Владимир Галактионович Короленко
Страница 37
Вопросы и задания
1. Какую «родину» обрёл писатель? Как вы понимаете его высказывание об этом?
Литературная деятельность Короленко привела его к осознанию того, что его истинной "родиной" стала литература. В его высказываниях о родине не прослеживается узкопатриотического понимания этого термина, а, напротив, он обращается к нему в более образном смысле. Перемещения по разным городам в детстве и юности формировали его интерес к литературным произведениям, что стало для него настоящим духовным родником. Таким образом, его "родина" стала воплощением литературного мира, который вдохновлял и определял его творческий путь.
2. K чему призывал В.Г. Короленко?
В своих призывах В.Г. Короленко настаивал на жизни в служении другим. Его главная идея заключалась в том, чтобы понимать жизнь как постоянное служение и помощь ближним. Для него смысл жизни состоял в том, чтобы стать напоминанием счастливым о несчастных, подчеркивая важность сочувствия и взаимопомощи в обществе.
3. Объясните, как вы поняли смысл высказывания из рассказа «Парадокс»: «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него».
Человек создан для поиска счастья, но не всегда счастье готово ожидать его на пути. В рассказе "Парадокс" выражена идея о том, что в жизни человека могут возникнуть множество трудностей и испытаний, которые делают его путь к счастью непростым. Однако несмотря на тяготы, человек всегда стремится к светлым моментам и полноте бытия, преодолевая трудности на своем пути. В этом контексте, выражение подчеркивает, что счастье не всегда является готовым и легкодоступным, но человек обязан стремиться к нему, преодолевая преграды, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.
В дурном обществе (В сокращении)
Страница 82
В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА
В.Г. КОРОЛЕНКО
1. Подберите синонимы к выделенным словам: в дурном обществе, над сонными… прудами, шмыгнуть в какое-нибудь из отверстий замка, непременно, от сконфуженного товарища, горькая правда, солгать.
в дурном обществе - в неблагоприятной компании; над сонными... прудами - над усталыми...водами; шмыгнуть в какое-нибудь из отверстий замка - проникнуть в одно из отверстий замка; непременно - обязательно; сконфуженного товарища - смущенного друга; горькая правда - тяжелая истина; солгать - произнести неправду.
2. «В последние летние вечера я прокрадывался по саду, как молодой волчонок…» Объясните смысл сравнения. Подберите другие примеры сравнений из текста. Для чего автор использует этот приём?
В последние летние вечера, автор описывает свои передвижения по саду, используя сравнение "как молодой волчонок". Это сравнение подчеркивает его ловкость, быстроту и независимость в движениях, создавая образ молодости и энергии.
Другие примеры сравнений из текста включают в себя:
"Я же рос, как дикое деревцо в поле..." - сравнение, в котором автор описывает свой рост, приравнивая его к росту дикого деревца, что может подчеркивать естественность и дикость.
"...густые камыши волновались, как море" - сравнение, используемое для описания движения густых камышей, сравниваемого с морскими волнами, что придает природным элементам живость и динамику.
"Моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик" - сравнение, используемое для описания физических качеств персонажа, где форма Сони ассоциируется с пышностью и упругостью.
3. Обратите внимание на описание природы в III главе повести. Выпишите эпитеты, придающие образность этой картине. Подумайте, почему такое красочное описание омрачено ощущением печали.
Призрачный след утренней росы, вода, вздрагивающая под первыми лучами, заспавшийся жаворонок в небесах, трусливый заяц, прячущийся в траве, ленивая дремота природы, и шепот ветра, создающий меланхоличную музыку окружающего мира.
Это красочное описание природы омрачено ощущением печали, так как автор в III главе повести передает не только красоту окружающего мира, но и внутренний мир главного героя, Васи. Его одиночество и тоска по матери, отцовская забота, предоставленная самой себе, создают темный фон на фоне яркой природной красоты. Описания природы становятся зеркалом чувств и переживаний героя, оставляя за красочной фасадом ощущение глубокой печали и потери.
