Страница 209 Размышляем о прочитанном 1. Что нового вы узнали из статьи Вл. Огнева о Гамзатове? 2. О чём приведённые в вашем учебнике стихотворения Гамзатова? Какие общие для мировой поэзии темы развивает поэт? 3. Как вы понимаете следующие строки? Всё больше в неспокойном мире Моей становится родни... Граница отчизны — не лес, не поля. Граница отчизны — граница покоя Страница 211 Проверьте себя 1. Кого воспевал поэт в своих произведениях? 2. Прочитайте книгу Р. Райт-Ковалёвой из серии ЖЗЛ «Роберт Бёрнc», подготовьте рассказ о поэте. Автор этой книги пишет: «Пожалуй, нет в мире поэта, которого бы так знали и так пели — на протяжении двух веков! — в его родной стране. Строки его лучших стихов стали лозунгами, их несут на стягах шотландцы во время всемирных фестивалей — встреч доброй воли. Его слова вошли в поговорки, в пословицы, его песни вернулись в народ». Познакомьтесь со стихотворением Бёрнса «Честная бедность». Подумайте, насколько справедливы слова автора книги о Роберте Бёрнсе. Страница 213 Размышляем о прочитанном 1. Какова главная мысль стихотворения Р. Бёрнса? Что возмущает поэта? На что он надеется и во что верит? 2. Какая из пословиц близка основной мысли стихотворения Бёрнса «Честная бедность»: «Правда любого врага одолеет», «И сила уму уступает», «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом»? Фонохрестоматия Р. Бёрнс. «Честная бедность» 1. Стихотворение Роберта Бёрнса читают несколько актёров. Создаётся многоголосие шумной, весёлой толпы. Какой вам представляется толпа? Почему? Подготовьте развёрнутый ответ на эти вопросы. 2. Как вы думаете, почему все актёры, читающие стихотворение, выдерживают единый ритм чтения, единый эмоциональный настрой? 3. Как вы считаете, соответствует ли такое многоголосное чтение замыслу поэта? Помогает ли чтение актёров чётче донести до слушателя идею (основную мысль) стихотворения? Прочитайте стихотворение Р. Бёрнса «Уж не встаю я на заре» и ответьте на вопросы: какие стихотворения русских поэтов о зиме вам известны? Чем отличаются описания зимы в стихотворениях русских поэтов от описания зимы в стихотворении Р. Бёрнса и чем эти описания похожи? Страница 230 Размышляем о прочитанном 1. О чём этот рассказ? 2. Можно ли отнести этот рассказ к жанру рождественских произведений (святочным рассказам)? Почему? 3. Какое чувство объединяет героев рассказа? Попробуйте рассказать о произошедших событиях от лица его героев, передав их мысли и чувства. Фонохрестоматия О. Генри. «Дары волхвов» 1. Какое отношение автора к Делле сумел показать актёр своим чтением? 2. Читая описание квартиры героев рассказа, актёр позволяет себе лёгкую иронию. Даёт ли основание для этого авторский текст? Аргументируйте свой ответ цитатами из текста рассказа. 3. Какие интонации слышны в голосе актёра, когда он читает слова о том, какой подарок Делла мечтала купить Джиму? Какие чувства Деллы раскрываются в этих мечтах? 4. Подготовьте выразительное чтение сцены вручения супругами друг другу подарков, помня, что главное в этой сцене — любовь героев, как это и должно быть в рождественском рассказе. Страница 234 Проверьте себя 1. Что нового о Р. Брэдбери вы узнали из статьи известного специалиста по англо-американской литературе Н. П. Михальской? 2. В чём старался убедить читателя Р. Брэдбери? Часто ли вы, «отправляясь в путь», берёте с собой «два воздушных шарика» — Пыл и Увлечённость? Подготовьте развёрнутый устный ответ на этот вопрос.