menu


ГДЗ по литературе 6 класс Меркин часть 2 Страница 101-129




ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин

Страница 101

Вопросы и задания 

1. На что советует обратить внимание К.Г. Паустовский при чтении бунинских произведений?

При внимательном анализе бунинских произведений, К.Г. Паустовский советует обратить особенное внимание на тончайшие детали, которые формируют образы, передают ощущения и улавливают атмосферу происходящего. В своей статье о Бунине, он подчеркивает, что в мастерстве Бунина заключается способность создавать особое душевное состояние, отражающее как печали, так и радости жизни. Паустовский подчеркивает, что при чтении произведений Бунина читатель может переживать аналогичные эмоции и ощущения, воссоздаваемые через краски, свет, ароматы и звуки, что делает его творчество удивительно точным и неповторимым.

2. Прочитайте произведения Бунина, учитывая советы Паустовского.

Живое слово 

Напишите сказку по предложенному К.Г. Паустовским сюжету.

Лапти

Страница 104

Вопросы и задания 

1. Кто главный герой рассказа? Как вы относитесь к его поступку?

Нефёд является центральной фигурой в рассказе, и мое отношение к его поступку положительное. Для него воля умирающего превосходит важность собственной жизни, и его поступок выражает бескорыстие. Этот акт проявляет глубокую самоотдачу и альтруизм героя, что вызывает положительные эмоции и восхищение.

2. Сформулируйте тему и основную мысль рассказа.

В центре рассказа заложена тема гуманизма, выражающая идею бескорыстного служения человечеству. Основная мысль заключается в представлении героя, который, вопреки личным интересам и даже собственной жизни, придает высший приоритет служению людям. Рассказ обнажает глубокие аспекты человеческой доброты и самоотдачи, ставя гуманизм в центр внимания и побуждая читателя задуматься о ценности бескорыстного служения обществу.

3. Определите по толковому словарю значение слов зипун, фуксин.

Слово "зипун" обозначает традиционную китайскую верхнюю одежду, чаще всего изготовленную из шелка. Этот вид одежды имеет свои исторические корни и является частью культурного контекста в Китае.

"Фуксин" – это краситель, который обладает ярким пурпурным цветом. Часто используется в текстильной промышленности и микроскопии для окраски клеток. Также может применяться в пищевой промышленности.

«Не видно птиц. Покорно чахнет...»

Страница 105

Вопросы и задания 

1. Какое время года изображено в стихотворении?

В стихотворении описана осень.

2. С помощью цвета можно передавать настроение, причём это бывает и в тех случаях, когда сам цвет не назван, но его ощущение присутствует.

Какие цвета (оттенки цветов) возникают в вашем воображении при чтении строк поэта? Какое настроение создаётся этим цветообразом?

а) Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.

б) Глушь стала ниже и светлее,

В кустах свалялася трава,

И, под дождём осенним тлея,

Чернеет тёмная листва.

в) День холодный

Угрюм и свеж...

а) Описание леса как "покорно чахнет" и "опустевший и больной" создает впечатление угасающей природы, ассоциируясь с коричневыми и тусклыми оттенками. Это передает меланхоличное настроение осеннего увядания.
б) В описании изменений в природе, таких как "глушь стала ниже и светлее" и "чернеет темная листва", можно представить оттенки темной зелени и яркий желто-красный цвет, что может создавать контраст и атмосферу осенней тоски.
в) Описание "дня холодного, угрюмого и свежего" может вызывать восприятие холодных оттенков, таких как голубой и серый, передавая холод и мрачность дня.

3. Определите, какие художественные средства использовал И.А. Бунин в каждом из этих случаев.

В стихотворении используются различные художественные средства:

Метафора: "покорно чахнет лес" передает образ умирающей природы.
Эпитеты: "угрюм и свеж" описывают холодный день, создавая настроение.
Аллитерация: "грибы сошли, но крепко пахнет" добавляет музыкальность и ритм.

4. Каким размером написано стихотворение?

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, что характерно для классической лирической поэзии.

5*. Из каких художественных деталей складывается главная мысль стихотворения — мысль о единстве лирического персонажа с миром природы?

Главная мысль стихотворения заключается в единстве лирического персонажа с природой. Это выражается через внимательное восприятие изменений в окружающей природе, создание образов, отражающих её состояние, и слияние с ней через восприятие звуков и запахов. Это единство подчеркивается благодаря темпу и ритму стихотворения, создавая гармоничное взаимодействие между человеком и природой.

