Страница 48 Царевна-лягушка Вопросы и задания 1. О чём эта сказка? Кто её герои? К каким сказкам она относится (сказкам о животных, волшебным, бытовым)? Каковы её особенности? 2. Как оценивал царь работу невесток? Как вы понимаете эти оценки? 3. Чем отличается Царевна-лягушка от других невесток? Почему её называют премудрой? 4. Кто помогает Ивану-царевичу найти Василису Премудрую? 5. Найдите в сказке фрагменты, которые читаются ритмично, как стихотворение, и подумайте, зачем они введены в сказку. Например: «Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди...» 6. Обратите внимание на то, как начинается и завершается сказка. Есть ли у неё присказка, зачин, концовка? Есть ли повторы, эпитеты, гиперболы и какую роль они выполняют? 7. Можно ли считать незаслуженно забытыми слова: тужить, кручиниться, слово мудрёное, молвить, дивиться, снарядиться? Подберите к ним синонимы. 8. Почему сказка называется «Царевна-лягушка»? 9*. Известно, что сказка «Царевна-лягушка» имеет 24 варианта. Один из лучших вариантов включён в ваш учебник. Знаете ли вы другие варианты? Какая между ними разница? 10*. Прочитайте сказку «Чего на свете не бывает». Определите, к какому виду сказок она относится. Над кем она смеётся? Страница 50 Вопросы и задания 1. Что такое фольклор? Почему мы называем его устным народным творчеством? Были ли авторы у фольклорных произведений? 2. Что такое сказка? Каковы особенности этого жанра? 3. Как вы понимаете, кто такой настоящий сказочник (или сказитель)? Как сказителям удавалось запоминать большое количество сказок? Возвращаясь к теме 1. Вспомните названия сказок по началу, продолжите сказку и определите её жанровую разновидность. «Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий — дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет...» «Пришёл солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке: — Здравствуй, божья старушка! Дай-ка мне чего-нибудь поесть...» «Жили-были кот, петух и дрозд. Кот и дрозд уходят в лес дрова рубить и петушку наказывают: “Ты, петушок, оставайся домовничать, а в окошко не выглядывай, а то...”» «Жили-были старик со старухой, а у них дочка да сынок маленький. Вот уезжают родители в город и дочке говорят: “Будь умницей, береги братца, не ходи со двора. Мы тебе гостинцев привезём...”» 2*. Вы уже знаете достаточно много волшебных сказок. А в волшебных сказках часто используется запрет. Вспомните и приведите примеры. Подумайте, какую роль играет запрет в сказках.