Страница 82 Волк и Ягнёнок Вопросы и задания 1. Внимательно прочитайте басню, определите её тему. 2. Как вы думаете, почему с заглавной буквы И.А. Крылов употребляет не только имена персонажей (Волк, Ягнёнок), но и слова, не относящиеся к живым существам (История, Басня)? 3. Какие доводы приводит каждая сторона в споре? 4. Почему Волк обрывает речи Ягнёнка репликой «Молчи! устал я слушать...»? 5. Определите значение слова «досуг» в строке: «Досуг мне разбирать вины твои, щенок!» 6. Какова главная мысль басни «Волк и Ягнёнок»? В какой строке она заключена? Прочитайте. Страница 88 Волк на псарне Свинья под Дубом Вопросы и задания 1. Вспомните определение басни. С какими сказками можно сравнить басни? 2. Почти в каждой басне имеется вывод-мораль. В какой части басни может находиться мораль? Сводится ли общий смысл басни к той конкретной морали, которая названа автором? Найдите мораль в приведённых баснях Крылова. 3. В чём проявляется иносказательный смысл басен? Свой ответ подтвердите рассуждениями о басне «Волк на псарне». 4. В баснях силён элемент сатиры. Что высмеивают баснописцы? 5. Как вы думаете, почему бо́льшую часть иллюстрации художника Ф.Д. Константинова к басне «Свинья под Дубом» занимает изображение Дуба? 6. Попробуйте самостоятельно сформулировать мораль басни «Свинья под Дубом». Сравните её с той, которая дана в тексте. 7. Выпишите из басен Крылова предложения, ставшие афоризмами. 8. Выучите наизусть две понравившиеся басни И.А. Крылова. Подготовьтесь к выразительному чтению. 9*. Самостоятельно составьте вопросы для анализа басни «Свинья под Дубом» или «Волк на псарне» (по выбору). Страница 89 Русская басня в XX веке С.В. Михалков. Грибы Вопросы и задания 1. Как вы думаете, о чём эта басня? 2. Какие человеческие пороки высмеивает баснописец? 3. Выучите басню наизусть. Страница 91 Зеркало Вопросы и задания 1. Прочитайте выразительно басню по ролям. 2. Почему Слон, Жираф, Верблюд и Страус перестали обижаться на Носорога? 3. Бывают ли в вашей жизни ситуации, похожие на сюжеты басен С.В. Михалкова? Приведите примеры. Живое слово На прошлых уроках вы уже пробовали сочинять сказку. Теперь сочините басню, используя в качестве морали какую-нибудь пословицу. Какой порок вы в ней будете высмеивать? После уроков 1. Попробуйте инсценировать одну из басен. 2. Проведите конкурс рисунков к басням И.А. Крылова. 3. Найдите в библиотеке сборники с баснями других писателей. Что вы узнали о баснописцах? О чём их басни, какие персонажи в них действуют? Подготовьте об одном из авторов небольшое сообщение