4. Каким представляется вам город, изображённый в повести? Найдите его описание в главе «Развалины». Какое настроение оно создаёт? Подготовьте выразительное чтение этого отрывка.
Городок, описанный в повести, предстает перед читателем в облике маленького и заброшенного поселения, не обладающего изысками или богатствами. Княжье-Вено, или просто Княжь, отмечается своей невзрачной обстановкой и скромными строениями. Здесь преобладают унылые серые заборы, а на улицах видны пустыри, усыпанные беспорядочно разбросанными вещами.
Описание города в главе "Развалины" создает атмосферу уединенности и упадка. Упоминание тюрьмы, которая выделяется среди других строений, придает месту несколько мрачный характер. Видимые следы заброшенности и хаоса, такие как кучи хлама и старые хатки, вызывают ощущение пустоты и забвения.
Это описание города в "Развалинах" создает меланхоличное настроение, подчеркивая тяжелые времена и отсутствие процветания в этом уголке мира.
5. Какие персонажи изображены на иллюстрации Г.П. Фитингофа (с. 40—41)? Назовите детали, которые их характеризуют, и сделайте общий вывод о социальном положении этих людей. При ответе вы можете опираться на текст повести.
На страницах 40-41 повести на иллюстрации Г.П. Фитингофа запечатлены образы бедняков, обитающих у развалин старого замка. Эти персонажи, представленные в моменте изгнания, воплощают социальную аномалию того времени.
Детали иллюстрации передают отчаяние и тяжелое положение этих людей. Разрушенный замок и облака дыма создают атмосферу упадка и бедности. Жестокость, с которой изгоняют бедняков, видна в их испуганных лицах и обращенных в сторону угрозающих кочерг и палок.
Социальное положение этих персонажей, изображенных на иллюстрации, отражает неравенство и жестокость того времени. Они представляют слой общества, лишенный не только материальных благ, но и уважения со стороны более обеспеченных слоев. Это подчеркивает обостренные социальные противоречия в повести.
6. Найдите в повести портрет Маруси. Чьими глазами она показана? Какие детали кажутся вам наиболее значимыми?
В повести "Дети подземелья" портрет Маруси вырисовывается сквозь взгляд Васи, придающий ей особое, трогательное измерение. Это бледное, хрупкое создание, которое Вася воспринимает с особенной теплотой и вниманием. Её шаткие движения, кривые ножки, тонкие и прозрачные руки создают образ девочки, уязвимой перед трудностями окружающего мира.
Особое внимание обращено на глаза Маруси, которые, хоть и принадлежат ребёнку, иногда выражают грусть, не свойственную детскому взгляду. Этот элемент придает её образу глубину и трагичность. Описание её смеха, её ног и взгляда делают Марусю ярким и запоминающимся персонажем в повести, который играет важную роль в судьбе Васи.
7. Прочитайте описание Тыбурция: «Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперёд нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум. В то время как на его лице сменялся целый ряд гримас, эти глаза сохраняли постоянно одно выражение, отчего мне всегда было безотчётно жутко смотреть на кривлянье этого странного человека. По ним как будто струилась глубокая постоянная печаль...»
Что можно сказать о герое по его портрету?
Тыбурций, описанный в повести, предстаёт перед нами как выдающаяся личность с необычным внешним обликом. Его высокий рост, крупные черты лица и рыжеватые волосы создают впечатление грубой выразительности. Несмотря на то, что некоторые черты его лица ассоциируются с обезьяньими, особенно низкий лоб и выдавшаяся вперёд нижняя челюсть, глаза Тыбурция предстают перед нами как ключевой элемент его характера.
Остроумные, мрачные глаза, сверкающие из-под нависших бровей, отражают упорство, энергию и ум. Взгляд Тыбурция обладает проницательностью, которая не утрачивается даже во время смены гримас на его лице. Этот контраст между физическими особенностями и выразительностью его глаз придаёт персоналии Тыбурция загадочность и необычайность. Описание также подчеркивает постоянную печаль, которая светит из глаз, придающую ему дополнительную глубину и сложность.
