Детство (Главы из повести)
Страница 29
Вопросы и задания
1. Какие чувства вызывают у вас герои повести «Детство»?
Погружаясь в повесть "Детство", я переживал эмоции вместе с Николенькой, чувствуя его тонкость, ранимость и искренность. Его внутренний мир стал для меня зеркалом, через которое я узнавал его семейные отношения. Мать Николая, ангел-хранитель, олицетворяла доброту, заботу и нежность. Отец, напротив, не вызывал у меня расположения своей холодностью к сыну и занятостью собой. Уверенный в себе, преданный азартным играм и ценитель женщин, он стоял в контрасте с добротой матери. Особое внимание я уделял образу учителя Карла Ивановича – преданного семье и привязанного к Николайчику, что добавляло повести глубину и теплоту.
2. С каким чувством вспоминает Николенька мать? Выпишите слова, подтверждающие ваш вывод.
Николенька вспоминает мать с чувством нежности и любви. Подтверждением этого являются слова, описывающие его воспоминания: "звуки ее голоса", "нежные прикосновения ее рук", "грустная, очаровательная улыбка". Он стремится к добру, любви и красоте, и для него материнская любовь становится источником всего самого прекрасного в его детстве. В его восприятии, любовь к матери и любовь к Богу сливаются в единое чувство, придавая его душе легкость, свет и отраду.
3. Устно по различным деталям воссоздайте портрет матери.
4. Прочитайте начало (первый абзац) главы «Что за человек был мой отец?». В этом фрагменте Л.Н. Толстой создаёт психологический портрет отца. Какие черты ему присущи? Выпишите из текста слова, которые станут ключевыми при ответе на вопрос.
В данном фрагменте Л.Н. Толстой создает психологический портрет отца, представляя его черты характера и внешности. Ключевые слова, описывающие отца Николая, включают в себя: "рыцарство", "предприимчивость", "самоуверенность", "любезность", "разгул", "гордость", "удачи", "оригинальность", "удовольствия", "связи", "гордость", "самонадеянность", "удобства", "наслаждения", "слезливость", "чувствительность". Эти слова помогают сформировать образ отца как привлекательной личности с разносторонними интересами и увлечениями, с легким и оригинальным стилем жизни, способной вызывать уважение и нравиться различным людям.
5. Как дополняется портрет отца, данный в самом начале главы, дальнейшим повествованием? Какие детали здесь вам кажутся наиболее важными? Какое место вообще в повести занимает художественная деталь?
Дальнейшее повествование дополняет портрет отца, выявляя его эгоизм и отсутствие нравственных убеждений. Отец измеряет все события и поступки на весах собственной выгоды, проявляя гибкость в своих убеждениях и отношении к моральным нормам. Ключевой деталью, подчеркивающей его беспринципность, является фраза: "Поступки и образ жизни, которые доставляли ему счастье или удовольствия, он считал хорошими." Это открывает эгоистичный подход отца к жизни, где его собственные интересы ставятся выше всего.
Художественная деталь в повести играет важную роль, так как через нее автор создает многогранные образы персонажей и передает сложные моменты их внутреннего мира. В данном случае, художественные детали, такие как "шалость" и "низкая подлость", помогают раскрыть противоречивость и двусмысленность характера отца, делая его более живым и реалистичным в глазах читателя.
6. Какие эпитеты употребляет Л.Н. Толстой, говоря о детстве?
Л.Н. Толстой использует множество эпитетов, чтобы описать детство в повести. Некоторые из них включают:
Счастливая, невозвратимая пора. Сладкие звуки голоса детства. Неясные, но сладкие грёзы. Лучшие наслаждения. Здоровый детский сон. Мечты неуловимы. Чудесное чувство. Любимая матерь с грустной, очаровательной улыбкой. Милая мамаша. Невинная весёлость.
7*. Найдите в тексте главы «Детство» риторические фигуры. Какова их роль?
В предоставленных цитатах из главы "Детство" Л.Н. Толстого можно выделить следующие риторические фигуры:
"Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Это риторический вопрос, который используется для подчеркивания эмоциональной привязанности к детству и вызывает чувство ностальгии.
"Неужели жизнь оставила такие тяжелые следы в моем сердце, что навеки отошли от меня слезы и восторги эти?" Еще один риторический вопрос, который служит для выражения удивления и размышлений о воздействии жизни на чувства и воспоминания.
"Где те горячие молитвы?" Этот риторический вопрос подчеркивает утрату или отсутствие чего-то важного, в данном случае, горячих молитв, и вызывает чувство тоски.
Риторические фигуры в данном контексте придают речи выразительность, усиливают эмоциональную окраску текста и делают его более проникновенным для читателя. Они служат также для акцентирования авторских эмоциональных переживаний и вопросов, что важно для того, чтобы передать сложность чувств и мыслей, связанных с темой детства.
8. Послушайте запись выразительного чтения главы «Детство». Какие чувства рассказчика удалось передать исполнителю?
9. Каковы взаимоотношения Николеньки с близкими людьми? Составьте план ответа на этот вопрос.
Взаимоотношения с маменькой: Теплые и ласковые отношения. Чувство привязанности и доброты.
Взаимоотношения с Натальей Саввишной: Реакция на наказания - сердился, но быстро прощал. Чистая и бескорыстная любовь. Проявление самопожертвования со стороны Натальи Саввишной.
Взаимоотношения с папенькой: Строгость и серьезность отношений. Формирование характера и воспитание воли.
Взаимоотношения с Карлом Ивановичем: Добрые учительские отношения. Взаимное уважение. Тепло души и совпадение взглядов на мир.
