Михаил Юрьевич Лермонтов
Страница 117
Проверьте себя
1. Какие учителя были приглашены бабушкой для обучения будущего поэта?
Бабушка Лермонтова, Елизавета Алексеевна Арсеньева, пригласила для его обучения несколько учителей. Первым из них был беглый грек, затем доктор Ансельм Левис и французский пленник Наполеоновской армии Капэ, который оказал на Лермонтова значительное влияние. Впоследствии к числу его учителей присоединились француз Шандро и англичанин Виндсон. Лермонтов также имел гувернантку-немку, что помогло ему освоить немецкий язык. В области русской словесности его преподавателями были московский семинарист Орлов и Александр Зиновьев, а Солоницкий учил юного поэта рисованию.
2. Творчеством каких писателей интересовался юный Лермонтов?
Лермонтов в юности увлекался творчеством Александра Пушкина и Джорджа Байрона, что нашло отражение в его произведениях и повлияло на его романтическое мировоззрение.
3. Какие предметы изучал поэт в пансионе?
Во время обучения в Столичном институтском Благородном пансионе Лермонтов изучал языки (французский, английский, немецкий), словесность, историю искусств, этикет, математику, а также другие гуманитарные дисциплины.
Тучи – Лермонтов
Страница 119
Размышляем о прочитанном
1. В чём М. Ю. Лермонтов находит сходство своей судьбы, своего изгнания с «судьбой» тучек?
Лермонтов находит сходство между собой и «тучками» в их общей судьбе изгнанников. Он уподобляет себя и тучи странниками, которые вынуждены покидать родные места. Это отражает его личное ощущение оторванности от родины, так как он был отправлен в ссылку на Кавказ, и подобно тучам движется в сторону юга.
2. Какие различия есть в судьбе поэта и тучек?
Основное различие между судьбой поэта и тучек заключается в том, что, в отличие от туч, Лермонтов страдает из-за своего изгнания. Тучи же «чужды страсти и чужды страдания», они свободны и не связаны ни с какими эмоциями или местом. Поэт, напротив, испытывает внутреннюю боль от разлуки с родиной.
3. О каких настроениях поэта мы можем догадаться по второй и третьей строфам стихотворения?
Во второй и третьей строфах можно почувствовать одиночество, отчуждённость и мрачные настроения Лермонтова. Он намекает на свою трагическую судьбу, задавая вопросы о возможных причинах своей ссылки — «судьбы ли решение», «клевета ядовитая». В этих строках отражено его горькое осознание несправедливости и безысходности.
4. Как эпитеты помогают определить отношение к северу, где находится родина и откуда должен уехать поэт, и к югу, куда его ссылают?
Эпитеты помогают выразить контраст между севером и югом. Север — это «милый» край, связанный с родиной, тогда как юг представлен как нечто чуждое, холодное. Тучи, как и поэт, изгнаны с севера, что указывает на тоску и утрату, в то время как юг воспринимается как место чуждое и холодное, несмотря на физическое тепло.
Фонохрестоматия
1. Перечитайте стихотворение и проследите, как меняется отношение лирического героя к тучам: — в какой части стихотворения он мысленно сближает, объединяет себя с ними? Почему? — в какой части стихотворения это единение оказывается под сомнением? — в каких строках стихотворения звучит уверенное «нет»? (У него и у «вечно холодных» туч разные судьбы.)
В стихотворении Лермонтова «Тучи» отношение лирического героя к тучам действительно меняется. В первой части поэт мысленно объединяет себя с тучами, воспринимая их как соратников в изгнании: они «вечные странники», и он чувствует свою схожесть с ними как с «изгнанниками». Это единение обусловлено его собственным состоянием — и он стремится найти утешение в их свободе от страстей и страданий. Во второй части стихотворения единение оказывается под сомнением. Лирический герой задает риторические вопросы о причинах их странствий, что заставляет его усомниться в том, что они испытывают то же, что и он. Он чувствует, что у них нет тех внутренних терзаний, которые испытывает он сам, и это создает дистанцию между ними.
В третьей части стихотворения звучит уверенное «нет» по отношению к общности судеб: «Нет у вас родины, нет вам изгнания». Здесь подчеркивается, что тучи свободны и безболезненны, в отличие от поэта, который глубоко страдает от своего изгнания.
2. Как передаёт эту динамику, развитие чувств автора актриса?
Актриса передаёт динамику чувств автора через изменение тембра голоса, использование пауз и изменение ритмики чтения. В моменты, когда герой сближается с тучами, голос может быть мягким и меланхоличным, в то время как в моменты сомнения или отчаяния тембр становится более резким и тревожным. Правильные паузы помогают акцентировать эмоции, придавая чтению глубину и создавая напряжение, отражающее внутренний конфликт лирического героя.
