ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА Иван Алексеевич Бунин Страница 101 Вопросы и задания 1. На что советует обратить внимание К.Г. Паустовский при чтении бунинских произведений? 2. Прочитайте произведения Бунина, учитывая советы Паустовского. Живое слово Напишите сказку по предложенному К.Г. Паустовским сюжету. Лапти Страница 104 Вопросы и задания 1. Кто главный герой рассказа? Как вы относитесь к его поступку? 2. Сформулируйте тему и основную мысль рассказа. 3. Определите по толковому словарю значение слов зипун, фуксин. «Не видно птиц. Покорно чахнет...» Страница 105 Вопросы и задания 1. Какое время года изображено в стихотворении? 2. С помощью цвета можно передавать настроение, причём это бывает и в тех случаях, когда сам цвет не назван, но его ощущение присутствует. Какие цвета (оттенки цветов) возникают в вашем воображении при чтении строк поэта? Какое настроение создаётся этим цветообразом? а) Покорно чахнет Лес, опустевший и больной. б) Глушь стала ниже и светлее, В кустах свалялася трава, И, под дождём осенним тлея, Чернеет тёмная листва. в) День холодный Угрюм и свеж... 3. Определите, какие художественные средства использовал И.А. Бунин в каждом из этих случаев. 4. Каким размером написано стихотворение? 5*. Из каких художественных деталей складывается главная мысль стихотворения — мысль о единстве лирического персонажа с миром природы? Возвращаясь к теме 1*. Вспомните рассказ И.А. Бунина «Подснежник», прочитанный вами в 5 классе. Этот рассказ, как и «Лапти», был создан писателем в эмиграции. Как вы думаете, почему Бунин, находясь за границей, пишет о России? Каким чувством проникнуты эти произведения? 2. Назовите другие известные вам произведения И.А. Бунина. Александр Иванович Куприн Страница 107-109 Вопросы и задания 1. Прочитайте рассказ А.И. Куприна «Белый пудель». 2. В каких деталях проявляется отношение дедушки к своему музыкальному инструменту, о котором рассказчик замечает: «Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить только живое, близкое, пожалуй, даже родственное существо»? 3. Действие в первой и второй частях рассказа развивается спокойно, неспешно. Какие описания замедляют ход повествования? Зачем автор использует этот приём? 4. Что значительно изменяет характер действия в третьей главе рассказа? 5. Прочитайте диалог, происходящий в эпизоде «Слуги вокруг маленького барина», по ролям. 6. Перескажите историю с похищением и возвращением Арто. 7. Какой эпизод в рассказе показался вам самым напряжённым? Найдите кульминацию. 8. На какие размышления натолкнул вас рассказ А.И. Куприна? 9. Продолжите рассуждение: «Рассказ А.И. Куприна “Белый пудель” учит читателей…» В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА А.И. КУПРИНА 1. Найдите в тексте просторечные слова. Кому они принадлежат? Для чего эту лексику А.И. Куприн активно вводит в речь персонажа? 2. Что вы можете рассказать о характере героев: дедушки и мальчика Серёжи на основе прочитанного в первой и второй части? В каком слове (эпизод с гривенником) проявилось одно из важных качеств характера дедушки? Назовите это качество. 3. В каком эпизоде третьей части рассказа Серёжа противопоставлен Трилли? Найдите и прочитайте слова, в которых это противопоставление наиболее очевидно. Сформулируйте вывод. "Крепкий парень" Сережа противопоставляется "язвительному мальчугашке" Трилли.. 4. Как вы можете охарактеризовать сына барыни? Обратите внимание на его имя, поведение, манеру общения с другими людьми. Подберите имена прилагательные для характеристики персонажа.