Возвращаясь к теме 

1*. Вспомните рассказ И.А. Бунина «Подснежник», прочитанный вами в 5 классе. Этот рассказ, как и «Лапти», был создан писателем в эмиграции. Как вы думаете, почему Бунин, находясь за границей, пишет о России? Каким чувством проникнуты эти произведения?

Бунин, находясь в эмиграции, несмотря на дальность от родины, сохранял глубокую привязанность к России. Это проявлялось в его произведениях, таких как "Подснежник" и "Лапти", где пронзительно звучит чувство любви к родной стране и тоска по утраченной родине. Эти произведения проникнуты не только ностальгией, но и глубоким чувством принадлежности и любви к русскому народу и культуре.

2. Назовите другие известные вам произведения И.А. Бунина.

Кроме того, помимо "Подснежника" и "Лаптей", известными произведениями И.А. Бунина являются "Деревня", "Тёмные аллеи",  "Жизнь Арсеньева" и многие другие, где автор продолжает выражать свою глубокую связь с русской природой, культурой и чувственно отражает жизнь родного народа.

Александр Иванович Куприн

Страница 107-109

Вопросы и задания 

1. Прочитайте рассказ А.И. Куприна «Белый пудель».

2. В каких деталях проявляется отношение дедушки к своему музыкальному инструменту, о котором рассказчик замечает: «Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить только живое, близкое, пожалуй, даже родственное существо»?

Дедушка Мартын Лодыжкин выражает свою глубокую любовь к шарманке, рассматривая ее как живое существо, близкое ему по духу. Эта привязанность проявляется в деталях, таких как долгие годы бродячей жизни, в результате которых он свыкся с инструментом и начал воспринимать его почти как одухотворенное, почти сознательное существо.

Особенно важным моментом является эпизод, когда шарманка издает слабый, печальный звук, напоминающий старческий вздох, во время ночлега на грязном постоялом дворе. В этот момент Лодыжкин проявляет свою заботу и ласково обращается к инструменту, словно он спрашивает его о состоянии и успокаивает в трудные моменты. Это подчеркивает глубокую эмоциональную связь дедушки с шарманкой, перенимая черты взаимодействия с родственным существом.

3. Действие в первой и второй частях рассказа развивается спокойно, неспешно. Какие описания замедляют ход повествования? Зачем автор использует этот приём?

Действие в первой и второй частях рассказа замедляется описаниями главных персонажей, их биографии и окружающей природы. Автор уделяет внимание деталям, таким как старость и профессиональный стаж дедушки Лодыжкина, сиротство и хобби Сережи. Описания природы также идут неспешно, передают любовь автора к местности и знакомство с привычными местами. Этот прием служит созданию атмосферы спокойствия, рутины и простоты повседневной жизни героев.

Автор использует медленное развитие сюжета для усиления контраста с кульминацией, которая, как подразумевается, нарушит этот спокойный порядок. Замедленные описания служат подготовкой читателя к неожиданным событиям и придают больший эффект, когда беда вторгается в уютный мир персонажей, меняя ход их жизни.

4. Что значительно изменяет характер действия в третьей главе рассказа?

Третья глава рассказа существенно изменяет характер действия, вводя элементы напряжения и проверки отношений главных героев. Перемена обстановки происходит, когда труппа артистов оказывается на даче богатой семьи. Это становится испытанием для героев, выявляя их характеры и отношения.

В данной части рассказа важную роль играет контраст между двенадцатилетним Сережей и сыном барина, Трилли. Сережа, характеризующийся отвагой, трудолюбием и пониманием ценности заработанных денег, противопоставлен избалованному и капризному Трилли. Конфликт, возникающий из-за попытки сына барина присвоить собаку для развлечения, приводит к похищению ее дворником.

Эта сцена изменяет ход событий, добавляя напряжения и тестирования отношений между персонажами. Вмешательство богатого сына в жизнь артистов ставит их перед сложными моральными выборами и выявляет их силу характера в условиях непредвиденных обстоятельств.

5. Прочитайте диалог, происходящий в эпизоде «Слуги вокруг маленького барина», по ролям.

6. Перескажите историю с похищением и возвращением Арто.

7. Какой эпизод в рассказе показался вам самым напряжённым? Найдите кульминацию.

8. На какие размышления натолкнул вас рассказ А.И. Куприна?

