menu


ГДЗ по литературе 5 класс Меркин Страница 58-75




Страница 58

Сказки народов России

Падчерица

Вопросы и задания 

1. К какому виду относится сказка «Падчерица»: к волшебным сказкам или бытовым? Попытайтесь объяснить свой ответ.

Сказка «Падчерица» относится к волшебным сказкам. В ней присутствуют элементы волшебства и магических превращений: клубок, который катится и приводит героиню в дом старушки, волшебный сундучок, полный золота и серебра, а также сундучок с змеями и лягушками, который приводит к гибели мачехи и ее дочери. Эти элементы, характерные для волшебных сказок, создают сказочную атмосферу и подчёркивают основную мораль истории.

2. Можно ли говорить о том, что Гульбика несколько раз ослушалась приказаний старушки, или поведение девочки можно охарактеризовать иначе? Как?

Поведение Гульбики не похоже на ослушание. Она действует из доброты и сострадания, что отражает её чистосердечие. Старушка давала ей, на первый взгляд, странные инструкции, но в них заключалось испытание, которое проверяло характер девушки. Гульбика действовала так, как велело ей сердце, заботясь о старушке с вниманием и любовью.

3. Чему учит сказка «Падчерица»?

Сказка учит доброте, терпению, уважению к старшим и тому, что хорошие поступки в конечном итоге вознаграждаются. Гульбика, несмотря на жестокое отношение мачехи, остаётся доброй и трудолюбивой, и её благородное поведение приводит к счастливому концу, в отличие от родной дочери мачехи, чьи лень и эгоизм приводят к беде.

4*. Знаете ли вы сказки других народов, близкие по сюжету этой народной сказке? Назовите произведения. Какие моменты в них перекликаются со сказкой «Падчерица» и каковы различия?

 

Сказка по своему сюжету близка к другим народным сказкам. Например, «Морозко» в русской традиции также рассказывает о доброй падчерице, которая получает награду за трудолюбие и уважение к старшим, и о родной дочери, которая, напротив, получает наказание за свою лень и грубость. В этих сказках перекликаются мотивы мачехи, которая притесняет падчерицу, а также волшебных испытаний, приводящих к вознаграждению или наказанию.

 

Страница 64

Дань хазарам

Вопросы и задания 

1. Какие события отражались в летописях?

Летописи в основном фиксировали важные события княжеской и государственной жизни. Это могли быть описания военных походов, сражений, дипломатических дел, а также внутренние дела княжества: указы, церковные постановления, народные бедствия, такие как голод или эпидемии, и другие значимые для народа и правителей события.

2. Перескажите статью «О литературе Древней Руси».

Литература Древней Руси зародилась с приходом христианства, связанного с крещением Руси князем Владимиром. Важнейшей составляющей этого периода стало появление письменности, что дало толчок к созданию литературных произведений, переписке и переводу книг, особенно с греческого языка. Литература этого времени служила для духовного воспитания и культурного обогащения людей.

3. О каких исторических событиях рассказали отрывки из «Повести временных лет»?

В отрывках из «Повести временных лет» описываются ключевые моменты из жизни древних славян, их взаимодействие с другими народами, княжеские династии и государственные события. Например, зарождение государства Киевская Русь, принятие христианства, политическая и военная деятельность князей.

4. Прочитайте отрывок «Из похвалы князю Ярославу и книгам»:

«Любил Ярослав книги, читая их часто и ночью, и днём. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И списали они книг множество, ими же поучаются верные люди и наслаждаются учением божественным. Будто кто-то землю вспахал, а другой засеял, иные же теперь и едят пищу неоскудевающую: отец его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил, Ярослав же засеял книжными словами сердца верных людей, а мы пожинаем, ученье принимая книжное».

Как вы понимаете этот текст? Объясните слова «наслаждаются», «неоскудевающую», «засеял книжными словами», «пожинаем ученье книжное».

В тексте «Из похвалы князю Ярославу и книгам» говорится о том, как князь Ярослав Мудрый заботился о распространении грамотности и знаний среди своего народа. Он собрал писцов для перевода греческих книг на славянский язык, чтобы люди могли обучаться и духовно обогащаться. Это сравнивается с пахотой и севом: Владимир крестил народ, «размягчил землю», а Ярослав «засеял» её книжными знаниями, от которых теперь народ «пожинает плоды», то есть обогащается учением.

Наслаждаться в этом контексте означает получать духовное и интеллектуальное удовольствие. Неоскудевающая — это неисчерпаемая мудрость, которая приносит пользу многим поколениям. Засеять книжными словами — значит распространять знания и грамотность через книги. Пожинать учение книжное — это получать плоды знаний, основанных на изучении литературы.

5. Перескажите один из отрывков «Повести временных лет», используя старинные выражения, например:

 — так начнём повесть сию;

 — дали от дыма по мечу;

 — владеют русские князья.

Так начнём повесть сию о том, как во время княжения Ярослава случилось великое сражение с печенегами. Русские князья собрались, и дали от дыма по мечу, что означало начало великой битвы. Ярослав, призвав дружину, вышел на бой, и было велено отстоять землю Русскую. Владыки повелели, чтобы владеют русские князья на своих землях в единстве и крепости, а враги их будут сокрушены.

