menu
person


ГДЗ по литературе 6 класс учебник Коровина, Полухина Александр Сергеевич Пушкин



Произведения русских писателей XIX века

Александр Сергеевич Пушкин

Страница 27-28

Проверьте себя

1.  Вы прочитали статьи о детстве поэта, его занятиях в библиотеке отца, чтении русской и французской литературы, статьи о лицейских годах (лицейских учителях, друзьях, лицейских годовщинах). Какие размышления вызвали у вас эти сведения о великом русском поэте?

2.  Расскажите о Лицее (откуда он получил такое название; какие задачи ставил русский государь перед этим учебным заведением; чем интересно было его открытие; каковы были внутренние покои, одежда лицеистов, режим в Лицее; к чему приравнивался Лицей по уровню знаний; чего добивались профессора от воспитанников и др.).

Лицей получил свое название от древнегреческой философской школы Лицей, которая была основана Аристотелем. Русский государь Павел I ставил перед Лицеем задачу подготовки кадров для государственной службы высших рангов.

Открытие Лицея было интересным событием, так как это учебное заведение было придворным и предназначалось для обучения детей дворян. Это было одним из первых учебных заведений в России, которое предоставляло образование на высшем уровне для будущих государственных служителей.

3.  О ком из лицейских друзей Пушкина вы узнали?

Среди лицейских друзей Пушкина можно выделить Евгения Баратынского, Василия Жуковского, Александра Дельвига и многих других. Он поддерживал близкие отношения с многими своими однокурсниками, и многие из них стали известными писателями и поэтами.

4.  Что вы можете рассказать о лицейских профессорах?

Лицейские профессора были выдающимися учеными и педагогами своего времени. Они преподавали различные предметы, включая религиозное образование, искусство и гимнастику.

5.  Как относились лицеисты к лицейским годовщинам?

Лицеисты относились к лицейским годовщинам с большой привязанностью и гордостью. Они устраивали встречи выпускников и сохраняли связь с Лицеем на протяжении многих лет. Пушкин также активно участвовал в этих встречах и писал стихотворения, посвященные Лицею и его выпускникам.

Страница 28

Творческое задание

1.  Чем интересен для вас лицейский период жизни А. С. Пушкина (особенности организации жизни в Лицее, обучения)?

Лицейский период жизни Александра Пушкина представляет собой интересную часть его биографии по нескольким причинам.

Во-первых, Лицей был учебным заведением особого рода, предназначенным для обучения будущих государственных служителей высших рангов. Это было привилегированным учебным заведением, где обучались дети дворян. Пушкин поступил в Лицей благодаря рекомендации своего дяди, поэта Василия Львовича Пушкина. Лицей был основан при Павле I и имел особый статус, поэтому его учебная программа и организация жизни учеников сильно отличались от других школ того времени.

Во-вторых, именно в Лицее Пушкин начал проявлять себя как поэт. Это было время, когда он начал писать свои первые стихи и стал интересоваться литературными делами. В Лицее он подружился со многими будущими литераторами, такими как Иван Пущин, Василий Жуковский и другие. Это общение и дружба оказали большое влияние на его становление как поэта.

2.  Подготовьте рассказ о детстве поэта (на основе прочитанного в классе) или о лицейских годах (на материале прочитанных вами статей).

3.  Рассмотрите фотографии Лицея и портреты лицеистов — друзей Пушкина. Прочитайте о них в школьном энциклопедическом словаре «А. С. Пушкин». Подготовьте рассказ об одном из них.

Иван Иванович Пущин был одним из наиболее близких друзей Александра Пушкина в лицее и оказал значительное влияние на его становление как поэта и личность. Пущин, родившийся 4 мая 1798 года, был сослуживцем Пушкина в Царскосельском лицее.

Иван Пущин обладал многими качествами, которые вызывали уважение и дружбу со стороны Пушкина и других лицеистов. Его отмечали за рассудительность, дарования, благородство, воспитанность, добродушие и скромность. Этот молодой человек также был известен своей чувствительностью, смешанной с мужеством и тонким честолюбием.