3. Выучите стихотворение наизусть, подготовьте его выразительное чтение.
Три пальмы
Страница 122-123
1. Почему произведение М. Ю. Лермонтова «Три пальмы» обозначено как восточное сказание и что в тексте подтверждает этот жанр? Какие слова и выражения передают восточный колорит сказания?
Произведение Лермонтова «Три пальмы» обозначается как восточное сказание из-за его сюжета, который разворачивается на фоне аравийских степей, и стилистических особенностей. Восточный колорит передается через описания природы, образы странника и каравана, а также детали, связанные с культурой Востока, такие как «араб», «верблюд», «шатры», «кувшины». Эти слова и выражения создают атмосферу, характерную для восточной литературы и культуры.
2. Как вы думаете, почему погибли три пальмы? Чем были они недовольны? На кого роптали?
Три пальмы погибли из-за своего недовольства тем, что не были оценены и не приносили пользы. Они роптали на небо, выражая протест против своей судьбы и ощущения бесполезности. Это символизирует их тоску по признанию и смыслу существования, который они не могли найти в пустыне.
3. Как вели себя люди из пришедшего каравана? Чем заканчивается сказание? Что хотел сказать поэт своим произведением?
Люди из пришедшего каравана вели себя шумно и весело, наслаждаясь влагой и тенью пальм. Однако их приход заканчивается трагично для самих пальм: они были срублены, и их древесина использовалась для нужд каравана. Заканчивается сказание печальным образом: остается лишь пепел от пальм, и природа вновь погружается в пустоту и безжизненность. Поэт хотел сказать, что даже величественные и красивые вещи могут быть разрушены безжалостно, если не имеют значения для общества, и что человеческая деятельность может быть равнодушна к природе.
1. Какое впечатление произвело на вас чтение актёром баллады Михаила Юрьевича Лермонтова? Какие чувства испытывали вы, слушая это лироэпическое произведение?
Чтение актёром баллады Михаила Лермонтова оставляет глубокое впечатление. Оно позволяет погрузиться в эмоциональный мир поэта и понять его чувства одиночества и тоски. Интонация актёра на протяжении всего произведения меняется, подчеркивая каждую эмоциональную окраску.
2. Проследите, как меняется интонационный строй речи, эмоциональная окраска голоса актёра, когда он читает описание: — оазиса в аравийской пустыне (I строфа);
— ропота пальм (II строфа);
— движущегося каравана (III строфа);
— гарцевания арабского всадника (V строфа);
— встречи гостей в оазисе (VI строфа);
— жестокой сцены гибели пальм (VII строфа);
— картины безжизненного пространства там, где ещё недавно красовались пальмы и журчал ручей (IX строфа).
В первой строфе спокойная интонация создает образ оазиса в пустыне, передавая его красоту и умиротворение. Второй эпизод с ропотом пальм исполняется протяжным голосом, что усиливает чувство их мольбы. При описании каравана голос становится более динамичным, что добавляет движения. В пятой строфе, где речь идет о всаднике, интонация достигает своего пика, подчеркивая стремительность и мощь. Шестая строфа звучит с тревогой, предвещая грядущую беду, в то время как гибель пальм в седьмой строфе выражается волнением. Девятая строфа, описывающая пустоту после их гибели, читается наиболее выразительно, подчеркивая утрату и опустошение.
3. Поработайте над выразительным чтением каждой смысловой части баллады. Постарайтесь добиться, чтобы в чтении с определённостью звучало ваше личное отношение к событиям каждого эпизода баллады. Затем выразительно прочитайте всё стихотворение.
Творческое задание
Подготовьте сценарий мультфильма «Три пальмы» по мотивам баллады М. Ю. Лермонтова. Продумайте со-держание каждого кадра. Подберите музыку, которая бу-дет сопровождать ваш мультфильм.
В первой сцене показаны три высокие пальмы и журчащий ручей между ними, на фоне звучит спокойная музыка, создающая атмосферу покоя и гармонии. Вторая сцена фокусируется на пальмах, которые жалуются на свою судьбу. Здесь можно использовать более меланхоличную мелодию. При приближении арабов на верблюдах музыка становится более динамичной и восточной, подчеркивая движение и жизненность. Сцена гибели пальм показывает их падение, сопровождённое трагичной музыкой. Показан процесс сжигания пальм, музыка достигает кульминации, передавая печаль и утрату. В финальной сцене остаются только три пня, и музыка затихает, оставляя зрителя в состоянии размышления о потерянном.
