menu


ГДЗ по литературе 5 класс Меркин Страница 48-57




Страница 48

Царевна-лягушка

Вопросы и задания 

1. О чём эта сказка? Кто её герои? К каким сказкам она относится (сказкам о животных, волшебным, бытовым)? Каковы её особенности?

Сказка рассказывает о царевиче, который по воле судьбы женится на лягушке. Она оказывается заколдованной девушкой — Василисой Премудрой. Герои — Иван-царевич, Василиса, царь, братья, Кощей Бессмертный, Баба-яга и сказочные помощники. Сказка относится к волшебным: в ней есть превращения, волшебные предметы, испытания и победа добра над злом. Особенность — наличие волшебства, троекратных повторений, сказочных формул и мораль, что ум и доброта важнее внешности.

2. Как оценивал царь работу невесток? Как вы понимаете эти оценки?

Царь сравнивал изделия по качеству. Рубашку старшей он считал грубой, средней — средней по качеству, а лягушкиной — праздничной. Также и с хлебом: хлеб лягушки — лучший. Это показывает, что внешность может обмануть, а настоящий талант и ум проявляются в деле.

3. Чем отличается Царевна-лягушка от других невесток? Почему её называют премудрой?

Она умна, трудолюбива, мудра и волшебна. Она справляется с заданиями лучше всех и знает, как себя вести при дворе. Её называют премудрой за её ум, предусмотрительность и знания.

4. Кто помогает Ивану-царевичу найти Василису Премудрую?

Ему помогают медведь, заяц, селезень, щука и Баба-яга. Эти сказочные персонажи указывают путь или дают волшебную помощь.

5. Найдите в сказке фрагменты, которые читаются ритмично, как стихотворение, и подумайте, зачем они введены в сказку. Например: «Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди...»

Пример — «Долго ли, коротко ли, катится клубочек...». Эти повторы и ритмичные строки делают сказку легче для запоминания и восприятия на слух. Это старинный приём устного народного творчества.

6. Обратите внимание на то, как начинается и завершается сказка. Есть ли у неё присказка, зачин, концовка? Есть ли повторы, эпитеты, гиперболы и какую роль они выполняют?

Присказки нет. Зачин есть: «В некотором царстве...». Концовка — простая: «Жили они долго и счастливо». Повторы и эпитеты украшают язык, создают ритм и выразительность. Гиперболы усиливают волшебный эффект.

7. Можно ли считать незаслуженно забытыми слова: тужить, кручиниться, слово мудрёное, молвить, дивиться, снарядиться? Подберите к ним синонимы.

Да, это редкие, но красивые слова.
Тужить — тосковать, печалиться
Кручиниться — грустить, переживать
Мудрёное — сложное, непонятное
Молвить — сказать
Дивиться — удивляться
Снарядиться — подготовиться к пути

8. Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

Название подчёркивает волшебную сущность главной героини. Внешне — лягушка, на деле — мудрая и прекрасная девушка. Это символ того, что нельзя судить по внешности.

9*. Известно, что сказка «Царевна-лягушка» имеет 24 варианта. Один из лучших вариантов включён в ваш учебник. Знаете ли вы другие варианты? Какая между ними разница?

Есть версии, где вместо стрел используют самострел или магический предмет. Иногда Ивану помогает старичок с клубком, а в других вариантах путь указывает птица. Различаются детали, но идея и структура сказки — одинаковые: испытания, волшебство, любовь и победа.

10*. Прочитайте сказку «Чего на свете не бывает». Определите, к какому виду сказок она относится. Над кем она смеётся?

Это бытовая сказка. Она высмеивает глупость, невежество и неумение здраво рассуждать. В ней всё перевернуто с ног на голову — и этим создаётся комичный эффект.

Страница 50

Вопросы и задания 

1. Что такое фольклор? Почему мы называем его устным народным творчеством? Были ли авторы у фольклорных произведений?

Фольклор — это народное творчество, которое передавалось устно из поколения в поколение. Это сказки, пословицы, песни, загадки и былины. Его называют устным, потому что долгое время люди не записывали такие произведения, а просто рассказывали друг другу. У фольклорных текстов нет конкретных авторов — их создавали сами люди, постепенно дополняя и изменяя. Автором считался весь народ.

2. Что такое сказка? Каковы особенности этого жанра?

Сказка — это вымышленный рассказ о вымышленных событиях. В ней часто есть волшебство, преодоление испытаний, борьба добра и зла. Герой обычно проходит через трудности и побеждает. Особенности сказки — повторы, волшебные элементы, устная форма, яркие образы, чёткое деление на хороших и плохих персонажей.

3. Как вы понимаете, кто такой настоящий сказочник (или сказитель)? Как сказителям удавалось запоминать большое количество сказок?

Сказочник — это человек, который умеет красиво рассказывать сказки. Он не просто пересказывает, а делает это с интонацией, движениями, иногда — с песней. Запоминали сказки благодаря многократному повторению, живой передаче, ритмичным фразам и постоянной практике. Устный рассказ был частью жизни и праздников, поэтому память хорошо тренировалась.

Возвращаясь к теме 

1. Вспомните названия сказок по началу, продолжите сказку и определите её жанровую разновидность.

«Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий — дурачок Емеля.  Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет...»

«По щучьему велению»

«Пришёл солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке:  — Здравствуй, божья старушка! Дай-ка мне чего-нибудь поесть...»

«Каша из топора»

«Жили-были кот, петух и дрозд. Кот и дрозд уходят в лес дрова рубить и петушку наказывают: “Ты, петушок, оставайся домовничать, а в окошко не выглядывай, а то...”»

«Кот, петух и лиса

«Жили-были старик со старухой, а у них дочка да сынок маленький. Вот уезжают родители в город и дочке говорят: “Будь умницей, береги братца, не ходи со двора. Мы тебе гостинцев привезём...”»

«Гуси-лебеди»​

2*. Вы уже знаете достаточно много волшебных сказок. А в волшебных сказках часто используется запрет. Вспомните и приведите примеры. Подумайте, какую роль играет запрет в сказках.

Запрет в волшебной сказке — это важная часть сюжета. Герой часто получает указание: «не ходи туда», «не открывай», «не смотри», но нарушает его. Это становится началом всех испытаний.

Примеры:

В сказке «Гуси-лебеди» родители говорят дочке:
«Береги братца, не ходи со двора».
Она нарушает запрет — братца уносят, и ей приходится проходить испытания, чтобы его спасти.

В сказке «Царевна-лягушка» Иван-царевич сжигает лягушачью шкурку, хотя Василиса просила этого не делать. Нарушение запрета приводит к тому, что она исчезает, и ему приходится отправляться на поиски.

В сказке «Сивка-бурка» братьям велят по ночам стеречь отцовский луг. Старшие братья нарушают приказ — спят. Только младший выполняет задание.






ГДЗ по литературе 5 класс учебник Меркин часть 1 страница 48-57