142.
Узнайте, какие вещества скрываются под перечисленными ниже бытовыми, техническими или историческими названиями веществ:
а) мел, известняк, мрамор, кальцит, купоросное масло, глинозем, малахит;
б) едкий натр, едкое кали, сулема, каломель, киноварь, кварц, чилийская селитра;
в) хлорная известь, негашеная известь, гашеная известь, алебастр, гипс, бура, царская водка;
г) ляпис, каустическая сода, кристаллическая сода, кальцинированная сода, глауберова соль, бертолетова соль, веселящий газ.
В каждом случае укажите, к какому классу относится это вещество.
143. Вещество А светло-зеленого цвета разлагается при нагревании на вещество Б черного цвета, бесцветный газ и пары воды. При взаимодействии вещество Б с серной кислотой образуется раствор синего цвета. При добавлении к этому раствору щелочи выпадает синий студенистый осадок, разлагающийся при нагревании. О каких веществах А и Б идет речь? Напишите уравнения упомянутых реакций.
144. Запишите формулы перечисленных веществ: гидроксид бария, гидроксид алюминия, гидроксид цинка, гидроксид калия, гидроксид бериллия, азотная кислота, гидроксид кальция, гидроксид хрома (III), ортофосфорная кислота. Выберите из данного перечня формулы: а) амфотерных гидроксидов; б) основных гидроксидов; в) кислотных гидроксидов.
145. Напишите уравнения реакций, в ходе которых можно получить и доказать амфотерность: а) гидроксида алюминия; б) гидроксида хрома (III).
146. Напишите уравнения реакций, в ходе которых можно получить и доказать амфотерность: а) гидроксида цинка; б) гидроксида бериллия.
147. В трех склянках без этикеток находятся растворы хлорида натрия, хлорида алюминия, хлорида магния. Как химическим путем распознать, какое вещество в каждой из склянок?
148. В трех колбах без этикеток находятся растворы нитрата калия, нитрата цинка, нитрата меди (II). Как химическим путем распознать, какое вещество в каждой из колб?
149. В двух склянках без этикеток находятся растворы сульфата алюминия, и гидроксида натрия. Как, не используя иных реактивов, распознать, какое вещество в каждой из склянок?
150. Предложите способы получения цинката калия: а) из оксида цинка; б) из гидроксида цинка.
151. Предложите способы получения алюмината натрия: а) из оксида алюминия; б) из гидроксида алюминия.
152. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения веществ:
а) алюминий ⟶ хлорид алюминия ⟶ гидроксид алюминия ⟶ алюминат натрия ⟶ нитрат алюминия;
б) цинк ⟶ сульфат цинка ⟶ гидроксид цинка ⟶ цинкат калия ⟶ хлорид цинка;
в) цинк ⟶ хлорид цинка ⟶ гидроксид цинка ⟶ оксид цинка ⟶ цинкат натрия ⟶ сульфат цинка ⟶ нитрат цинка;
г) алюминий ⟶ нитрат алюминия ⟶ гидроксид алюминия ⟶ оксид алюминия ⟶ алюминат натрия ⟶ сульфат алюминия;
д) цинк ⟶ тетрагидроксоцинкат натрия ⟶ нитрат цинка ⟶ гидроксид цинка ⟶ оксид цинка ⟶ цинкат калия;
е) алюминий ⟶ тетрагидроксоалюминат калия ⟶ хлорид алюминия ⟶ гидроксид алюминия ⟶ оксид алюминия ⟶ алюминат натрия ⟶ сульфат алюминия ⟶ тетрагидроксоалюминат калия;
ж) бериллий ⟶ оксид бериллия ⟶ нитрат бериллия ⟶ гидроксид бериллия ⟶ бериллат натрия ⟶ сульфат бериллия.
Контрольная работа по теме «Основные классы неорганических соединений».
Вариант 1
1. Напишите уравнения всех возможных реакций между следующими веществами: оксид магния, гидроксид натрия, серная кислота, оксид углерода (IV).
2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений веществ:
фосфор ⟶ оксид фосфора (V) ⟶ фосфорная кислота ⟶ фосфат калия ⟶ фосфат кальция ⟶ фосфорная кислота.
3. Напишите уравнения реакций, в результате которых образуется: а) сульфат магния; б) гидроксид кальция. Найдите возможно большее число различных способов.
4. В трех склянках без этикеток находятся растворы сульфата калия, сульфида калия и нитрата калия. Как химическим путем распознать, какое вещество находится в каждой из склянок? Напишите уравнения реакций; ход распознавания представьте в виде таблицы.
5. Вычислите массу карбоната натрия, образовавшегося при пропускании 44,8 л (н. у.) углекислого газа через избыток раствора гидроксида натрия.
Вариант 2
1. Напишите уравнения всех возможных реакций между следующими веществами: оксид цинка, соляная кислота, оксид серы (VI), гидроксид калия.
натрий ⟶ гидроксид натрия ⟶ сульфид натрия ⟶ хлорид натрия ⟶ сульфат натрия ⟶ сульфат бария.
3. Напишите уравнения реакций, в результате которых образуется: а) хлорид цинка; б) сероводородная кислота. Найдите возможно большее число различных способов.
4. В трех колбах без этикеток находятся растворы хлорида натрия, нитрата натрия и фосфата натрия. Как химическим путем распознать, какое вещество находится в каждой из колб? Напишите уравнения реакций; ход распознавания представьте в виде таблицы.
5. Вычислите массу сульфата бария, образовавшегося в результате смешивания раствора, содержащего 20,8 г хлорида бария с избытком раствора сульфата магния.
Вариант 3
1. Напишите уравнения всех возможных реакций между следующими веществами: оксид бария, оксид серы (IV), гидроксид натрия, азотная кислота.
медь ⟶ хлорид меди (II) ⟶ гидроксид меди (II) ⟶ оксид меди (II) ⟶ сульфат меди (II) ⟶ медь.
3. Напишите уравнения реакций, в результате которых образуется: а) карбонат кальция; б) соляная кислота. Найдите возможно большее число различных способов.
4. В трех склянках без этикеток находятся растворы карбоната натрия, нитрата натрия и сульфата натрия. Как химическим путем распознать, какое вещество находится в каждой из склянок? Напишите уравнения реакций; ход распознавания представьте в виде таблицы.
5. Вычислите объем водорода (н. у.), образующегося при взаимодействии 48 г магния с избытком серной кислоты.
Вариант 4
1. Напишите уравнения всех возможных реакций между следующими веществами: нитрат бария, гидроксид натрия, сульфат меди (II), соляная кислота.
водород ⟶ соляная кислота ⟶ хлорид железа (II) ⟶ хлорид магния ⟶ соляная кислота ⟶ хлорид натрия.
3. Напишите уравнения реакций, в результате которых образуется: а) фосфат кальция; б) гидроксид алюминия. Найдите возможно большое число различных способов.
4. В трех колбах без этикеток находятся растворы серной кислоты, сульфата натрия, нитрата натрия. Как химическим путем идентифицировать вещества? Напишите уравнения реакций; ход распознавания оформите в виде таблицы.
5. Вычислите массу гидроксида калия образовавшегося при взаимодействии 3,9 г калия с избытком воды.