Страница 102 Александр Сергеевич Пушкин Вопросы и задания 1. Какие чувства вызвало у вас стихотворение «Няне»? 2. Какой портрет няни создаёт Пушкин в стихотворении? 3. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Какие слова наиболее ярко, точно, образно характеризуют отношение поэта к «подруге дней суровых»? Постарайтесь подобрать соответствующую интонацию. 4. Внимательно рассмотрите иллюстрацию Н.В. Ильина к стихотворению «Няне». Во всём ли художник следует тексту? Почему? Страница 123-124 Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях Вопросы и задания 1. Какое настроение вызвала у вас сказка А.С. Пушкина? 2. Кто из героев понравился вам особенно? Кто из них вызвал другие чувства? Какие именно? 3. Как в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивается грустное настроение царицы? 4. Похожа ли новая царица на первую и что вы можете сказать о ней? Прочитайте строчки о новой царице. 5. Почему стихотворные строчки о царевне начинаются со слова «но»? Но царевна молодая, Тихомолком расцветая... Кому противопоставляет её автор? 6. Что хотела услышать царица, обращаясь к зеркальцу? Проследите по тексту, когда и почему Пушкин называет её по-разному: царица, баба гневная, злая царица, злая мачеха? Какое из этих слов и словосочетаний выражает в полной мере причину её недоброго отношения к царевне? 7. Прочитайте: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. Какие черты характера царицы переданы в данном тексте? Есть ли в чём-либо противоречия? 8. Выпишите из текста ключевые слова, с помощью которых вы могли бы воссоздать портрет и характер царевны. 9. Какие черты характера свойственны богатырям? Как братья относятся к царевне и почему? 10. Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница настроения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы? И трубит уже молва: И молва трезвонить стала: Дочка царская жива! Дочка царская пропала! 11*. Какая музыкальная мелодия могла бы сопровождать стихотворные строки, посвящённые первой царице, царевне, богатырям и Елисею, царице-мачехе? 12. Подготовьтесь к выразительному чтению сказки, а один из эпизодов (на выбор) выучите наизусть. 13*. Найдите строчки, рассказывающие о событиях, которые изображены в цикле иллюстраций В.М. Конашевича. Все ли важные эпизоды сказки нашли отражение в них? Дополните иллюстративный ряд собственными рисунками и подберите соответствующие им цитаты из текста. Объясните свой выбор. Живое слово 1. Подготовьте сообщение на тему «Иллюстраторы пушкинской сказки». 2. Назовите известные вам фильмы и мультфильмы по сказкам А.С. Пушкина. Расскажите об одном из них. Ключевые слова и словосочетания для сообщения: название сказки, вид киноискусства (художественный или мультипликационный фильм), цветной (чёрно-белый), режиссёр, художник, артисты, яркие эпизоды, впечатления от увиденного. Страница 125-128 1. Найдите в тексте сказки и прочитайте строки со словами: придaное, терем, кручиниться, трезвонить, подворье, лежанка, клюка. Объясните значения этих слов. 2. «И умом и всем взялa». В каком значении употребляется выделенное слово? 3. Найдите в сказке А.С. Пушкина обращения Елисея к силам природы. Определите, какие чувства он вкладывает в эти обращения. Прочитайте их с нужной интонацией. Можно ли назвать их риторическими? 4. Определите, как меняется настроение царицы в разговоре с зеркальцем. Почему? Найдите в сказке обращения, которые выражают изменение настроения царицы. Прочитайте их с нужными интонациями. 5. Прочитайте отрывок из сказки. Определите повторяющиеся гласные звуки. Подумайте, какое состояние природы можно подчеркнуть с помощью особого выделения этих звуков при чтении. Елисей, не унывая, К ветру кинулся, взывая: «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе...» Вы уже знаете, что приставки и суффиксы — значимые части слова. Они придают общему значению слова различные смысловые оттенки. В художественной речи приставки и суффиксы могут служить для придания ей выразительности. 6. В глаголах из приведённых отрывков определите значение суффиксов. Какой суффикс обозначает, что действие происходило однократно (один раз)? Какой суффикс обозначает многократность действия? На него она взглянула, Тяжелёшенько вздохнула... И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищёлкивать перстами... 7. Прочитайте выразительно приведённый отрывок. Какие приставки помогают А.С. Пушкину передать гнев и возмущение царицы? Как царица отпрыгнёт, Да как ручку замахнёт, Да по зеркальцу как хлопнет, Каблучком-то как притопнет! 8. В приведённых ниже отрывках найдите существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют в тексте? а) Свет наш солнышко! б) Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок! в) Подождать она хотела До обеда, не стерпела, В руки яблочко взяла, К алым губкам поднесла, Потихоньку прокусила И кусочек проглотила... 9. Определите роль различных видов повторов в каждом конкретном фрагменте сказки. а) Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился... б) Ждёт-пождёт с утра до ночи... в) Отправляется в дорогу За красавицей душой, За невестой молодой. г) ...Оно Соку спелого полно. Так свежо и так душисто, Так румяно-золотисто... д) «Ты, конечно, спору нет; Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее». е) И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищёлкивать перстами, И вертеться, подбочась... 10*. Определите, чем «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина близка произведениям устного народного творчества и в чём её отличие от народной сказки.