Дружба между Пушкиным и Пущиным была особенно тесной. Сдержанный характер Пущина и его благоразумие позволяли ему играть роль старшего брата или наставника для Пушкина. Они обменивались литературными впечатлениями, стихами и идеями, что способствовало литературному развитию Пушкина.

После окончания Лицея Пущин служил в гвардейской конной артиллерии, а затем принял звание судьи московского надворного суда, что, по мнению многих, было унизительной службой для дворянина. Он также стал активным участником декабристского движения и был приговорен к смертной казни, которая позднее была заменена на пожизненное заключение в Сибири. Пущин оставался верным декабристам и поддерживал отношения с другими участниками этого движения. В результате амнистии в 1856 году ему удалось вернуться из ссылки.

И.И. Пущину

Страница 29

1.  Какими средствами художественного чтения актёру удаётся передать настроение светлой грусти и благодарности другу за приезд в Михайловское?

2.  Какие чувства передал актёр во второй части стихотворения?

3.  Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Выделите интонацией слова о дружбе, поддержке, слова утешения, обращённые к ссыльному другу

Узник

Страница 30

Размышляем о прочитанном

1. Когда и в связи с чем написано стихотворение?

Стихотворение "Узник" было написано Александром Пушкиным в 1822 году. Оно было написано в период, когда Пушкин был сослан на юг России в Бессарабию. Это стихотворение выразило его чувства неволи и желание свободы в условиях ссылки.

2. Какие слова в начале стихотворения передают состояние узника, человека, лишённого свободы?

Слова "Сижу за решеткой в темнице сырой" передают состояние узника, который лишён свободы и находится в заточении. Они описывают его физическое положение и место нахождения.

3. Как вы считаете, почему поэт в стихотворении подчёркивает, с одной стороны — молодость, а с другой — неволю главного героя? Как вы это понимаете? Можно ли смириться с неволей, привыкнуть к ней?

Поэт подчёркивает молодость узника, чтобы показать, что он лишь начал свою жизнь и мечтает о свободе и приключениях, которые он мог бы испытать. С другой стороны, неволя символизирует ограничения и лишения. Поэт задаёт вопрос о том, можно ли смириться с неволей и привыкнуть к ней, или же должен всегда оставаться стремящимся к свободе и приключениям.

4. Какие художественные средства (эпитеты, обращения, повторы) помогают создать особый эмоциональный колорит стихотворения?

В стихотворении используются следующие художественные средства:

Эпитеты, такие как "орел молодой," "кровавую пищу," "синие морские края," которые создают яркие образы и эмоциональную окраску.
Обращение "брат," которое усиливает чувство близости и дружбы между узником и орлом.
Повторы слов "туда" и "да я" в последней строке, которые подчёркивают стремление к свободе и открытым просторам.

5. Продумайте, почему в первых двух четверостишиях при насыщенности глаголами и глагольными формами («махая», «клюёт», «бросает», «зовёт», «вымолвить хочет») остаётся впечатление замкнутости, скованности, отсутствия движения, а в последнем четверостишии, где глаголы обозначают интенсивность цвета («белеет», «синеют») и всего один глагол движения («гуляем»), создаётся ощущение стремительного полёта, парения над бескрайним, движущимся миром. Каково изображаемое пространство в начале стихотворения? Каково оно в финале?

В начале стихотворения пространство описывается как ограниченное, замкнутое (темница, решетка, под окном), что соответствует состоянию узника. В финале стихотворения пространство становится открытым, бескрайним и движущимся (белеет гора, синеют морские края), что символизирует стремление к свободе и приключениям.

6. Какое чувство выражено в стихотворении сильнее — грусть или надежда?

В стихотворении сильнее выражено чувство надежды. Узник живет в неволе и ощущает грусть, но встреча с орлом и его мечтания о свободе и приключениях наполняют его надеждой и стремлением к лучшему будущему.

7. Как вы думаете, почему стихотворение «Узник» стало популярной народной песней?

Стихотворение "Узник" стало популярной народной песней из-за его эмоциональной силы, ярких образов и универсальной темы свободы и надежды. Эти чувства и стремления узнают в себе многие люди, поэтому стихотворение стало важной частью русской литературной культуры и народной песенной традиции.

