Анна Андреевна Ахматова «Перед весной бывают дни такие...» Страница 186 Вопросы и задания 1. Какое настроение возникло у вас при чтении стихотворения? 2. Какие слова помогают выразить состояние души поэта? 3. В этом стихотворении Ахматова использует приём, который называется анафора. Познакомьтесь с его определением. 4. Найдите анафору в стихотворении Ахматовой. Что с её помощью передаёт поэт? 5. Определите стихотворный размер, найдите в строках стихотворения пиррихий. Мужество Страница 187 1. В чём Ахматова видит залог сохранения духовной свободы народа? 2. Найдите в тексте стихотворения эпитеты. Определите их значение. 3. Какое значение, с вашей точки зрения, имеет датировка стихотворения? 4. Письменно сформулируйте идею стихотворения. Победа Родная земля Страница 191 Вопросы и задания 1. Самостоятельно проанализируйте стихотворения А.А. Ахматовой «Победа» и «Родная земля». 2. Выучите наизусть одно из стихотворений А.А. Ахматовой. Послушайте записи выразительного чтения стихотворений «Мужество» и «Родная земля». 3*. Познакомьтесь с другими стихотворениями А.А. Ахматовой. Какое произведение вам понравилось особенно? Почему? ИЗ ПОЭЗИИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ Страница 203-204 Вопросы и задания 1. Какое стихотворение произвело на вас наиболее сильное впечатление? Что в нём вам особенно понравилось и запомнилось? Какие средства художественной выразительности использует поэт в этом стихотворении? 2. Знаете ли вы стихотворения о Великой Отечественной войне, кроме тех, которые приведены в учебнике? Прочитайте их в классе. 3. Рассмотрите репродукцию картины С.В. Герасимова «Мать партизана». Какие качества русской женщины — крестьянки, матери — подчеркнул художник? Можно ли сопоставить этот образ с образом «некрасовской женщины»? Мать партизана. Художник С.В. Герасимов. 1943 г. Живое слово 1. Напишите сочинение-миниатюру о ком-то из своих близких, запечатлённых на старой фотографии. Постарайтесь в своей работе не только передать историю жизни этого человека, но и отразить приметы времени. 2. Расспросите кого-нибудь из людей старшего поколения о событиях Великой Отечественной войны. Запишите рассказ очевидца в форме интервью. 3. Расскажите об одном из поэтов, в творчестве которого есть стихотворения о Великой Отечественной войне. 4. Составьте устный рассказ по картине П.А. Кривоногова «Победа». Победа. Художник П.А. Кривоногов. 1948 г. После уроков 1. Подготовьтесь к конкурсу выразительного чтения «Строки, зовущие к Победе (стихотворения о Великой Отечественной войне)». Проведите конкурс. 2. Какие «старые песни о главном» любимы в вашей семье? Составьте программу концерта «Любимые песни нашей семьи» и проведите его.