menu


ГДЗ по литературе 7 класс Коровина, Журавлев Страница 209-240




Страница 209

Размышляем о прочитанном

1. Что нового вы узнали из статьи Вл. Огнева о Гамзатове?

Из статьи Владимира Огнева о Гамзатове мы узнали о том, что поэт родился и вырос в Дагестане, в маленькой аварской части, известной своей недоступностью и разнообразием национальностей. Гамзатов начал сочинять стихи в детстве и постепенно развивал свой поэтический талант, впитывая в себя традиции своего народа, а также влияние русской культуры. Он обучался в Литературном институте в Москве, где завязал дружбу с русскими поэтами и занялся переводами русской классики. В своих стихах Гамзатов обращается к темам родины, семьи, духовности, гуманизма и тоски по утраченному. Его поэзия сочетает в себе вековые традиции с современными мотивами и является выразителем духовной жизни народа.

2. О чём приведённые в вашем учебнике стихотворения Гамзатова? Какие общие для мировой поэзии темы развивает поэт?

Приведенные в учебнике стихотворения Гамзатова касаются таких тем, как отношение к родине, воспоминания о детстве и юности, а также вечные темы жизни и смерти. В них звучат чувства ностальгии, уважения к традициям, а также стремление к пониманию и примирению.

3. Как вы понимаете следующие строки?

Всё больше в неспокойном мире

Моей становится родни...

Граница отчизны — не лес, не поля.

Граница отчизны — граница покоя

Приведенные строки из стихотворения Гамзатова говорят о чувстве возвращения к родной местности и страхе перед встречей с прошлым. Эти строки отражают сложные эмоции поэта, который чувствует себя одновременно радостно и тревожно перед предстоящей встречей с прошлым и близкими.

Страница 211

Проверьте себя

1. Кого воспевал поэт в своих произведениях?

Роберт Бернс в своих произведениях воспевал простых людей и их жизнь, олицетворяя честность, личное достоинство и стремление к свободе. Он уделял особое внимание шотландским крестьянам, угольщикам, землекопам и другим представителям рабочего класса. В своих стихах Бернс описывал их трудности и радости, поднимаясь до высоких идей патриотизма и любви к родной земле. Его баллады и поэмы отражают богатство шотландской культуры и духовное наследие народа.

2. Прочитайте книгу Р. Райт-Ковалёвой из серии ЖЗЛ «Роберт Бёрнc», подготовьте рассказ о поэте. Автор этой книги пишет: «Пожалуй, нет в мире поэта, которого бы так знали и так пели — на протяжении двух веков! — в его родной стране. Строки его лучших стихов стали лозунгами, их несут на стягах шотландцы во время всемирных фестивалей — встреч доброй воли. Его слова вошли в поговорки, в пословицы, его песни вернулись в народ». Познакомьтесь со стихотворением Бёрнса «Честная бедность». Подумайте, насколько справедливы слова автора книги о Роберте Бёрнсе.

Роберт Бёрнс, шотландский поэт, родился в 1759 году в бедной крестьянской семье. Его жизнь была наполнена борьбой с крайней нуждой, но это не помешало ему стать одним из самых известных и влиятельных поэтов своего времени. С первых лет он начал сочинять стихи, и вскоре его творчество привлекло внимание публики.

Бёрнс сочетал писательскую деятельность с работой на ферме и позднее с должностью акцизного чиновника. Его сатирические поэмы, такие как "Два пастуха" и "Молитва святоши Вилли", укрепили его репутацию вольнодумца и сделали его известным даже за пределами Шотландии.

Первая книга Бёрнса, содержащая стихотворения, написанные на шотландском диалекте, вышла в 1786 году и моментально принесла поэту широкую известность. Его работы были так популярны, что он даже подготовил шотландские песни для эдинбургского издания "Шотландского музыкального музея".

Бёрнс был вдохновлен Великой французской революцией и поддерживал революционно-демократическое движение в Шотландии и Англии. Он создавал поэзию, основанную на фольклоре и старой шотландской литературе, одновременно пропитанную идеями Просвещения. В его работах выражено личное достоинство человека, которое ставится выше титулов и богатства.

Строки Бёрнса стали лозунгами и вошли в поговорки, пословицы, а его песни вернулись к народу. Его стихи полны эмоций, иронии и сарказма, и они покорили сердца людей по всему миру, переведены на многие языки и живут в устном исполнении.

Страница 213

Размышляем о прочитанном

1. Какова главная мысль стихотворения Р. Бёрнса? Что возмущает поэта? На что он надеется и во что верит?

В стихотворении "Честная бедность" Роберт Бёрнс выражает свое возмущение по поводу несправедливости и лицемерия в обществе. Он поднимает проблему того, что люди с высоким положением могут наслаждаться богатством и властью, не заслуживая их, в то время как простые люди живут в нищете и лишены возможностей для улучшения своего положения.