Листок
Страница 124-125
1. Какова история листка-странника? О чём этот рассказ — о листке, о людях, о поколении? Какие эпитеты, олицетворения помогают сделать стихотворение таким грустным?
Стихотворение Лермонтова «Листок» повествует о судьбе дубового листа, который потерялся и нашёлся у молодого дерева чинара. Листок олицетворяет человека, израненного жизнью и лишенного цели, что отражает чувства и переживания целого поколения. В произведении ярко выражены темы одиночества и утраты, и это создаёт грустный и меланхоличный фон.
2. Понаблюдайте, как создана история листка, его образ и образ чинары. Выберите из текста глаголы, и в вашем сознании восстановится вся история листка («оторвался», «укатился», «засох», «увял», «докатился», «прижался», «молит приюта», «до срока созрел») и чинары («цвету», «блистаю», «раскинула ветви»). Какой же образ листка и чинары создаётся в стихотворении?
Эпитеты и олицетворения, такие как «пылен и желт», «без тени», «увял я без сна», передают печаль и опустошение. Листок, оторвавшись от родной ветки, испытывает тоску и одиночество. Его образ полон горечи и утраты, что подчеркивается глаголами, описывающими его путь: «оторвался», «укатился», «засох», «прижался». Чинара, напротив, олицетворяет жизнь, силу и красоту, что делает контраст между ними ещё более ощутимым.
Можно ли сказать, что листок-странник олицетворяет самого поэта, его чувства, состояние души и даже переживания, трагедию целого поколения, «до срока созревшего»? Как вы понимаете выражение «до срока созревший»?
Листок-странник действительно может олицетворять самого поэта и его чувства. Выражение «до срока созревший» подразумевает, что поэт или поколение людей достигли своих жизненных целей не в нужное время, что указывает на неиспользованный потенциал и внутреннюю борьбу.
3. Как вы думаете, есть ли будущее у листка? Подтвердите это строчками самого стихотворения. Как вы это объясните?
Что касается будущего листка, то его судьба кажется безнадёжной. Чинара отказывается принять его, подчеркивая его потерянность и ненужность. Это можно подтвердить строчками, где чинара говорит: «На что мне тебя?». Таким образом, можно сказать, что надежды у листка нет, что отражает глубокую грусть и безысходность.
4. Итак, в стихотворении два характера, две судьбы, два состояния, два настроения. Кому сочувствуете вы и почему?
В стихотворении действительно представлены два состояния: листка и чинары. Листок вызывает сочувствие, так как он символизирует потерянные мечты и одиночество. Чинара, будучи ярким и живым, вызывает скорее восхищение, но в то же время её холодное отношение к листку подчеркивает безжалостность жизни. Сочувствие в основном направлено к листку, который олицетворяет уязвимость и стремление быть понятым и принятым.
1. Как драматизм «жизни» листка передаёт актёр?
Актёр передаёт драматизм «жизни» листка через интонацию и эмоции, что помогает зрителю почувствовать всю глубину одиночества и утраты, которые испытывает персонаж. Листок, символизирующий Лермонтова, проходит через множество трудностей, таких как отделение от родного дерева и бесцельные скитания по пустынным просторам. Это состояние отразило внутренние переживания поэта, который находился в ссылке на Кавказе, что добавляет дополнительный слой трагизма к его образу.
2. Совпадает ли ваше отношение к красоте любимицы солнца чинары с отношением актёра? Почему?
Отношение к красоте чинару, как и у актёра, пронизано печалью. Внешнее великолепие дерева контрастирует с внутренним состоянием листка, который уже не может быть частью этого мира. Эта схожесть в восприятии помогает создать ощущение горечи и недоступности красоты.
3. Какое впечатление произвело на вас прослушанное стихотворение? К кому из персонажей вы прониклись сочувствием? Почему?
Слушая стихотворение, возникает глубокое сочувствие к листку, который, потерянный и усталый, ищет приюта, но сталкивается с холодным отказом. Его переживания отражают одиночество и непонимание, что легко соотнести с жизнью Лермонтова в ссылке.
4. Очень кратко в одном четверостишии описана судьба листка, но читатель и слушатель прониклись сочувствием к нему. Какие невзгоды, удары судьбы он пережил?
Несмотря на краткость описания, судьба листка пронизана невзгодами: он пережил бурю, потерю родного дерева, одиночество и отказ в помощи. Чувство сожаления и тоски, которые читатель испытывает к листку, заставляют задуматься о его безысходности и стремлении к принадлежности, что делает его судьбу особенно трогательной.
