Страница 44-45 1. Найдите на географической карте реки, которые являются персонажами прочитанных историй. Определите, какие реальные природные явления иносказательно описываются в этих произведениях. (Например, поясните, что означает «Вазуза весною раньше просыпается».) 2. Какие особенности сказания о Доне Ивановиче и Шате Ивановиче делают его похожим на волшебную сказку? 3. Перескажите близко к тексту одну из историй. 4*. Узнайте, какие поверья и древние сказания связаны с реками, озёрами, горами в вашей местности. Страница 47 1*. Какими изображаются взаимоотношения человека и природы, людей и богов в этой истории? Языческими или христианскими они являются? 2. Какие представления о добре и зле, жизни и смерти нашли отражение в чувашском сказании? Страница 50 1. Что правдоподобного, а что чудесного в прочитанных вами легендах и преданиях? 2. Какие легенды о природных объектах, городах и селениях существуют в ваших краях? 3. Подготовьте пересказ одной из таких легенд. Страница 52-53 1. О каком чуде говорится в легенде «Чудо на мельнице»? 2. Почему нищий не довольствуется одной мерой зерна, а просит мужичка насыпать и вторую, и третью? 3. Как рассказчик передал характер мельника? Каково отношение рассказчика к этому человеку? 4. Какими предстают в рассказе народного исполнителя стародавние времена? Чем отличаются от них времена нынешние? 5. Докажите, что в легенде «Как лошадь простила обиду» лошадь изображается иначе, чем в волшебных сказках и сказках о животных. 6*. Какие ещё особенности повествования показывают, что перед нами легенда, а не сказка? 1. Прочитайте в электронных материалах легенду «О хлебном колосе». 2. Какие чудеса в ней происходят? Какие пороки людей осуждаются в легенде о хлебном колосе? Страница 53-54 1. Название устного фольклорного рассказа о реальных или возможных событиях, произошедших в прошлом и важных для жизни семьи или народа. 2. Назовите фольклорный жанр, повествующий о необыкновенных, чудесных событиях, которые считаются достоверными. 3. Термин, которым принято называть древнее сказание, в котором в образной поэтической форме выразилось представление людей об устройстве мира и происхождении вещей. 1. Для чего создавались мифы, легенды, предания? Какую роль в жизни народа они играли? 2. Чем легенды и предания отличаются от мифов (по времени возникновения, содержанию)? 3. Какие нравственные нормы и ценности закреплены в прочитанных вами русских легендах и преданиях? Страница 58-59 1. Какое впечатление произвела на вас баллада «Лесной царь»? 2. Какие образы в произведении создают мрачное, гнетущее настроение, передают тревогу, волнение, ужас? 3. Как изображён в балладе лесной царь? В чём необычность этого образа? А каким он представляется вам? 4. Как вы считаете, верит ли сам поэт в лесного царя или считает, что он существует только в воображении ребёнка? 5. Подготовьте выразительное чтение баллады по ролям. 6. Одним из основных признаков жанра баллады является диалог. Объясните, какую роль он играет в стихотворении Гёте «Лесной царь». 7*. Выясните, кто из русских известных поэтов переводил балладу Гёте «Лесной царь», определите, чей перевод помещён в учебнике. Выскажите своё мнение: согласны ли вы с выбором авторов учебника и почему? 8*. Прочитайте статью М.И.Цветаевой «Два лесных царя» и расскажите о ней в классе. Какие основные различия оригинала и перевода подмечает поэт? Почему статья так называется?