Поэт обращает внимание на то, что даже те, кто испытывает стыд из-за своей честной бедности, в действительности не должны чувствовать стыд, потому что они отличаются честностью и чистотой намерений, чего не скажешь о некоторых обладателях богатства и власти.

Бёрнс верит в то, что в конечном итоге честность, ум и трудолюбие окажутся важнее материального богатства и социального статуса. Он надеется на наступление времени, когда эти качества будут цениться выше всего, и когда общество будет уважать и поощрять их проявление.

2. Какая из пословиц близка основной мысли стихотворения Бёрнса «Честная бедность»: «Правда любого врага одолеет», «И сила уму уступает», «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом»?

Именно пословица "Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом" наиболее близка к основной мысли стихотворения "Честная бедность" Роберта Бёрнса. Обе эти идеи выражают принцип того, что честность и нравственные принципы важнее материального достатка. В стихотворении Бёрнс говорит о том, что бедность сама по себе не является пороком, и что человеческое достоинство определяется не богатством, а честностью и добродетелью. Это взгляд, который также прослеживается в пословице о том, что лучше жить в бедности, сохраняя свою честность, чем обретать богатство путем греха и несправедливости.

Фонохрестоматия

Р. Бёрнс. «Честная бедность»

1. Стихотворение Роберта Бёрнса читают несколько актёров. Создаётся многоголосие шумной, весёлой толпы. Какой вам представляется толпа? Почему? Подготовьте развёрнутый ответ на эти вопросы.

Я представляю себе толпу как живое, энергичное собрание людей, заполняющее пространство своим присутствием. Воображаемая комната, где происходит чтение, наполняется звуками разговоров, смеха и шуток. Люди, собравшиеся вместе, создают атмосферу веселья и радости. Все они с увлечением слушают и читают стихотворение, проявляя свою эмоциональность и вовлеченность в происходящее.
2. Как вы думаете, почему все актёры, читающие стихотворение, выдерживают единый ритм чтения, единый эмоциональный настрой?

Вероятно, актёры выдерживают единый ритм чтения и эмоциональный настрой благодаря репетициям и режиссерским указаниям. Они следуют общему плану, который помогает создать единую атмосферу и передать единую идею стихотворения. Синхронное чтение и согласованная эмоциональная подача помогают создать впечатление о живой, веселой толпе, и усиливают воздействие стихотворения на слушателей.

3. Как вы считаете, соответствует ли такое многоголосное чтение замыслу поэта? Помогает ли чтение актёров чётче донести до слушателя идею (основную мысль) стихотворения?

Многоголосное чтение актёров вполне соответствует замыслу поэта. Это позволяет передать энергию и живость стихотворения, делая его более запоминающимся и эмоционально насыщенным. Чтение нескольких голосов помогает подчеркнуть главную мысль стихотворения и привлечь внимание слушателей. Такое исполнение помогает чётче донести до слушателей идею о веселой и шумной толпе, которая с увлечением воспринимает стихотворение и разделяет его эмоциональный заряд.

Прочитайте стихотворение Р. Бёрнса «Уж не встаю я на заре» и ответьте на вопросы: какие стихотворения русских поэтов о зиме вам известны? Чем отличаются описания зимы в стихотворениях русских поэтов от описания зимы в стихотворении Р. Бёрнса и чем эти описания похожи?

Мне известно множество стихотворений русских поэтов о зиме, таких как "Мороз, гость из ледяного царства" А.С. Пушкина, "Метель" А.А. Фета, "Зимнее утро" Ф.И. Тютчева, "Белая ночь" И.Ф. Анненского и многие другие. В этих стихотворениях зима описывается как величественное и красивое явление, но в то же время жестокое и суровое. Описания зимы в русских стихотворениях содержат элементы природной красоты, тишины, молчания, холода, но и ужаса перед ее силой и беспощадностью.

Описание зимы в стихотворении Р. Бёрнса также пронизано холодом и суровостью, но более уходит в повседневность, в реалии сельской жизни. Здесь зима преподносится скорее как трудный период для фермера, сопровождаемый убытками и трудностями в выживании скота, а не как философская рефлексия или метафора. Вместо изящных образов и метафорического языка, Бёрнс использует более простую, но эмоционально насыщенную речь, чтобы передать свои чувства и мысли о зиме.

Общим для обоих подходов к описанию зимы является изображение ее суровости и холода, но в русских стихотворениях присутствует более глубокое философское или эмоциональное восприятие этого времени года.

Страница 230

Размышляем о прочитанном

1. О чём этот рассказ?

Этот рассказ о двух влюбленных, Джиме и Делле, которые пожертвовали своими самыми дорогими вещами, чтобы сделать друг другу подарки на Рождество

2. Можно ли отнести этот рассказ к жанру рождественских произведений (святочным рассказам)? Почему?

