои, / Твои мне песни ветровые — / Как слёзы первые любви!»

«Не пропадёшь, не сгинешь ты, / И лишь забота затуманит / Твои прекрасные черты...»«А ты всё та же — лес, да поле, / Да плат узорный до бровей...»«И невозможное возможно, /...Когда блеснёт в дали дорожной / Мгновенный взор из-под платка...»

Мандельштам

Страница 72

1. Какие события древней истории легли в основу стихотворения О. Э. Мандельштама?

В период своих студенческих лет на историко-филологическом факультете романо-германского отделения, Осип Мандельштам глубоко погружался в изучение «Илиады», полагая, что чтение списка кораблей из этого эпоса помогает против бессонницы. Этот опыт и его студенческие годы оказали влияние на его творчество, а стихотворение "Бессонница. Гомер. Тугие паруса" является отражением этого периода, включая в себя воспоминания о времени, проведенном в доме Максимилиана Волошина в Коктебеле в 1915 году.

2. В каких строчках заключена, по вашему мнению, главная мысль этого произведения? Попробуйте найти в тексте стихотворения дополнительные аргументы в пользу утверждения, что «всё движется любовью».

3. Какое состояние привело автора к ночным размышлениям? Каким образом в сознании поэта объединяются история и современность?

4. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, обратите внимание на его музыкальность, торжественный ритм «русского гекзаметра» (шестистопный ямб с цезурой).

Шмелев

Страница 74

1. Где прошло детство И. С. Шмелёва, о чём вспоминал он впоследствии?

Иван Сергеевич Шмелёв провел свое детство в Замоскворечье, где воспоминания о мартовских каплях, Вербной неделе, богослужениях в церкви и об увиденной им старой Москве стали важной частью его воспоминаний.

2. Читали ли вы другие рассказы И. С. Шмелёва? Чем они вам запомнились?

3. Используя статью О. Н. Михайлова и ресурсы Интернета, подготовьте устное сообщение о жизни и творчестве И. С. Шмелёва.

Прочитайте рассказ И. С. Шмелёва «Как я стал писателем». Обратите внимание на то, как воспринимаются героем рассказа окружающие его в детстве предметы.

Страница 81-82

1. Рассказ назван «Как я стал писателем». Как вы думаете, что это: воспоминания, дневниковые записи или обычный рассказ?

В рассказе "Как я стал писателем" И.С. Шмелёва преобладает характер воспоминаний. Автор использует повествовательные приемы, такие как "это был", "я говорил", "помнится бывало", что придает рассказу характер непринужденного повествования о событиях прошлого. Не обнаруживается жесткой привязки к точным датам, что характерно для дневниковых записей. Таким образом, текст можно отнести к воспоминательному произведению, где автор деликатно ведет читателя через события своей жизни, оставляя место для художественной интерпретации и восприятия.

2. Что открывал главный герой в людях? Что ему нравилось в них? Какими виделись ему в детстве окружающие пред меты?

Главный герой из рассказа открывал в людях их индивидуальность и уникальность. Ему нравилось наблюдать за тем, как различные черты характера проявлялись в жестах, мимике и общем поведении окружающих. Уже в детстве он придавал предметам и людям особое значение, видя в них своего рода тайны и живую энергию.

Через яркие описания герой передает свои впечатления от окружающих, анализируя их поведение и особенности. Даже малейшие детали, такие как улыбка учителя или подмигивание швейцара, для него имели значение и становились элементами живого мира, полного загадок.

Автор, используя сравнения и яркие образы, позволяет читателю почувствовать, как герой воспринимает и воспроизводит в своем воображении тот мир, который его окружает. Таким образом, через призму восприятия окружающих он раскрывает свое видение характеров и личностей, что становится ключевым моментом в его становлении как личности и писателя.

3. Какой герой одного из рассказов А. Платонова так же воспринимал окружающий его мир и предметы? О каких чертах характера это свидетельствует?

Герой одного из рассказов Андрея Платонова, так же как и Ваня Шмелев, воспринимал окружающий мир и предметы как одушевленные существа. Это свидетельствует о его богатой фантазии и особом, чутком восприятии мира.

В рассказе Андрея Платонова, главный герой умеет общаться с различными объектами, придавая им человеческие черты. Для него метелка становится живым существом, которое способно испытывать эмоции. Такое отношение к предметам свидетельствует о том, что герой обладает особым взглядом на мир, видит в нем не только функциональные предметы, но и что-то глубже, что-то, что можно описать как душу или жизнь.

Эта особенность характера героя указывает на его доброту, эмпатию и способность к сопереживанию. Такой взгляд на мир, в котором даже обыденные вещи обладают своей уникальной природой, создает атмосферу волшебства и нежности. Подобный образ в литературе может служить выражением художественного восприятия жизни и внутренней красоты даже в самых обыденных вещах.

4. Как пришло к герою Шмелёва умение писать? Чем заканчивается рассказ? Почему главный герой почувствовал, что он «другой»? Известны ли вам рассказы или повести о том, как человек становится писателем (например, у А. Чехова, И. Бунина, М. Горького)?