Фонохрестоматия

1.  Как актёру вслед за поэтом удаётся раздвинуть тесные стены темницы? Какими средствами выразительного чтения актёр передал движение к бескрайним просторам свободы?

2.  Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Постарайтесь при этом противопоставить чувству угнетённости и обречённости (в первой части произведения) ощущение простора, света и свободы (в финале стихотворения).

 

Зимнее утро

Страница 32-33

Размышляем о прочитанном

1. Какую роль играет в стихотворении строфа, рассказывающая о вечерней вьюге? Каковы картины зимнего утра? В стихотворении поэт использовал приём противопоставления картин, противоположных по настроению. Такой приём называется антитезой.

Строфа, рассказывающая о вечерней вьюге, играет роль контраста в стихотворении. Она описывает холодное и мрачное вечернее время, когда мутная мгла и мрачные тучи покрывали небо, а луна была лишь бледным пятном. Это создает образ печального и мрачного вечера, в котором лишь одинокая луна проникает сквозь облака.
Картины зимнего утра противопоставляются этой вечерней картине. Утро описывается как ясное и чудесное, с ярким солнцем и снегом, который блестит на солнце. Это создает образ светлого, радостного утра, полного свежести и красоты. Аврора, звезда севера, становится символом светлого начала нового дня.

2. Какие художественные средства (эпитеты, сравнения) помогают Пушкину так просто, задушевно рассказать о морозном зимнем утре, о настроениях, которые появляются в душе поэта, вспоминающего вьюгу, созерцающего сверкающие картины зимнего морозного утра?

В стихотворении используются следующие художественные средства:
Эпитеты, такие как "мороз и солнце," "северной Авроры," "голубые небеса," "прозрачный лес," которые создают яркие образы и обогащают картину зимнего утра.
Сравнение "Луна, как бледное пятно" помогает выразить светлую яркость утра, по сравнению с мрачным вечером.
Повторение слов "под" и "и" в строке "Под голубыми небесами, Великолепными коврами" придают ритм и звучность стихотворению.
Эти художественные средства помогают передать яркие и контрастные образы зимнего утра и создать особую атмосферу стихотворения.

Фонохрестоматия

1. Какие эпитеты находит поэт, чтобы выразить восторг, ликование, радость? Какие эпитеты характеризуют вечер накануне солнечного утра?

Эпитеты, которые выразительно передают восторг, ликование и радость:
"Мороз и солнце" - создает образ ясного и солнечного утра.
"Красавица" - обращение к природе, которое подчеркивает ее красоту и привлекательность.
"Великолепными коврами" - описывает снежное покрытие как великолепный ковер.
"Веселым треском" - передает звуки трескающей дровяной печи.
Эпитеты, характеризующие вечер накануне солнечного утра:

"Мутное небо" - описывает небо как мутное и мрачное.
"Бледное пятно" - характеризует луну как бледное и малозаметное.
"Тучи мрачные" - описывает тучи как мрачные и угрожающие.
"Ты печальная сидела" - обращение к природе как к печальной и одинокой.

2.  Как актёр своим чтением помогает нам пережить радость утра и печаль вечера?

Актёр своим чтением может передать радость утра через яркое и эмоциональное исполнение строк, используя подходящую интонацию, ритм и речевые приемы. Он может придать словам, описывающим утро, особую звучность и живость, чтобы передать эмоции лирического героя.

3.  Постоянна ли радость лирического героя? Какие чувства он переживает в финале стихотворения? Как актёр показывает произошедшую смену настроения?

В стихотворении есть смена настроения у лирического героя. Сначала он описывает мрачный и холодный вечер, но затем переходит к описанию яркого и радостного утра. В финале стихотворения его настроение полностью меняется на радостное и веселое. Актёр может передать эту смену настроения через изменение интонации и эмоциональное исполнение финальных строк, чтобы показать, как лирический герой переживает радость пробуждения и восхищение красотой зимнего утра.

4.  Подготовьте выразительное чтение стихотворения, постарайтесь при этом передать движение, изменение чувств, настроений, переживаемых лирическим героем.

Развиваем свою речь

Как вы понимаете слова и строки из стихотворения: «друг прелестный», «открой сомкнуты негой взоры», «вью-га злилась», «луна, как бледное пятно», «северной Авроры», «прозрачный лес один чернеет», «предадимся бегу»?

