Что такое культура и как она сохраняется? Как в обществе осуществляется связь поколений? Как культура передается из поколения в поколение? 1. Почему духовная культура считается важнейшей характеристикой человека и общества? 2. Какую роль играют истина, красота и добро в развитии духовной культуры? Узнайте, какое значение имеет Кааба для мусульман. Каким образом религия способствовала передаче культуры новым поколениям? Какую особенность культуры иллюстрируют эти фотографии? Многим деятелям искусства Горький дает эпитеты: «грустный Тургенев, гневный Некрасов» и т.д. Попробуйте привести примеры из их творчества, подтверждающие данные определения. Как вы можете оценить вклад России в мировую культуру? 1. Как вы понимаете вынесенные в эпиграф слова К. Маркса? В каком значении он использовал слово «культура»? 2. Опираясь на текст параграфа, сформулируйте ответ на главный вопрос урока. 3. Что такое культурное наследование? Почему оно важно только среди людей? 4. Приведите примеры знаний, которые вы получили от окружающих людей: родителей, учителей, друзей. Есть ли у вас знания, которые были получены от людей, которых вы никогда в жизни не видели? Что это за знания? Как они к вам попали? 5. В чем состоит специфика духовной культуры? В чем заключается одно из важнейших отличий духовной культуры от материальной? 6. Существует крылатая фраза А.С. Пушкина: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать» Какие особенности культуры, обсуждавшиеся в тексте параграфа, здесь затрагиваются? 7. Как связаны между собой духовная культура и духовные потребности человека? Это помогает людям соединиться с чем-то большим, чем они сами, и найти смысл и цель в своей жизни. 8. В параграфе сказано, что в религиозных учениях происходило закрепление важнейших норм социальной жизни. Приведите примеры религиозных норм, устанавливающих правила и запреты, существующие в человеческом обществе и по сей день. 9. Каких всемирно известных деятелей российской культуры вы знаете? Чем они прославились? 1. Какую важнейшую особенность человеческого общества отметил Берк, написав, что оно есть «договор высшего порядка»? какой афоризм на эту тему вы встретили в тексте данного параграфа? Что между ними общего? 2. Как связана данная позиция мыслителя с его отношением к традициям? 1. Опираясь на изученный материал, сформируйте ответы на главные вопросы главы. 2. Люди, обладающие одинаковыми или близкими статусами, имеют тенденцию объединяться друг с другом в большие социальные группы. Как вы думаете, что их удерживает в одно обществе с теми, кто имеет иной социальный статус? Дайте ответ, опираясь на текст главы. 3. Выберите любого героя произведения художественной литературы, охарактеризуйте его социальный статус и социальные роли. 4. Великий физик Р. Фейман так высказался о главном достижении человеческой культуры: «Если бы в результате какой-то мировой катастрофы все накопленные научные знания оказались бы уничтоженными и к грядущим поколениям живых существ перешла бы только одна фраза, то какое утверждение, составленное из наименьшего количества слов, принесло бы наибольшую информацию? Я считаю, что это – атомная гипотеза: все тела состоят атомов – маленьких телец, которые находятся в беспрерывном движении, притягиваются на небольшом расстоянии, но и отталкиваются, если плотнее прижать друг к другу». Как вы думаете, почему Фейман посчитал именно эту информацию наиболее важной? Согласны ли вы с решением ученого? Какую короткую информацию предложили бы передать вы?