Анна Андреевна Ахматова
«Перед весной бывают дни такие...»
Страница 186
Вопросы и задания
1. Какое настроение возникло у вас при чтении стихотворения?
При чтении стихотворения возникает настроение весеннего пробуждения, легкости, радости и надежды.
2. Какие слова помогают выразить состояние души поэта?
Слова "шумят", "весело-сухие", "теплый", "нежен", "упруг" помогают выразить состояние души поэта, передают образы пробуждающейся природы, ее легкости и живости.
3. В этом стихотворении Ахматова использует приём, который называется анафора. Познакомьтесь с его определением.
Анафора - это ритмическая фигура, при которой одно или несколько слов или выражений повторяются в начале последовательных фраз, предложений или строк стихотворения для усиления выразительности или эмоционального воздействия.
4. Найдите анафору в стихотворении Ахматовой. Что с её помощью передаёт поэт?
В стихотворении Ахматовой анафора присутствует в повторении союза "и".
5. Определите стихотворный размер, найдите в строках стихотворения пиррихий.
Размер стихотворения, пятистопный ямб, который Ахматова часто использует в своих стихотворениях.
Мужество
Страница 187
1. В чём Ахматова видит залог сохранения духовной свободы народа?
Ахматова видит залог сохранения духовной свободы народа в мужестве. Она утверждает, что даже в тяжелые времена, когда на весах лежит судьба народа, мужество не покинет его. Важно сохранить духовную силу и готовность бороться за свои идеалы.
2. Найдите в тексте стихотворения эпитеты. Определите их значение.
В тексте стихотворения присутствуют эпитеты: "русская речь", "великое русское слово". Эти эпитеты придают особую значимость и возвышенность русскому языку, представляя его как носителя духовной силы и культурного наследия.
3. Какое значение, с вашей точки зрения, имеет датировка стихотворения?
Датировка стихотворения - 23 февраля 1942 года, указывает на то, что оно было написано в период Великой Отечественной войны. Это важно для понимания контекста времени, в котором звучат слова поэта, и подчеркивает их актуальность и значимость в борьбе за свободу и независимость.
4. Письменно сформулируйте идею стихотворения.
Идея стихотворения заключается в призыве к мужеству и готовности бороться за свободу и сохранение духовного наследия народа в тяжелые времена. Ахматова утверждает, что даже в условиях войны и лишений мужество не должно покидать людей, а русский язык и культура должны остаться непоколебимыми и сохраниться для будущих поколений.
Победа
Родная земля
Страница 191
1. Самостоятельно проанализируйте стихотворения А.А. Ахматовой «Победа» и «Родная земля».
В стихотворении "Победа" Ахматова описывает торжество и победу над врагом во время войны. Она использует метафоры, чтобы передать образы борьбы и победы: первый маяк, который означает начало победного пути, ждущие и зовущие родные березы, моряк, снявший шапку в знак уважения к павшим. Стихотворение выражает гордость за победу, радость освобождения, и призывает встретить победу с уважением и радостью, особенно помня о погибших в борьбе.
В стихотворении "Родная земля" Ахматова обращается к теме связи человека с его родным краем. Она описывает, как часто люди не осознают ценности своей родины, как они иногда относятся к ней бесчувственно и безразлично. Однако, несмотря на это, земля остается для них своей, родной, и они чувствуют себя связанными с ней, особенно в моменты бедствия и нужды. Стихотворение призывает осознать ценность родины и уважать её, несмотря на все трудности.
2. Выучите наизусть одно из стихотворений А.А. Ахматовой. Послушайте записи выразительного чтения стихотворений «Мужество» и «Родная земля».
3*. Познакомьтесь с другими стихотворениями А.А. Ахматовой. Какое произведение вам понравилось особенно? Почему?
ИЗ ПОЭЗИИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Страница 203-204
1. Какое стихотворение произвело на вас наиболее сильное впечатление? Что в нём вам особенно понравилось и запомнилось? Какие средства художественной выразительности использует поэт в этом стихотворении?
2. Знаете ли вы стихотворения о Великой Отечественной войне, кроме тех, которые приведены в учебнике? Прочитайте их в классе.