10. Как вы думаете, от чего зависит, «вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве»?
Основной влияющий фактор - это внутреннее отношение человека к жизни и способность сохранять детскую открытость, любознательность и веру в добро даже взрослым. Ключевой роль играет способность сохранять наивность и радость в сердце, несмотря на жизненные трудности и разочарования. Важно оставаться открытым к новым впечатлениям, уметь радоваться мелочам, искать красоту вокруг и сохранять веру в добро.
11. Кого и в какой момент изобразил художник А.Л. Костин на иллюстрациях к повести? Найдите в тексте эпизоды, к которым выполнены данные рисунки.
Художник А.Л. Костин изобразил Карла Иваныча в различных моментах повести. На одном из рисунков он изображен, как читает книгу со спокойным выражением лица. Другой эпизод показывает его в превосходном московском платье, сидящего за чайным столом. В этих моментах Карл Иваныч производит впечатление умиротворенного и стильного человека.
12*. Представить дворянский быт середины XIX века вам поможет репродукция картины Ф.М. Славянского «Семейная картина (На балконе)». К какому жанру живописи относится эта картина?
Бедные люди
Страница 34
1. Расскажите о творческой истории рассказа «Бедные люди».
В 1863 году Лев Толстой ознакомился с произведениями французского писателя Виктора Гюго, в частности с романом "Отверженные" и стихотворением "Бедные люди". Вдохновленный темой отзывчивости и доброты, заложенной в произведениях Гюго, Толстой создал свой рассказ "Бедные люди" в 1908 году. В этом произведении он отразил события русской действительности, рассказав о жизни Жанны, бедной женщины, жены рыбака. Главная идея рассказа заключается в том, что нищета не озлобляет человека, а, наоборот, делает его сострадательным. Героиня Жанна берет на воспитание детей своей умершей подруги, а ее муж поддерживает ее благородный поступок.
2. Какие детали подчёркивают крайнюю бедность семьи Жанны? Запишите ключевые слова и словосочетания.
Семья Жанны вынуждена обитать в доме, полном старых вещей, таких как старый парус и деревянные часы. Они еле-еле находят пищу для себя, и дети ходят босиком, лишены даже обуви. Им приходится довольствоваться ржаным, а не пшеничным хлебом. Муж Жанны, несмотря на холод и бурю, выходит ловить рыбу, чтобы прокормить семью. В течение всего дня Жанна сидит за работой, стараясь обеспечить свою семью.
3. Расскажите об отношении Жанны к мужу. Какие слова вы выберете для характеристики?
Жанна проявляет верность и любовь к мужу, всегда ждет его с нетерпением, не имея гарантий его возвращения. Она несет ответственность за воспитание пятерых детей и управление хозяйством, полностью осознавая трудности, с которыми сталкивается ее муж.
4. Л.Н. Толстой подчеркнул, что стихотворение Гюго является образцом «высшего, вытекающего из любви к Богу и ближнему религиозного искусства». Подтвердите этот тезис писателя.
Л.Н. Толстой подчеркнул, что рассказ "Бедные люди" является прозаическим переводом стихотворения В. Гюго "Les pauvres gens". В нем описывается история бедной семьи, которая, несмотря на свои трудности, принимает под свою опеку сирот. Этот поступок рассматривается Толстым как высшее религиозное искусство, отражающее христианские ценности, такие как любовь к ближнему, сострадание и самопожертвование.
5. Как вы оцениваете решение Жанны и её мужа?
Жанна и её муж приняли правильное решение, не оставив детей сиротами. Они поступили гуманно, учитывая, что дети были слишком маленькими для того, чтобы выживать в одиночестве и голоде.
6*. Можно ли отнести это прозаическое переложение стихотворения В. Гюго к жанру стихотворения в прозе? Аргументируйте свой ответ.
Данное прозаическое переложение стихотворения В. Гюго может быть отнесено к жанру стихотворения в прозе. Это подтверждается его соответствием основным характеристикам этого жанра, таким как небольшой литературный формат, описание отдельного эпизода с выражением личных переживаний в прозаической форме и членением на короткие абзацы.
7*. Есть ли глубинная, внутренняя связь между автобиографической повестью Л.Н. Толстого «Детство» и рассказом «Бедные люди»? Дайте развёрнутый ответ.
Оба текста, «Детство» и «Бедные люди», от Л.Н. Толстого, глубоко проникнуты темами сострадания, доброты и милосердия. Они представляют высшие проявления человеческой сущности и стремление к единению в любви, что можно рассматривать как внутреннюю связь между ними.
Возвращаясь к теме
Какому произведению И.С. Тургенева тематически и идейно близок рассказ «Бедные люди»? Сопоставьте эти произведения.
В рассказе "Бедные люди" Л.Н. Толстого и стихотворении в прозе "Два богача" И.С. Тургенева тематически и идейно обнаруживается схожесть. Обе истории рассказывают о бедных семьях, готовых принять чужих детей в свой дом, несмотря на собственные трудности. Этот мотив доброты, милосердия и готовности делиться последними ресурсами прослеживается как в рассказе Толстого, так и в стихотворении Тургенева, создавая параллели между двумя произведениями.
Живое слово
1. Напишите небольшое сочинение-размышление на тему «Какие мысли и чувства вызывает у меня рассказ Л.Н. Толстого?». Подберите к своему сочинению эпиграф.
2. Напишите сочинение по картине К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Обратите внимание на социальное положение героев, их эмоциональное состояние, на роль пейзажа в передаче чувств детей.