8. Перечитайте диалог из главы VI, обратите внимание на слова пана Тыбурция, обращённые к Васе: «Твой отец меня судит, — ну и ты когда-нибудь будешь судить… вот его [Валека]!» А чуть позже он говорит: «Каждый идёт своей дорожкой, и кто знает… может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу». Как вы думаете, какое из утверждений справедливо? Почему? Аргументируйте свой ответ.
Второе утверждение пана Тыбурция о том, что каждый идёт своей дорожкой, и возможно, хорошо, что дорога Васи пролегла через их мир, является более справедливым. Эта точка зрения подчеркивает важность взаимодействия различных судеб и опытов в формировании личности. Встреча с Тыбурцием, Вальком и Марусей принесла Васе не только новый круг общения, но и глубокое понимание человеческих отношений и сопереживания.
Взаимодействие с бедными детьми позволило Васе переосмыслить свою жизнь, ценности и отношения с отцом. Он нашел в них истинных друзей, которые, несмотря на свою бедность, были богаты человеческими качествами. Таким образом, дорога Васи пересеклась с дорогами Тыбурция, Валька и Маруси, привнесших в его жизнь новые опыты и перспективы.
Эта справедливость основана на идее того, что разнообразие встреч и взаимодействий обогащает человеческий опыт, расширяет кругозор и формирует более глубокое понимание окружающего мира.
9. Как вы понимаете последний абзац произведения? Какие чувства возникают у вас при его чтении?
В заключительном отрывке произведения "В дурном обществе" ощущается ностальгия и тоска по ушедшему времени и ушедшим друзьям. Вася и Соня сохраняют в своей памяти образ Маруси, и ее короткая, но яркая жизнь оставила глубокий след в их сердцах. Чувство жалости и уважения к Марусе проявляется в их регулярных посещениях ее могилы и чтении обетов.
Этот финальный момент вызывает во мне чувство грусти и сопереживания. Он подчеркивает хрупкость человеческой жизни, особенно в контексте трудностей и бедности, с которыми сталкиваются герои повести. В последних строках звучит как будто призыв сохранять память о тех, кто ушел, и продолжать чтить их память, даже если время идет дальше.
10. Какова основная мысль повести?
В основе повести лежит идея о том, что истинная ценность человека определяется не общественным статусом или материальным достатком, а его внутренним миром, моральными принципами и отношением к окружающим. Вася, несмотря на свое происхождение из обеспеченной семьи, выбирает путь бродяги, преодолевая трудности и находя друзей среди бедных. В этом общественном выборе автор выражает идею о том, что истинная ценность человека проявляется в его поступках, добрых делах и способности проявлять сострадание к ближним, независимо от социального статуса.
11*. Как вы думаете, что сближает повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе» с рассказом Л.Н. Толстого «Бедные люди»?
В творчестве В.Г. Короленко "В дурном обществе" и рассказе Л.Н. Толстого "Бедные люди" заметны сходства в тематике, касающейся бедности, социальных неравенств и проявлении человеческой доброты в сложных жизненных обстоятельствах. Оба автора обращают внимание на внутренний мир персонажей, их способность проявлять сострадание и делиться тем, что у них есть.
В "Бедных людях" Толстой описывает героический поступок Жанны, которая, несмотря на свою бедность, берет к себе двух детей умершей соседки. Это проявление чуткого сердца и готовности помочь тем, кто оказался в беде.
Аналогично, в "В дурном обществе" Короленко рассказывает о Васе, который, несмотря на свое происхождение из обеспеченной семьи, выбирает бродяжничество и находит друзей среди бедных детей. Здесь также акцентируется внутренний мир персонажей, их моральные ценности и готовность к добрым поступкам в условиях социальных трудностей.
Живое слово
1. Подготовьте выборочный пересказ от 3-го лица по темам: «В старой часовне», «Знакомство с детьми подземелья».
2. Сочините продолжение повести о встрече повзрослевших Валека и Васи. Что они могли бы рассказать друг другу?