5. Подготовьте выразительное чтение диалога листка и чинары по ролям. Для этого попробуйте дать характеристику персонажей, а после этого решите, какие чувства вы должны выразить словами героев стихотворения; какова должна быть манера произнесения слов, интонация?
Утес
Страница 126-127
1. Попробуйте нарисовать устные иллюстрации к первой и второй строфам стихотворения, активно привлекая лексику М. Ю. Лермонтова.
В первой строфе можно представить, как яркая, словно золотая, тучка нежно отдыхает на массивной груди утеса. Утес, величественный и внушительный, стоит на фоне лазурного неба, окруженный атмосферой спокойствия и легкости. Тучка, словно легкое облачко, игриво раскачивается, и её уход создаёт ощущение свободы и стремления к новым приключениям.
Во второй строфе утес становится более глубоким и эмоциональным. Влажный след от тучки остаётся на его поверхности, как воспоминание о том, что уже прошло. Утес, который изначально казался непоколебимым, теперь выглядит одиноким и задумчивым. Его "морщины" говорят о времени и переживаниях, и в этом образе проявляется грусть и тоска, когда он тихо "плачет в пустыне".
Эти устные иллюстрации помогают прочувствовать контраст между лёгкостью и игривостью тучки и глубокой, печальной статичностью утеса.
2. Выучите это небольшое стихотворение наизусть. Выразительно прочитайте стихотворение, передав при чтении заложенный в нём мотив одиночества и печали.
Литература и другие виды искусства
Как вы думаете, почему композиторы так часто обращались к лермонтовскому стихотворению? Почему именно с помощью музыки они пытались раскрыть глубину чувств и мыслей этого произведения?
Обращение композиторов к лермонтовскому стихотворению «Утес» связано с его глубиной и эмоциональной насыщенностью. Поэзия Лермонтова пронизана чувством одиночества и философскими размышлениями о природе и человеческой судьбе, что делает её особенно привлекательной для музыкальной интерпретации. Музыка имеет уникальную способность передавать сложные эмоции, добавляя новые слои к уже существующему тексту. Композиторы могут раскрывать внутренние переживания, которые поэт вложил в свои строки, создавая таким образом более многогранное и глубокое восприятие произведения.
1. Как вы знаете, поэзия часто наделяет образы природы характерными чертами людей. Что вы можете сказать о характерах тучи и утёса?
Что касается характеров тучи и утеса, в стихотворении они контрастируют друг с другом. Тучка, легкая и свободная, символизирует радость и беззаботность, когда уходит, «весело играя». Утес же, оставаясь одиноким, предстаёт как величественное, но грустное создание, олицетворяющее одиночество и размышления. Такой контраст помогает подчеркнуть тему изоляции и потери, пронизывающую многие произведения Лермонтова.
2. Прочитайте первое четверостишие (строфу) так, чтобы при чтении было понятно ваше отношение к туче. Совпадает ли оно с интонациями актрисы? Если нет, то в чём различие?
Интонации при чтении стихотворения имеют важное значение для передачи этих чувств.
3. Как вы думаете, почему актриса делает долгую паузу перед словами «одиноко / Он стоит, задумался глубо-ко...»?
Долгая пауза перед словами «одиноко / Он стоит, задумался глубоко» создает эффект ожидания и усиляет драматизм, позволяя слушателю ощутить вес и значимость этого момента.
Совершенствуем свою речь
1. Готовясь к выразительному чтению стихотворений Лермонтова, важно обратить внимание на то, что, описывая судьбу листка или утёса, поэт рассказывает нам о человеческих судьбах, чувствах и переживаниях, о радостях и страданиях людей. Чувства, настроения поэта становятся близкими читателю. Найдите наиболее верную интонацию, поставьте правильно логические ударения при произнесении стихотворных строчек: «оторвался от ветки, родимой... жестокою бурей гонимый», «засох и увял он от холода, зноя и горя», «прижался у корня чинары», «приюта на время он молит с тоскою глубокой», «до срока созрел я и вырос в отчизне суровой».
2. Какие художественные средства выразительности помогают показать страдание и сочувствие, осуждение? Расскажите об этом, подтвердив ваш ответ примерами из стихотворений Лермонтова
Используемые поэтом художественные средства, такие как олицетворения и эпитеты, также помогают передать эмоциональный заряд стихотворения. Утес, который «плачет», и тучка, которая «ночевала», делают образы более живыми и человечными, а метафоры и аллитерация добавляют музыкальности тексту.