Лисица и виноград

Страница 70

Вопросы и задания 

1. Подготовьте небольшой рассказ о баснях: что такое басня, когда она появилась, о чём рассказывают басни и что высмеивают.

Басня — это литературный жанр, в котором через образы животных, предметов или людей передаются нравственные поучения, высмеиваются человеческие пороки. Басни возникли в Древней Греции благодаря Эзопу, а затем стали популярны во Франции благодаря Лафонтену и в России благодаря Крылову. В этих произведениях высмеиваются жадность, глупость, тщеславие, хитрость и другие недостатки человеческой натуры.

2. Составьте план статьи об Эзопе и подготовьте по нему пересказ.

Пересказ статьи об Эзопе: Басни Эзопа называются эзоповскими. Эзоп жил в VI веке до н. э., был рабом и фракийцем. Легенда о его смерти гласит, что его казнили в Дельфах, сбросив со скалы. В древности к его басням относились как к поучительным историям, они служили средством передачи жизненной мудрости. Героями его басен чаще всего были животные, через которых автор высмеивал человеческие пороки. В конце IV века был составлен первый свод его басен. Эзоп представлялся как уродливый человек, но народный мудрец. В анекдотических биографиях его образ представлялся как остроумного простолюдина. Басни Эзопа были переведены на множество языков.

3. Как вы поняли высказывание М.Л. Гаспарова о том, что басня в руках Эзопа — «орудие защиты угнетённого народа от знати»?

М.Л. Гаспаров указывал, что басни Эзопа были своего рода средством борьбы с угнетением. Басни, из-за их иносказательной формы, позволяли критиковать власть и высмеивать привилегированные классы, не вызывая открытого гнева властей. Таким образом, басни служили орудием защиты угнетённых, помогая им выражать свои недовольства косвенным образом.

4. Что значит выражение «эзопов язык»? Дайте определение понятию «иносказание». Вспомните, в каких фольклорных жанрах вам встречался этот приём.

Эзопов язык — это иносказательная форма выражения, которая скрывает истинный смысл за образами и символами. Иносказание используется для маскировки главной мысли автора. Этот приём встречается в фольклорных жанрах, таких как сказки и притчи, где герои часто представляют людей, а их поступки — нравственные или социальные проблемы.

5. Какова мораль прочитанных вами басен Эзопа? Найдите соответствующие строки в текстах.

Мораль басен Эзопа проста: люди часто винят обстоятельства в своих неудачах, вместо того чтобы признать свои недостатки или неспособности.

6. Найдите портрет Эзопа (см. цветную вклейку). Каким его изобразил испанский художник Д.Веласкес?

Испанский художник Диего Веласкес изобразил Эзопа в своём известном портрете как простого человека с немного грустным выражением лица. Веласкес представил его в скромной одежде, без каких-либо признаков роскоши или знатности, что подчёркивает народную мудрость и простоту образа Эзопа. Внешний вид героя напоминает о легендах, которые описывают Эзопа как хромого и уродливого раба, однако картина также передаёт его внутреннюю силу и глубину мысли. Эзоп в интерпретации Веласкеса кажется человеком, который несмотря на своё социальное положение, обладает выдающимся умом и проницательностью.

Лисица и виноград

Страница 71

Вопросы и задания 

1. Кого можно считать основоположником жанра басни?

Основоположником жанра басни можно считать древнегреческого поэта-баснописца Эзопа. Он первым использовал животных и природу как символы человеческих качеств и общественных ситуаций, создавая образы, которые через иносказание передавали мудрые нравоучения.

2. Басни Эзопа и Жана де Лафонтена в учебнике даны в переводе М.Л. Гаспарова. Чем отличается перевод последней басни от двух предыдущих?

Басни Эзопа, представленные в учебнике, переведены прозой, что отражает оригинальный стиль автора. Басня Лафонтена «Лисица и виноград» переведена вольным стихом, что делает её более ритмичной и лёгкой для восприятия, в то время как басни Эзопа кратки и просты в изложении, сосредоточены на сути и морали.

3. Какое слово в басне Лафонтена «Лисица и виноград» показалось вам неожиданным? Подберите к нему синонимы.

Слово "сброд" в басне Лафонтена показалось неожиданным, так как оно отличается от общего повествовательного тона. Синонимы: отбросы, отребье, шайка.

4. Сопоставьте басни Эзопа и Лафонтена «Лисица и виноград». В чём сходство? В чём различие? Приведём в качестве примера рассуждение литературоведа В.И. Коровина.

Басни Эзопа и Лафонтена имеют один и тот же сюжет: голодная лиса не может достать виноград, и, уходя, утверждает, что он ещё зелёный. У Эзопа басня короткая и в прозе, её мораль более прямолинейна — люди часто оправдывают свои неудачи внешними обстоятельствами. Лафонтен добавляет больше деталей и образов: лис представлен как хитрый и ловкий персонаж, а виноград выглядит особенно соблазнительным. Мораль у Лафонтена задаётся в виде риторического вопроса, что добавляет больше философского оттенка.






ГДЗ по литературе 5 класс учебник Меркин часть 1 страница 58-75