Спустя десятилетие, после того как Вася с семьей покинул Княж-городок, их следы оставили на песчаных берегах Одессы. Вася, успешно завершивший гимназию, стал студентом юридического факультета. Летнее жаркое утро превратило старую аллею в тихое свидание Васи и Сони, но внезапно голос, звучавший его именем, перебил покой. Перед ними стоял высокий, в морской форме, черноволосый парень - Валек. Встреча была неожиданной, но радостной.
В тени деревьев, Вася и Валек начали обмениваться воспоминаниями и новостями. Оказалось, что Тыбурций Драб, начав с работы грузчиком в порту, теперь занимается рыболовством на собственной лодке. Валек, в свою очередь, стал матросом, путешествуя по разным городам и странам. Рассказы Валека о приключениях на море захватили внимание Васи и Сони, оставив в них смесь удивления и восхищения.
Слушая истории друг друга, друзья не забыли о прошлом. Маленькая Маруся стала темой ностальгии, их взрослая жизнь пронизана воспоминаниями о том, как они вместе проводили время. Вася, став судьей, отметил, что справедливость должна побеждать, и подчеркнул, что, возможно, они встретятся в суде с Янушем. Но в их глазах была не только серьезность, но и теплая нить воспоминаний о детской дружбе, которая пережила испытания времени.
После уроков
В повести постоянно возникают сцены, эпизоды, ситуации, которые и сегодня разными людьми могут быть восприняты совершенно по-разному. Так, при чтении главы «Кукла» возникает вопрос: а мог ли Вася поступить иначе?
Нет, Вася не могу поступить иначе.
Антон Павлович Чехов
Толстый и тонкий
Страница 93
1. Какими чертами характера наделены персонажи в рассказе? Как речь героев помогает раскрытию их характеров?
Встреча двух давних друзей на вокзале проливает свет на их характеры через динамику их общения. "Толстый" и "Тонкий" предстают перед читателем с ярко выраженными чертами характера, которые акцентируются в ходе диалога.
Персонаж "Толстого" характеризуется уверенностью и независимостью. Его реакция на социальное положение "тонкого" выражена физически – стошнило. Этот момент позволяет читателю ощутить его неприятие перед подчиненностью и заискиванием.
В свою очередь, "Тонкий" проявляет склонность к заискиванию и унижению перед высоким статусом "толстого". Его речь, ранее простая, принимает официальный тон, а поведение становится подчиненным. Эта динамика раскрывает его нерешительность и стремление подстроиться под ожидания социального положения.
2. Сравните иллюстрации к рассказу художников Б.М. Калаушина (с. 93) и С.А. Алимова. Расскажите, как художники передали характеры чеховских героев.
Художник Б.М. Калаушин и С.А. Алимов в своих иллюстрациях к чеховскому рассказу передали характеры героев через визуальное изображение, выражая их эмоции и отношения.
На иллюстрации Калаушина, момент заискивания тонкого перед толстым художник воплотил через изменение физической позы персонажа. Тонкий, не узнав о высоком положении друга, изображен "съежившимся, сгорбленным, сузившимся", что ярко передает его подчиненное и униженное состояние. Толстый, в свою очередь, изображен с выражением удивления, что подчеркивает неожиданность и неопределенность встречи.
Иллюстрация С.А. Алимова, выполненная в цвете, зафиксировала момент радостной встречи двух друзей. Тонкий и толстый изображены с улыбками на лицах, выражая радость и дружеское восприятие друг друга. На этой картине еще не раскрыты социальные аспекты, что придает сцене непринужденность и невинность.
3. А.П. Чехов — мастер короткой, отточенной фразы, яркой детали, например: «Длинный подбородок жены стал ещё длиннее». Найдите в рассказе «Толстый и тонкий» подобные примеры.
Чехов в рассказе "Толстый и тонкий" проявляет свое мастерство короткой и точной фразы, обогащая повествование яркими деталями.
Примеры отточенной фразы и ярких деталей включают в себя описание лица Тонкого: "Лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой", что наглядно передает искривление лица под влиянием широкой улыбки, создавая выразительный образ.
В описании перемен внешности "Тонкого" после узнавания о высоком положении "Толстого" также присутствует отточенная фраза: "Он съежился, сгорбился, сузился", что точно передает визуальное преобразование персонажа, выражая его уменьшение и уничижение.
