Страница 188 Размышляем о прочитанном 1. Можно ли ответить на вопрос, почему повязка оказалась на ноге? Считаете ли вы рассказ смешным? Если да, то, как вы думаете, что создаёт комизм ситуации? 2. Попробуйте подготовить чтение по ролям эпизода из рассказа или выразительное чтение всего рассказа (на выбор). 3. Почему автор решил, что его рассказ не будет напечатан? Страница 190 Размышляем о прочитанном 1 . Прочитайте статью К. Паустовского «Заметки о живописи», из которой взят отрывок. Какое отношение к природе К. Паустовский называет преступным? Как перекликается эта мысль писателя с рассказом Е. Носова «Кукла»? Подготовьте статью «В защиту родной природы» для школьной газеты. 2. Читая стихотворения поэтов XX века о родине и родной природе, вы, конечно, вспомните и произведения русских поэтов XIX века — Пушкина и Лермонтова, Фета и Тютчева, Баратынского и Некрасова... Попробуйте определить, с каким настроением написано каждое стихотворение. Страница 192 Фонохрестоматия В. Я. Брюсов. «Первый снег» 1. Какие особенности ритмики, лексики, эмоциональной окрашенности стихотворения подчёркивает, усиливает, дополняет музыка французского композитора Клода Дебюсси? 2. Согласны ли вы с актрисой, создавшей своим чтением атмосферу сказки, грёзы, нереального, волшебного, зыбкого, полупризрачного мира? Испытывали ли вы что-то подобное, видя заснеженные поля, лес, реку?.. 3. Напишите сочинение-миниатюру «Снегволшебник». Страница 193 Фонохрестоматия Ф. Сологуб. «Забелелся туман за рекой...» 1. Помогает ли вам музыка понять чувства и настроения лирического героя стихотворения? На что настраивает музыка Георгия Свиридова — на воспоминания или на мечты о будущем? Как вы думаете, могут ли совпадать воспоминания и мечты о будущем? 2. Каких слов больше — грусти или надежды — звучит в строке «…Огонь воскрешу, посижу, помечтаю один»? 3. Каков финал стихотворения? Как бы вы его определили — грустный, радостный, печальный, оптимистичный, безысходный, светлый? Страница 194 Фонохрестоматия C. A. Есенин. «Топи да болота...» 1. Ранние стихи Сергея Есенина обычно читают на высоком эмоциональном подъёме, подчёркивая свойственное молодости «половодье чувств». Народный артист России Сергей Сазонтьев читает стихотворение сдержанно, скупо проявляет чувства. Как вы относитесь к такому исполнению стихотворения? 2. Подготовьте письменный отзыв на чтение актёром стихотворения С. Есенина. Страница 197 Фонохрестоматия Н. А. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой...» 1. Начиная читать стихотворение, актёр выделяет голосом эпитет «суровый». Как вы думаете, согласуется ли это с позицией автора? Почему автор использовал инверсию в первой строке стихотворения? 2. Почему и поэта, и актёра более всего волнует обычное, простое в окружающей природе? 3. В каких строках стихотворения с наибольшей полнотой выражена мысль о единении человека и природы? Страница 199 Размышляем о прочитанном 1. Какие строчки, приметы родных мест, обозначенных авторами, показались вам особенно запоминающимися? 2. Какие стихотворения о родной природе вы стали бы читать, когда вам грустно или ра достно? Приведите примеры, как через стихотворение о родной природе автор передаёт нам своё настроение. Какие художественные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) помогают автору в этом? Страница 202 Фонохрестоматия И. А. Гофф. «Русское поле». Песня на стихи И. А. Гофф «Русское поле». Музыка Я. Френкеля 1. Какие чувства и настроения сменяют друг друга в чтении актрисой стихотворения Инны Гофф «Русское поле»? 2. Сравните чтение актрисы и исполнение песни. У кого, у актрисы или у певцов, было больше возможностей разнообразить характер исполнения, показать различные оттенки переживаний лирического героя? Как вы думаете, почему? Страница 203 Фонохрестоматия Б. Ш. Окуджава. «По Смоленской дороге». Песня Б. Ш. Окуджавы «По Смоленской дороге» 1. Сравните чтение стихотворения Булата Окуджавы народным артистом России Леонидом Кулагиным и исполнение песни. 2. Как вы считаете, различается ли общий эмоциональный настрой актёрского чтения и звучания песни? Чем? 3. Каким вам представляется характер, возраст, судьба, настроение лирического героя прочитанного стихотворения и лирического героя песни? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.