Двусложные размеры стиха

Страница 35

Проверьте себя

Каким размером написано стихотворение «И. И. Пущину»?

Это стихотворение написано ямбом.

О романе «Дубровский»

Страница 38

1. Что легло в основу сюжета романа «Дубровский»? Расскажите об этом.

Роман "Дубровский" Пушкина основан на развитии личности главного героя, Владимира Дубровского, под воздействием жизненных обстоятельств после суда над имением его отца. Попытки найти выход из ситуации приводят его к благородному разбойничеству.

2. Почему Пушкин подчеркнул обыкновенность Дубровского?

Пушкин подчеркнул обыкновенность Дубровского, чтобы подчеркнуть его связь с простым народом и сочувствие к их жизненным трудностям. Обыкновенность героя выделяла его принадлежность к русскому народу и подчеркивала лучшие черты обыкновенных людей.

3. Почему невозможно примирение старшего Дубровского и Троекурова, воссоединение Маши и Владимира Дубровского?

Примирение старшего Дубровского и Троекурова было невозможно из-за принципиальной позиции обоих персонажей. Троекуров стремился унизить Дубровского и подчеркнуть свою важность, в то время как Дубровский полагался на честность суда, что не позволяло им примириться.

Дубровский

Страница 110-113

Размышляем о прочитанном

1. Кто из героев вам понравился и почему? Кто вызвал неприязнь?

Мне понравились главные герои и слуги из произведения Пушкина. Крепостные люди выделялись преданностью и верностью, особенно в сценах, где они готовы пойти на все ради своего хозяина и его сына. Мария тоже вызывает симпатию своей порядочностью. Неприязнь вызывают Троекуров и его общество, особенно в эпизоде с медведем, где учитель французского языка убивает голодного зверя.

2. Какие эпизоды романа вам запомнились и чем именно?

Запомнился эпизод с пожаром в доме Дубровских, который был поджжен крепостным Андреем Гавриловичем. Этот момент, где Архип спасает кошку, но не открывает дверь для людей, выделяется своей бесчеловечностью. Роман в целом оставил глубокое впечатление своими разбойничьими мотивами и персонажами.

3. Когда вы догадались, что Дефорж — Дубровский?

Догадалась, что Дефорж — Дубровский, когда он во время ограбления заявил: "Тихо! Я Дубровский!" Этот момент стал ключевым, и до этого я не догадывалась, что он на самом деле разыскиваемый Дубровский, а не просто учитель.

Глава I

1.  Почему Троекуров имел «большой вес в губерниях»?

Троекуров имел "большой вес в губерниях" благодаря своему богатству, высокому происхождению и влиятельным связям, что придавало ему значимость и влияние в регионе.

2. Как относились к нему помещики-соседи, губернские чиновники? Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова?

Помещики-соседи и губернские чиновники относились к Троекурову с уважением и боялись его из-за его богатства и влиятельности. Грубость и своенравие Троекурова можно объяснить его высокомерием, обусловленным сочетанием богатства и знатного происхождения.

3. Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту? Из чего состояли его всегдашние «занятия»? Почему Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал старшего Дубровского? В чём проявлялось сходство Троекурова и Дубровского?

В домашнем быту Троекуров был сумасбродной личностью, занимавшейся различными экстравагантными занятиями. Он проводил пиры, устраивал развлечения с медведями и страдал от обжорства. Однако, Троекуров уважал старшего Дубровского за его гордость и независимость, выраженные еще со времен службы в армии.

4. Как характеризует А. Г. Дубровского случай на псарне? Можно ли считать ссору Троекурова и А. Г. Дубровского «нечаянным случаем»? Приведите доводы, подтверждающие вашу точку зрения.

Случай на псарне, где Дубровский открыто осуждал Троекурова и ушел с праздника, характеризует его как гордого и своенравного человека, обладающего чувством собственного достоинства. Ссору нельзя считать нечаянным случаем, так как Дубровский сознательно высмеивал Троекурова и ушел, демонстрируя свою независимость.

Глава II

1. Как встретили чиновники уездного суда Дубровского-старшего и Троекурова?