Да, этот рассказ можно отнести к жанру рождественских произведений. Он отличается своей тематикой, так как действие происходит накануне Рождества, и содержит элемент чуда, заключающийся в самопожертвовании героев и их внезапном счастье, осознание истинной ценности любви друг к другу

3. Какое чувство объединяет героев рассказа? Попробуйте рассказать о произошедших событиях от лица его героев, передав их мысли и чувства.

Героев рассказа объединяет чувство безграничной любви друг к другу и готовность пожертвовать самым дорогим, чтобы сделать друг друга счастливыми. Они испытывают радость и благодарность за то, что даже в трудные времена их любовь остается непоколебимой. В их душах царит искренняя радость, когда они осознают, что самое ценное для них — это друг друг.

Фонохрестоматия

О. Генри. «Дары волхвов»

1. Какое отношение автора к Делле сумел показать актёр своим чтением?

Актёр своим чтением смог передать авторское отношение к Делле, выражая нежность и понимание к её поступку. Чувства автора к Делле отражаются в его описании её самопожертвования и мудрости этого поступка: он восхищается её решимостью и любовью, показывая это через свой голос и интонации

2. Читая описание квартиры героев рассказа, актёр позволяет себе лёгкую иронию. Даёт ли основание для этого авторский текст? Аргументируйте свой ответ цитатами из текста рассказа.

Да, авторский текст действительно дает основание для лёгкой иронии в описании квартиры героев рассказа. Автор описывает обстановку в квартире с юмором, используя такие слова, как "нищенская", и подчеркивая недостатки и неблагополучие семейного жилища. Например, он описывает ящик для писем, в который "не протиснется ни одно письмо", и звонок, из которого "никто не выжмет ни одного звука". Эти детали вызывают у читателя грустную улыбку и создают атмосферу бедности, которая подчеркивает тему самопожертвования героев

3. Какие интонации слышны в голосе актёра, когда он читает слова о том, какой подарок Делла мечтала купить Джиму? Какие чувства Деллы раскрываются в этих мечтах?

В голосе актёра, читающего описание мечты Деллы о подарке для Джима, слышится лёгкая грусть и мечтательность, отражающие чувства героини. Она мечтает о том, чтобы купить Джиму что-то особенное, драгоценное, и это отражает её огромную любовь и преданность мужу. В этих мечтах раскрывается нежность, желание сделать Джима счастливым и готовность пожертвовать для него.

4. Подготовьте выразительное чтение сцены вручения супругами друг другу подарков, помня, что главное в этой сцене — любовь героев, как это и должно быть в рождественском рассказе.

Страница 234

Проверьте себя

1. Что нового о Р. Брэдбери вы узнали из статьи известного специалиста по англо-американской литературе Н. П. Михальской?

Из статьи Н. П. Михальской становится ясно, что Рэй Брэдбери был глубоко обеспокоен состоянием человеческого общества и его будущим. В своих произведениях он предвидел возможные угрозы, такие как ядерная война, тоталитаризм и другие социальные проблемы. Это пессимистическое видение мира отражалось в его произведениях, где он старался предостеречь читателей о возможных последствиях неверных поступков и неверных ценностей.

Брэдбери использовал свои произведения как средство привлечения внимания к этим проблемам и как возможность провокационного обсуждения их. Он старался вдохновить людей задуматься об истинных ценностях жизни, таких как гуманизм и любовь, и о том, как эти ценности могут помочь преодолеть сложности и проблемы будущего.

2. В чём старался убедить читателя Р. Брэдбери? Часто ли вы, «отправляясь в путь», берёте с собой «два воздушных шарика» — Пыл и Увлечённость? Подготовьте развёрнутый устный ответ на этот вопрос.

Рэй Брэдбери, через свои произведения, пытается убедить своих читателей в важности настоящих чувств и радостей, которые приносит жизнь. Он подчеркивает, что счастье не всегда связано с крупными событиями или материальными достижениями. Вместо этого, он призывает нас обратить внимание на маленькие радости, которые могут окружать нас каждый день, если мы научимся ценить их.

Пыл и увлечение, о которых говорит Брэдбери, представляют собой символы страсти и восторга перед жизнью. Эти "воздушные шарики" могут помочь нам обнаружить в себе энергию и энтузиазм, чтобы преодолевать трудности и наслаждаться моментами счастья, даже в самых обыденных ситуациях.

Часто в повседневной суете и стрессе мы забываем о том, что жизнь наполнена множеством маленьких удовольствий и возможностей. Однако, когда мы находим время для наших страстей и интересов, когда мы уделяем внимание тем вещам, которые делают нас счастливыми, жизнь приобретает новые краски и смысл.






ГДЗ по литературе 7 класс учебник Коровина, Журавлев часть 2 страница 209-240