Страница 48
Царевна-лягушка
Вопросы и задания
1. О чём эта сказка? Кто её герои? К каким сказкам она относится (сказкам о животных, волшебным, бытовым)? Каковы её особенности?
Сказка рассказывает о царевиче, который по воле судьбы женится на лягушке. Она оказывается заколдованной девушкой — Василисой Премудрой. Герои — Иван-царевич, Василиса, царь, братья, Кощей Бессмертный, Баба-яга и сказочные помощники. Сказка относится к волшебным: в ней есть превращения, волшебные предметы, испытания и победа добра над злом. Особенность — наличие волшебства, троекратных повторений, сказочных формул и мораль, что ум и доброта важнее внешности.
2. Как оценивал царь работу невесток? Как вы понимаете эти оценки?
Царь сравнивал изделия по качеству. Рубашку старшей он считал грубой, средней — средней по качеству, а лягушкиной — праздничной. Также и с хлебом: хлеб лягушки — лучший. Это показывает, что внешность может обмануть, а настоящий талант и ум проявляются в деле.
3. Чем отличается Царевна-лягушка от других невесток? Почему её называют премудрой?
Она умна, трудолюбива, мудра и волшебна. Она справляется с заданиями лучше всех и знает, как себя вести при дворе. Её называют премудрой за её ум, предусмотрительность и знания.
4. Кто помогает Ивану-царевичу найти Василису Премудрую?
Ему помогают медведь, заяц, селезень, щука и Баба-яга. Эти сказочные персонажи указывают путь или дают волшебную помощь.
5. Найдите в сказке фрагменты, которые читаются ритмично, как стихотворение, и подумайте, зачем они введены в сказку. Например: «Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди...»
Пример — «Долго ли, коротко ли, катится клубочек...». Эти повторы и ритмичные строки делают сказку легче для запоминания и восприятия на слух. Это старинный приём устного народного творчества.
6. Обратите внимание на то, как начинается и завершается сказка. Есть ли у неё присказка, зачин, концовка? Есть ли повторы, эпитеты, гиперболы и какую роль они выполняют?
Присказки нет. Зачин есть: «В некотором царстве...». Концовка — простая: «Жили они долго и счастливо». Повторы и эпитеты украшают язык, создают ритм и выразительность. Гиперболы усиливают волшебный эффект.
7. Можно ли считать незаслуженно забытыми слова: тужить, кручиниться, слово мудрёное, молвить, дивиться, снарядиться? Подберите к ним синонимы.
Да, это редкие, но красивые слова. Тужить — тосковать, печалиться Кручиниться — грустить, переживать Мудрёное — сложное, непонятное Молвить — сказать Дивиться — удивляться Снарядиться — подготовиться к пути
8. Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?
Название подчёркивает волшебную сущность главной героини. Внешне — лягушка, на деле — мудрая и прекрасная девушка. Это символ того, что нельзя судить по внешности.
9*. Известно, что сказка «Царевна-лягушка» имеет 24 варианта. Один из лучших вариантов включён в ваш учебник. Знаете ли вы другие варианты? Какая между ними разница?
Есть версии, где вместо стрел используют самострел или магический предмет. Иногда Ивану помогает старичок с клубком, а в других вариантах путь указывает птица. Различаются детали, но идея и структура сказки — одинаковые: испытания, волшебство, любовь и победа.
10*. Прочитайте сказку «Чего на свете не бывает». Определите, к какому виду сказок она относится. Над кем она смеётся?
Это бытовая сказка. Она высмеивает глупость, невежество и неумение здраво рассуждать. В ней всё перевернуто с ног на голову — и этим создаётся комичный эффект.
Страница 50
1. Что такое фольклор? Почему мы называем его устным народным творчеством? Были ли авторы у фольклорных произведений?
Фольклор — это народное творчество, которое передавалось устно из поколения в поколение. Это сказки, пословицы, песни, загадки и былины. Его называют устным, потому что долгое время люди не записывали такие произведения, а просто рассказывали друг другу. У фольклорных текстов нет конкретных авторов — их создавали сами люди, постепенно дополняя и изменяя. Автором считался весь народ.
2. Что такое сказка? Каковы особенности этого жанра?
Сказка — это вымышленный рассказ о вымышленных событиях. В ней часто есть волшебство, преодоление испытаний, борьба добра и зла. Герой обычно проходит через трудности и побеждает. Особенности сказки — повторы, волшебные элементы, устная форма, яркие образы, чёткое деление на хороших и плохих персонажей.
3. Как вы понимаете, кто такой настоящий сказочник (или сказитель)? Как сказителям удавалось запоминать большое количество сказок?
Сказочник — это человек, который умеет красиво рассказывать сказки. Он не просто пересказывает, а делает это с интонацией, движениями, иногда — с песней. Запоминали сказки благодаря многократному повторению, живой передаче, ритмичным фразам и постоянной практике. Устный рассказ был частью жизни и праздников, поэтому память хорошо тренировалась.
Возвращаясь к теме
1. Вспомните названия сказок по началу, продолжите сказку и определите её жанровую разновидность.
«Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий — дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет...»
«По щучьему велению»
«Пришёл солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке: — Здравствуй, божья старушка! Дай-ка мне чего-нибудь поесть...»
«Каша из топора»
«Жили-были кот, петух и дрозд. Кот и дрозд уходят в лес дрова рубить и петушку наказывают: “Ты, петушок, оставайся домовничать, а в окошко не выглядывай, а то...”»
«Кот, петух и лиса
«Жили-были старик со старухой, а у них дочка да сынок маленький. Вот уезжают родители в город и дочке говорят: “Будь умницей, береги братца, не ходи со двора. Мы тебе гостинцев привезём...”»
«Гуси-лебеди»
2*. Вы уже знаете достаточно много волшебных сказок. А в волшебных сказках часто используется запрет. Вспомните и приведите примеры. Подумайте, какую роль играет запрет в сказках.
Запрет в волшебной сказке — это важная часть сюжета. Герой часто получает указание: «не ходи туда», «не открывай», «не смотри», но нарушает его. Это становится началом всех испытаний.
Примеры:
В сказке «Гуси-лебеди» родители говорят дочке: «Береги братца, не ходи со двора». Она нарушает запрет — братца уносят, и ей приходится проходить испытания, чтобы его спасти.
В сказке «Царевна-лягушка» Иван-царевич сжигает лягушачью шкурку, хотя Василиса просила этого не делать. Нарушение запрета приводит к тому, что она исчезает, и ему приходится отправляться на поиски.
В сказке «Сивка-бурка» братьям велят по ночам стеречь отцовский луг. Старшие братья нарушают приказ — спят. Только младший выполняет задание.