Чиновники уездного суда не обратили внимания на Дубровского-старшего, рассматривая его как незначительного человека. В отличие от этого, Троекурова встретили с почетом и уважением, придвинув кресло и встав при его появлении.

2. Какие мысли и чувства вызывают у вас суд и чиновники?

Суд и чиновники вызывают негодование, поскольку они действуют несправедливо и коррумпированно, полагаясь на деньги и влияние. Дубровский, несмотря на свое небогатство, представляет собой человека с высокими моральными принципами, что вызывает уважение и сочувствие. В силу своего гордого и благородного характера он не терпит неуважительного отношения, даже со стороны Троекурова, который, впрочем, уважает Дубровского за его честность.

3. Почему внезапное «сумасшествие» Дубровского сильно подействовало на воображение Троекурова и отравило его торжество?

Внезапное "сумасшествие" Дубровского сильно повлияло на воображение Троекурова и испортило его торжество. Это событие неожиданно для Троекурова и подрывает его уверенность в том, что он смог контролировать ситуацию. Разгадка Дубровского нашедшего свою свободу в роли разбойника, а не павшего человека, разрушает планы Троекурова и демонстрирует его недостаток власти.

Глава III

1. Какой образ жизни вёл Владимир Дубровский в Петербурге? Почему «он позволял себе роскошные прихоти»?

В Петербурге Владимир Дубровский вел роскошный образ жизни, играя в карты и позволяя себе роскошные прихоти. Это было возможно благодаря роскошному воспитанию в кадетском корпусе, где его отец не жалел средств на сына.

2. Как воспринял он известие о болезни отца? Какие черты его характера проявились при этом?

Известие о болезни отца Владимир воспринял трагично и близко к сердцу. Это свидетельствует о его доброте и преданности семье. Характер Дубровского проявился через готовность бросить карьеру и помочь отцу, демонстрируя благородство своей натуры.

3. Что можно сказать об отношении дворовых и крестьян к Дубровскому и Троекурову?

Крестьяне и дворовые положительно относились к Дубровскому, видя в нем справедливого и доброго барина. Они любили его за преданность и доверие. В отличие от этого, Троекурова боялись, так как он был жесток и лишал людей не только шкуры, но и мяса. Когда решили сжечь дом Дубровского, дворовые предпочли пойти в разбойники, чем оказаться у Троекурова.

Глава IV

1. Как воспринял Троекуров известие о вступлении во владение имением? Какие чувства он испытывал?

Троекуров воспринял известие о вступлении во владение имением после суда смешанными чувствами. С одной стороны, он ощущал удовлетворение и победу, так как победил в споре и получил имущество, которое принадлежало семье Дубровских. Он мстил бывшему другу Дубровскому, который вызвал его на дуэль, и выиграл эту дуэль.

С другой стороны, Троекуров также испытывал сожаление и меланхолию. Ему стало жаль Дубровского, который после суда и дуэли попал в бедственное положение, и он видел, каким образом это влияло на него. Троекуров ощущал, что победа в споре оказалась пустой и бесполезной, и он пожалел о том, что пришлось разрушить дружбу и причинить столько страданий.

2. Почему примирение бывших друзей оказалось невозможным?

Примирение бывших друзей, Троекурова и Дубровского, оказалось невозможным из-за накопившихся обид, недоразумений и принципиальных разногласий. Оба героя были гордыми и упрямыми, их чувства чести и самолюбие были сильными, и они не могли просто так простить друг другу оскорбления и унижения.

Глава V

1. Что рассказывает автор о переживаниях В. Дубровского после смерти отца?

2. Как ведут себя судейские чиновники, приехавшие «вводить во владение» К. П. Троекурова? Обратите внимание на их речь: «Просить иных-прочих убираться подобру-поздорову»; «А ты кто такой... мы вас не знаем да и знать не хотим»; «Кто там смел рот разинуть?», «Да это бунт!» и др. Почему они себе это позволяют?

3. Как нарастает гнев и возмущение крепостных крестьян?

4. Почему Владимир Дубровский не даёт возможности разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками?

Глава VI

1. «Нет, нет! пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня» — когда и в связи с чем Владимир Дубровский пришёл к такому решению?

