menu


ГДЗ по литературе 6 класс Меркин часть 2 Страница 6-28




ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Николай Алексеевич Некрасов

Страница 6

Вопросы и задания 

1. Расскажите о поэте. Каким он предстаёт перед вами?

Великий русский поэт Некрасов, сияющий в истории литературы золотыми буквами, является наследником великих Пушкина и Лермонтова. Его поэзия проникнута реализмом, и он внес значительный вклад, сближая поэзию с реальностью народной жизни. Писавший в трудные 40-е годы, когда крепостное право приняло невыносимые формы, Некрасов стал первым, кто смело и откровенно показал читателям картину жизни народа. Его стихи описывают убогие деревни, печаль и нищету, словно туманный облако надвигается над этим миром. Великий поэт взывал к простому человеку, откликаясь на его страдания. Его произведения оказались чрезвычайно успешными, принося всем ощущение появления поэта, неизведанного ранее на Руси. В стихах Некрасова резко звучат обвинения в адрес самодержавия, и он выражает свою любовь к народу, веру в светлое будущее России.

2. Что значит быть гражданином? Продолжите начатое предложение: Быть гражданином — значит жить…

Жить, будучи гражданином, означает вовлеченность в общественную жизнь, взаимодействие с соотечественниками и участие в формировании общего политического и социального пространства. Это не только исполнение прав и обязанностей, но и активное участие в культурной, экономической и политической жизни страны. Гражданство предполагает ответственность за свое общество и стремление к улучшению условий жизни для всех.

3. Какое место в творчестве Некрасова занимают темы труда и русской женщины? Дайте развёрнутый ответ, приведите примеры.

Темы труда и русской женщины занимают в творчестве Н.А. Некрасова важное и значимое место, отражая тяжелые условия жизни русского народа. В его произведении "Железная дорога" рассказывается о том, сколько крестьян страдает, трудясь в невыносимых условиях. Это стихотворение является ярким примером передачи темы труда и его негативного воздействия на обычных людей.

Особенное внимание уделяется трагической судьбе русской женщины. В произведении "Тройка" герой выражает мнение о том, что счастье недоступно даже молодой девушке из-за её крестьянского происхождения. Этот момент подчеркивает социальные неравенства и трудности, с которыми сталкиваются женщины в традиционном русском обществе.

В стихотворении "В дороге" ямщик рассказывает о гибели жены-крестьянки под влиянием барского воспитания. Этот образ является примером того, как социальные и культурные аспекты влияют на жизнь русской женщины, делая её судьбу трагической и несправедливой.

4. Как вы думаете, чем картина художника А.А. Пластова «Жатва» близка стихотворениям Н.А. Некрасова?

Картина "Жатва" художника А.А. Пластова и стихотворения Н.А. Некрасова переплетаются через общую тему труда и жизни русского народа. В произведении Пластова прекрасно отражена атмосфера крестьянской повседневности в момент жатвы. Эпизод из жизни семьи, отдыхающей после трудового дня, передает не только усталость, но и счастье от продуктивного труда.

Подобно стихам Некрасова, картина поднимает тему труда как неотъемлемой части жизни русского народа. Герои картины понимают ценность хлеба, знают трудности, с которыми сталкиваются в поле. Тема дружбы, совместной работы и уважения к труду пропитывает как стихи Некрасова, так и изображение на холсте Пластова.

Тройка

Страница 8

Вопросы и задания 

1. На какие смысловые части можно разделить стихотворение Некрасова «Тройка»? О чём говорится в каждой части? Дайте им названия.

Структура стихотворения Некрасова "Тройка" раскрывается через три ключевые части, каждая из которых несет свой смысл и обогащает общий контекст произведения.

В первой части, как вступлении, автор обращается к молодой крестьянке, застывшей в восхищении перед проезжающей тройкой. Этот момент служит введением в основной сюжет стихотворения и подчеркивает разрыв между мечтами и реальностью.

Далее, во второй части, Некрасов переходит к описанию настоящей судьбы крестьянки. Он раскрывает трудности и ограничения, которые ожидают её в жизни, показывая, что красивые образы тройки и корнета противоречат её собственной действительности.

Заключительная часть стихотворения представляет собой обращение автора к самой крестьянке, советуя ей смириться с неизбежностью своей участи. Это завершает цикл повествования, выражая тему беспомощности перед социальными неравенствами и сложностью изменения своей жизни.

2. Как вы думаете, почему последние две строфы начинаются с отрицательной частицы «не»?

Заключительные две строфы, начинающиеся с отрицательной частицы "не", вписываются в общий тон и смысл стихотворения. Они являются логичным продолжением безнадежности и трагичности, присутствующих в предыдущих строках. В данном контексте "не" выступает как отрицание надежды и мечтаний, подчеркивая, что все усилия и стремления к счастью могут быть напрасными. Это создает конечный акцент на тяжелой судьбе, которая ожидает героя стихотворения, и подчеркивает невозможность изменения его положения.

3. Почему стихотворение названо «Тройка»? Каков иносказательный смысл образа тройки?

Строфы стихотворения Некрасова "Тройка" описывают встречу деревенской девушки с тройкой коней, в которой едет корнет. Название стихотворения "Тройка" образно подчеркивает мимолетность и быстротечность этой встречи. Образ тройки в данном контексте служит символом быстротечности счастья, недостижимости прекрасной жизни для простой крестьянки. Таким образом, "Тройка" не только указывает на конкретный момент в стихотворении, но и несет в себе иносказательный смысл о быстротечности и недостижимости счастья для героини.