3. Рассмотрите репродукцию картины С.В. Герасимова «Мать партизана». Какие качества русской женщины — крестьянки, матери — подчеркнул художник? Можно ли сопоставить этот образ с образом «некрасовской женщины»?
Мать партизана. Художник С.В. Герасимов. 1943 г.
Живое слово
1. Напишите сочинение-миниатюру о ком-то из своих близких, запечатлённых на старой фотографии. Постарайтесь в своей работе не только передать историю жизни этого человека, но и отразить приметы времени.
На полированной поверхности старой фотографии лежит мгновение из жизни моей бабушки. Её образ, плененный в черно-белом кадре, словно оживает под взглядом. Строгий вырез её платья и нежный шарф, аккуратно завязанный вокруг головы, говорят о том, что перед нами не только красавица молодости, но и женщина сильная и решительная. Её взгляд, пронизанный мудростью и гордостью, уносит меня в прошлое, в дни, когда она строила свою жизнь на руинах войны.
Каждая морщинка на её лице, каждая складка на платье — это след времени, который она преодолела с достоинством и упорством. Свет, проникающий сквозь старую фотографию, словно подчеркивает её силу и непоколебимость. Здесь нет места для слез или сомнений, лишь сила воли и непоколебимость.
Эта фотография — это не просто старое изображение, а живая история, которая рассказывает о том, какими были трудные времена, и какими стали люди, преодолев их. В каждой черте лица моей бабушки заложена целая эпоха, наполненная испытаниями, но и силой духа, которая позволяла ей двигаться вперед, несмотря ни на что.
2. Расспросите кого-нибудь из людей старшего поколения о событиях Великой Отечественной войны. Запишите рассказ очевидца в форме интервью.
3. Расскажите об одном из поэтов, в творчестве которого есть стихотворения о Великой Отечественной войне.
Один из известных поэтов, чье творчество было тесно связано с Великой Отечественной войной, - Евгений Евтушенко. Родившийся в 1933 году, он вырос и стал одним из ведущих поэтов своего времени, чье творчество оставило заметный след в литературе.
Во время войны, Евтушенко был еще ребенком, но в его стихах отражены впечатления, которые он получил из рассказов взрослых, известий в новостях и из исторических документов. В его поэзии присутствует яркое отражение трагедии войны, героизма и страданий людей.
Одно из наиболее известных произведений, связанных с Великой Отечественной войной, это стихотворение "На горе Мамаева курган". В этом произведении Евтушенко описывает место сражения, символизирующее героизм и подвиг советских воинов. Стихотворение передает драматизм событий, а также глубокое уважение к тем, кто пал за Родину.
Евгений Евтушенко продолжал писать о войне и ее последствиях и в послевоенные годы, подчеркивая важность помнить и уважать подвиги тех, кто защищал свою страну. Его поэзия о войне стала важной частью советской и российской литературной культуры, отражая важные аспекты истории и национального самосознания.
4. Составьте устный рассказ по картине П.А. Кривоногова «Победа».
Картина "Победа" П.А. Кривоногова великолепно передает эпоху войны и радостное чувство победы. На фоне разрушенного Рейхстага, в окружении клубов дыма и следов сражений, видны наши солдаты – усталые, но радостные, с винтовками в руках и пилотками на головах. Над куполом здания взметнуто красное Знамя Победы, символизируя триумф советского народа над фашистской Германией.
Взгляд на картину заставляет вспомнить героизм и жертвенность наших предков, которые сражались за свою Родину, а также ощутить гордость за победу, достигнутую благодаря их мужеству и стойкости. Это произведение искусства напоминает нам о важности помнить и чтить подвиг тех, кто защищал мир и свободу в трудные времена войны.
Победа. Художник П.А. Кривоногов. 1948 г.
После уроков
1. Подготовьтесь к конкурсу выразительного чтения «Строки, зовущие к Победе (стихотворения о Великой Отечественной войне)». Проведите конкурс.
2. Какие «старые песни о главном» любимы в вашей семье? Составьте программу концерта «Любимые песни нашей семьи» и проведите его.