В рассказе И. С. Шмелева "Как я стал писателем", главный герой обрел умение писать еще в детстве, будучи мальчиком. Он тонко воспринимал мир вокруг себя, запоминал запахи и эмоции, и желал поделиться своими впечатлениями с окружающими.

Умение писать у героя развивалось под влиянием талантливых педагогов, в частности, учителя по литературе. Постепенно он начал рассуждать и сравнивать свои мысли с взглядами философов и литераторов.

Рассказ заканчивается осознанием героем своего жизненного пути и его предназначения. Он решает поделиться своими мыслями и взглядами с миром через литературные произведения. В конце произведения главный герой понимает, что его творческий дар должен расти и развиваться, а его задача – быть проводником красоты мира для читателя.

5. В какое историческое время происходит становление писателя? По каким приметам мы можем об этом догадаться?

В процессе становления писателя в конце 19 века, как видно из рассказа, главный герой начинает свой литературный путь. Первый рассказ был опубликован в 1895 году в журнале "Русское обозрение". Проявления времени видны в деталях, таких как обучение в гимназии, а также в упоминании стихов Надсона, который творил также в конце 19 века. Данные элементы позволяют догадаться о времени действия и становления писателя, подчеркивая контекст эпохи и исторической обстановки.

6. Вспомните, какие произведения называются автобиографическими. Можно ли к ним отнести рассказ И. С. Шмелёва?

Среди произведений, которые называются автобиографическими, можно выделить такие работы, как "Детство," "Отрочество," и "Юность" Л. Н. Толстого, а также "Записки из подполья" Ф. М. Достоевского. Однако, рассказ И. С. Шмелёва под названием "Как я стал писателем" также можно отнести к автобиографическим произведениям. В этом рассказе писатель детально описывает свой путь становления писателем, начиная с детства и заканчивая моментом, когда он осознал свой литературный дар.

1. Пробовали ли вы сами создать оригинальный рассказ, очерк, басню, рецензию? Что вам в этом помогало?

Для создания собственного текста важно проникнуться темой, обладать фактическим материалом и иметь собственную точку зрения. Необходимо быть эмоционально вовлеченным в тему, о которой пишешь. Выделение основной идеи и использование ментальных карт или схем может быть полезным инструментом для развития и структурирования текста. Опыт написания собственных произведений может обогатить личное творческое восприятие и способствовать развитию навыков письма.

2. Объясните слова, включите их в свою речь: непредумышленно, доныне, оратор, благословляющий, пренебрежительно, возненавидел, нравственное совершенствование, проникнуться чувством, наставник, мыслитель, творение, благоговение, благодушие, смущённый.

Непредумышленно, это когда что-то происходит без предварительных размышлений или плана. Доныне используется для выражения времени до настоящего момента. Оратор - это человек, искусно умеющий выражать свои мысли, обычно в публичных выступлениях. Благословляющий относится к тем, кто дарит благословение, доброжелательность или поддержку. Пренебрежительно - это отношение с презрением, без уважения. Возненавидел означает почувствовать сильное отвращение или враждебность. Нравственное совершенствование - процесс улучшения моральных качеств и ценностей. Проникнуться чувством - это глубоко почувствовать или осознать что-то. Наставник - это учитель или руководитель, передающий знания и опыт. Мыслитель - человек, обладающий способностью к размышлению и анализу. Творение - результат творческого процесса, созданное человеком. Благоговение - чувство глубокого уважения и трепета. Благодушие - радушное и доброжелательное отношение. Смущённый - испытывающий дискомфорт или стеснение.

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

«Как я стал писателем»

1. Что в рассказе И. С. Шмелёва вас особенно удивило?

После прочтения рассказа И. С. Шмелёва "Как я стал писателем", вызвало удивление то, как обыденные моменты и воспоминания из детства могут стать отправной точкой для литературного творчества. Открытие, что даже самые простые и повседневные вещи могут вдохновлять на создание произведений и внести свой вклад в литературное наследие, придало этому рассказу особый шарм. Интересно было видеть, как автор, будучи еще мальчиком, смог выразить свои чувства и впечатления через слово, создавая что-то значимое и удивительное из своих личных переживаний. Рассказ также озарил моментами сомнений и беспокойства перед публикацией, что добавило глубину и искренность повествованию. Как читатель, меня поразило, как простота искренности внутреннего мира мальчика стала ключом к входу в литературное творчество.

2. Как способствовало этому чтение актёра? Какие интонации преобладали в его чтении (грустные, радостные, игровые, юмористические)?

3. Почему герой Шмелёва решил послать рассказ в журнал? Что он при этом думал? Как, с какими чувствами и интонациями об этом читает Алексей Колган?

5. Почему актёр особо торжественно произносит слова редактора?

6. Как И. С. Шмелёв решил готовить себя к писательскому труду (читать, писать, слушать...)?






ГДЗ по литературе 8 класс учебник Коровина, Журавлев Часть 2 Страница 67-86