Рассказ А.И. Куприна вызвал во мне размышления о глубоких различиях между главными персонажами, Сережей и Трилли. Взгляд на их жизненные ценности и воспитание создает контрастное восприятие двух мальчиков. Трилли, как барский сын, окружен избытком и роскошью, где все прихоти исполняются. С другой стороны, Сергей вырастает как смелый и благородный человек, который осознает, что не все в жизни поддается обмену деньгами.

Рассказ заставляет задуматься о ценности человеческих качеств, которые не поддаются материальной оценке. Сергей понимает, что дружба, доброта и преданность не могут быть куплены. Прочитав "Белого пуделя", узнаешь, что истинная радость жизни не зависит от богатства, а находится в бесценных человеческих ценностях.

9. Продолжите рассуждение: «Рассказ А.И. Куприна “Белый пудель” учит читателей…»

Рассказ А.И. Куприна "Белый пудель" учит читателей ценности и истинной сути дружбы, оставаясь невосприимчивым к материальным соблазнам. Независимо от предложенной большой суммы денег за собаку, старик и мальчик не поддались соблазну ее продать. Рассказ является замечательным примером того, что не все в жизни поддается оценке деньгами. Друзья не продаются, а истинные ценности, такие как преданность, верность и доброта, неприкосновенны перед денежными предложениями. Эта история призывает к пониманию, что истинное счастье и богатство кроются в межличностных отношениях и человеческих добродетелях.

В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА

А.И. КУПРИНА

1. Найдите в тексте просторечные слова. Кому они принадлежат? Для чего эту лексику А.И. Куприн активно вводит в речь персонажа?

Дедушка Мартын Лодыжкин и Серёжа используют просторечные слова, подчеркивая свою принадлежность к народу и отличие от барыни и её сына. Эта лексика служит средством характеризации персонажей, выделяя их простоту, близость к жизни обычных людей. А.И. Куприн активно вводит просторечные выражения в речь персонажей для создания аутентичности и передачи социокультурных различий между представителями разных слоев общества. Подобный выбор слов помогает читателю глубже вжиться в атмосферу повествования, ощутить ярко выраженные социальные контрасты и привлечь внимание к теме неравенства.

2. Что вы можете рассказать о характере героев: дедушки и мальчика Серёжи на основе прочитанного в первой и второй части? В каком слове (эпизод с гривенником) проявилось одно из важных качеств характера дедушки? Назовите это качество.


Персонажи рассказа "Белый пудель" обладают множеством положительных черт характера, таких как доброта, бескорыстие, жизнерадостность, умение видеть красоту в мелочах, а также сила духа, сохранение чувства собственного достоинства даже в трудных ситуациях. В эпизоде с гривенником выражено чувство гордости и самоуважения дедушки Лодыжкина. Он не поддается унижению, отвергает дареную ему дырявую монету, демонстрируя, что не все может быть измерено деньгами, и у него есть свои нормы и ценности.

Дедушка проявляет честность и принципиальность, несмотря на трудности своей жизни. Этот эпизод иллюстрирует глубокий внутренний мир персонажей, их силу характера и приверженность принципам, что делает их более благородными в сравнении с богатой барыней, которая не ценит даренные ей возможности помочь тем, кто в нужде.

3. В каком эпизоде третьей части рассказа Серёжа противопоставлен Трилли? Найдите и прочитайте слова, в которых это противопоставление наиболее очевидно. Сформулируйте вывод.

В третьей части рассказа "Белый пудель", эпизод с противостоянием Сережи и Трилли проявляется в сцене, где Трилли, избалованный богатый мальчик, проявляет свои капризы, отказываясь пить лекарство. Сережа, в свою очередь, удивляется такому поведению и предвидит наказание за подобные выходки. Это показывает разницу в их мировоззрении и привычках, подчеркивая противопоставление бродячего акробата и избалованного наследника.

Дедушка Лодыжкин, комментируя происходящее, явно выражает свое негодование по поводу Трилли, подчеркивая язвительность их отношений. С другой стороны, когда Лодыжкин наблюдает за Сережей, он высказывает восхищение его физическим развитием и крепким характером. Это свидетельствует о том, что, несмотря на трудности и лишения, Сережа растет как крепкий и независимый человек.

 "Крепкий парень" Сережа противопоставляется "язвительному мальчугашке" Трилли..

4. Как вы можете охарактеризовать сына барыни? Обратите внимание на его имя, поведение, манеру общения с другими людьми. Подберите имена прилагательные для характеристики персонажа.






ГДЗ по литературе 6 класс учебник Меркин часть 2 страница 101-129