В описании вещей "Тонкого": "Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились", автор использовал метафору, чтобы подчеркнуть не только физическое состояние вещей, но и эмоциональное состояние самого персонажа.
Наконец, в описании сына Тонкого: "Нафанаил вытянулся во фрунт", Чехов использует яркое выражение, чтобы описать парадное вытягивание сына, что дополнительно акцентирует внимание на семейных отношениях и стремлении соответствовать общественным стандартам.
4. Что высмеивает писатель в рассказе?
В рассказе, А. П. Чехов высмеивает гипокритическое и лицемерное поведение человека, обнаружившееся после того, как Тонкий узнал о высоком положении Толстого. Писатель иронизирует над поддатым характером Тонкого, который изначально стремился подняться выше своего товарища, но, столкнувшись с его высоким положением, начал проявлять низкопоклонство и пресмыкание.
Чехов подчеркивает нелепость и смехотворность ситуации, когда Тонкий, пытаясь показать свою значимость и высокий статус, вместо этого становится объектом насмешек и отвращения. В данном случае, писатель использует сатиру, чтобы выделить противоречие между наружным внешним величием и действительными качествами человека.
5*. Прочитайте рассказ Чехова «Налим». Охарактеризуйте средства создания комического эффекта. Какую роль в рассказе играет просторечная лексика? Приведите примеры из текста рассказа.
Рассказ "Налим" А. П. Чехова представляет собой яркий образец юмористической литературы, где автор использовал разнообразные средства для создания комического эффекта. Прежде всего, он ловко взаимодействует с контрастами, подчеркивая несоответствие между лирическим описанием природы и грубой реальностью повседневной жизни героев.
Просторечная лексика играет ключевую роль в создании комического настроения. Чехов умело внедряет в диалоги персонажей разнообразные выражения и обороты, которые придают рассказу живость и аутентичность. Примером такого использования просторечных слов может служить образ плотников и их разговоры, где множество выражений подчеркивают их непрофессионализм и отклонение от стандартного высказывания.
Например, вводные слова "барахтается", "мужик", "поросшим волосами", "пыхтит" создают контраст с описанием природы и гармонично вписывают героев в комический контекст. Далее, в диалогах, просторечные выражения типа "чёрт", "шут", "глыбоко" добавляют карикатурности ситуации и подчёркивают невероятность событий.
Чехов, используя средства языка, выстраивает насыщенный характер героев, создает зрелищные сцены и, в конечном итоге, завершает рассказ неожиданным поворотом, где даже просторечные обороты служат средством подчёркивания комической развязки.
6*. Составьте словарные статьи юмор и сатира. В них необходимо объяснить, чем различаются эти понятия. Покажите эту разницу на примере прочитанных рассказов Чехова.
Юмор – это искусство изображения персонажей и ситуаций в комическом ключе. Смех, который сопровождает юмор, имеет освобождающее действие, позволяя человеку избавиться от негативных эмоций. В отличие от сатиры, юмор обычно не несет в себе острой критики и представляет собой доброжелательное, веселое изображение.
Сатира, от латинского "satira" – смесь или всякая всячина, направлена на выявление и разоблачение отрицательных сторон жизни. Она использует преувеличение, карикатуру и нелепость для подчеркивания недостатков и пороков общества. В отличие от юмора, сатира чаще всего несет в себе определенное социальное или моральное послание.
Рассказ "Толстый и тонкий" А. П. Чехова является примером сатирического произведения. Автор использует высмеивание для осуждения чиновничества и чинопочитания в обществе. Персонажи рассказа становятся объектами насмешек, и через их поступки Чехов критикует социокультурные явления.
В рассказе "Налим" также присутствует элемент сатиры. Чехов высмеивает тех, кто уверен, что знает, как лучше всего решить проблему, но в конечном итоге проваливается в своих попытках. Сдерживаемые усмешки "мужиков" над неудачами барина добавляют иронии в сцену и подчеркивают их саркастическое отношение к его самоуверенности.
Таким образом, в рассказах Чехова п