«В полном разгаре страда деревенская...»

«Великое чувство! у каждых дверей...»

Страница 10

1. В каких фрагментах стихотворения «В полном разгаре страда деревенская...» создаётся образ тяжёлой «долюшки женской»? Назовите их, прочитайте строки из стихотворения.

Образ тяжёлой «долюшки женской» прослеживается в нескольких фрагментах стихотворения. Один из них начинается со слов "В полном разгаре страда деревенская…" и продолжается до "Многострадальная мать!" В этом участке автор описывает жизнь деревенской женщины, выражая сочувствие к её тяжелой судьбе.

2. Какие слова характеризуют основную тему?

Слова, характеризующие основную тему, включают в себя: "страда", "труднее", "вянешь", "многострадальная", "невыносимый", "палит", "бедная", "выбивается", "жалит", "щекочет", "жужжит". Эти слова выражают трудности, страдания и невыносимость деревенской жизни, что является основной темой стихотворения.

3. Найдите в стихотворениях «В полном разгаре страда деревенская...» и «Великое чувство! у каждых дверей...» риторические фигуры и объясните их художественную роль.

В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская...»  можно выделить несколько риторических фигур. Например, риторический вопрос в строке "Слышится крик у соседней полосыньки," направлен на акцентирование внимания читателя на трагической ситуации. Также можно выделить антитезис в строке "Бедная баба из сил выбивается," где противопоставляются бедность и изнеможение сил. Эти риторические фигуры усиливают эмоциональный оттенок стихотворения и подчеркивают его социальную направленность.

В стихотворении "Великое чувство! у каждых дверей..." можно выделить риторический вопрос, который содержится в строке "Какое чувство так в душе смущает?". Этот вопрос направлен на акцентирование внимания читателя на особенности и значимости того чувства, которое описывается в стихотворении. Риторический вопрос служит художественным средством, углубляющим размышления о чувстве, которое столь велико и неизменно.

4. Какое местоимение повторяется в стихотворении «Великое чувство! у каждых дверей...»? Какую смысловую нагрузку несёт это местоимение?

В стихотворении повторяется местоимение "каждых". Оно придает акцент на универсальность чувства материнской любви, подчеркивая, что это чувство присутствует у каждого, независимо от обстоятельств или местоположения. Это местоимение придает стихотворению универсальность и внимание к общечеловеческому опыту.

5. Назовите главную мысль стихотворения «Великое чувство! у каждых дверей...».

Главная мысль стихотворения "Великое чувство! у каждых дверей..." заключается в высокой ценности и величии материнской любви. Поэт выражает мысль о том, что это чувство проникает в души каждого человека, оставаясь вечным и непреходящим.

Лев Николаевич Толстой

Страница 18

Вопросы и задания 

1. Найдите в тексте статьи положение, подтверждающее тезис о том, что повесть «Детство» на протяжении всей жизни была дорога Л.Н. Толстому.

В течение всей своей жизни Л.Н. Толстой сохранял особое отношение к своей повести "Детство". В высказывании, где он отмечает, что при написании этого произведения ему казалось, что до него никто не смог так почувствовать и изобразить всю прелесть и поэзию детства, подчеркивается, насколько для самого Толстого это произведение имело особенное значение и стояло особняком в его творчестве.

2. «Детство» — это автобиографическая повесть Л.Н. Толстого. Как вы думаете, в ней только воспроизводятся факты биографии или даётся художественное осмысление создаваемых образов? Аргументируйте свой ответ.

Повесть "Детство" Л.Н. Толстого не ограничивается простым воспроизведением фактов биографии, а предоставляет художественное осмысление создаваемых образов. Толстой, хотя и вдохновлялся своим детством и окружающими его людьми, ставит перед собой более глубокую задачу. Повествование направлено на понимание и изучение процесса формирования личности, отражая этапы ее развития от раннего детства до юношества. 

3. Мы говорим: «язык Пушкина», «язык Гоголя», «язык Тургенева», «язык Толстого»... Вам ещё предстоит почувствовать и оценить своеобразие и точность слова замечательных русских писателей. Прочитайте высказывания Л.Н. Толстого о языке и литературе. В чём их актуальность?

Слово - инструмент, который может объединять и разъединять, служить любви и ненависти. В высказываниях Л.Н. Толстого о языке и литературе заложены универсальные истины, которые остаются актуальными и в современном контексте. Язык несет в себе не только информацию, но и силу воздействия на человеческую душу.

Литература, как искусство слова, имеет огромное воспитательное значение. Она формирует мировоззрение, помогает определить ценности, раскрывает добро и зло, истину и ложь. Писатели, такие как Пушкин, Гоголь, Тургенев, Толстой, создали яркие образы и произведения, которые до сих пор оказывают влияние на читателей.

Народная литература, представленная песнями, сказками, былинами, остается актуальным источником воспитания и образования. Эти произведения передают народные мудрости, традиции, и являются богатым материалом для формирования культурного наследия и патриотизма. Таким образом, слово в литературе сохраняет свою актуальность как средство формирования смыслов и ценностей в обществе.






ГДЗ по литературе 6 класс учебник Меркин часть 2 страница 6-28