2. Что побудило крестьян присоединиться к В. Дубровскому?

3. Почему кузнец Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?

Глава VII

1. Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?

2. Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?

Главы VIII-IX

1. О каком «благородном увеселении» Троекурова вы узнали? Как это его характеризует?

2. Подготовьте пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица одного из героев.

3. Сравните рассказы А. С. Глобовой и А. П. Спицына. Какую характеристику Дубровскому даёт каждый из них?

«Бьюсь об заклад, три часа сряду будешь говорить с самим Дубровским, а не догадаешься, с кем Бог тебя свёл» — в связи с чем Троекуров пришёл к такому выводу?

4. Почему никто из присутствующих гостей Троекурова не узнал Дубровского?

Главы Х-ХII

1. Почему А. П. Спицын решил переночевать в одной комнате с Дефоржем и каково было его пробуждение?

2. Как Владимир Дубровский стал Дефоржем?

3. Какие качества характера Дубровского проявились во время его пребывания в Покровском?

4. Почему Дубровский искал возможности поселиться в доме Троекурова и отказался от своей мести?

Главы ХII-ХVIII

1. Каким вы представляете князя Верейского? Что роднит его с Троекуровым и в чём их различие?

2. Как относился Кирила Петрович к своей дочери и как он распорядился её судьбой?

3. Перескажите близко к тексту эпизод с кольцом (гл. XVII). Как вели себя Митя и Саша во время допроса? Почему Троекуров и исправник отпустили Митю и какие последствия имело это обстоятельство?

4. Как складывались отношения Марьи Кириловны и Владимира Дубровского? Почему она отказалась от его помощи?

Глава XIX

1. А. С. Пушкин называет крестьян Дубровского разбойниками. Какими словами в тексте он «опровергает» своё утверждение?

2. Как вы думаете, почему Владимир Дубровский покинул своих крестьян?

Фонохрестоматия

1. В начале романа даётся характеристика Кирилы Петровича Троекурова. Внимательно прочитайте пушкинский текст.  Выражено ли в нём авторское отношение к Троекурову? Каким образом актёр средствами художественного чтения передаёт отношение Пушкина к его персонажу?

2.  Меняется ли интонация актёра, когда он начинает читать характеристику Андрея Гавриловича Дубровского? Если вы считаете, что меняется, то объясните, почему это происходит.

3.  Какая фраза, особо выделенная чтецом, сообщает нам, что дальше пойдёт рассказ об очень важном событии в жизни героев романа?

4.  Как вы думаете, хотел ли Кирила Петрович намеренно обидеть Андрея Гавриловича? Если не хотел, то почему же он так болезненно отреагировал на письмо своего бедного соседа? Что рассердило Троекурова и вызвало его гнев в письме Дубровского?

5.  Послушайте внимательно диалог Троекурова с Шабашкиным. Какие качества характера Троекурова показывает актёр, читая диалог?

6.  Какие черты характера Шабашкина подчёркиваются в чтении актёра?

7.  Прочитайте все главы незаконченного романа Пушкина, обратите особое внимание на то, как писатель через речь героев, их поведение в различных ситуациях раскрывает характеры персонажей

Литература и другие виды искусства

Страница 113

Рассмотрите иллюстрации Д. Шмаринова, Е. Лансере и Б. Кустодиева к роману «Дубровский», помещённые в учебнике. Какие моменты запечатлены на них? Озаглавьте эти иллюстрации. Подготовьте устный рассказ по одной из них. Обратите внимание на то, как художники изобразили чувства и переживания героев.

Композиция

Страница 114

Размышляем о прочитанном

1. Составьте план основных событий глав VIII—XI в той последовательности, в какой они описаны в романе. Восстановите истинный ход событий. С какой целью А. С. Пушкин нарушает временную последовательность событий?

2. Сравните описание двух усадеб: Покровского и Кистенёвки (гл. III). Какой вывод можно сделать из этого сопоставления?

3. С какой целью автор вводит в повествование рассказы А. П. Спицына и А. С. Глобовой?


Вы просматриваете решебник ГДЗ по литературе 6 класс учебник Коровина, Полухина Александр Сергеевич Пушкин