1. Объясните значение данных слов и выражений: колядовать, парубок, волость, бричка, заниматься малеванием, покалякать, жеманиться, кокетка, франт, кожух, цирюльник, тирански, знахарь, кочерга, спесиво, шинок, заседатель, смушки, миряне, тавлинка, кныш, капелюхи, сотник. В случае затруднений обращайтесь к словарю.
Колядовать - исполнять коляды, песни на темы религиозных праздников. Парубок - холостяк, неженатый молодой человек. Волость - территориальная единица управления в дореволюционной России. Бричка - легкая крытая коляска. Заниматься малеванием - заниматься росписью, рисовать. Покалякать - поболтать, пообщаться. Жеманиться - вести себя капризно, изысканно. Кокетка - девушка, играющая в кокетство, легкомысленная. Франт - молодой человек, следящий за своим внешним видом, модный и демонстрирующий это. Кожух - верхняя одежда с капюшоном, покрывающим голову и плечи. Цирюльник - парикмахер. Тирански - властный, деспотичный. Знахарь - человек, занимающийся лечением народными методами, целитель. Кочерга - металлический инструмент для манипулирования углями или дровами в печи. Спесиво - высокомерно, горделиво. Шинок - небольшая таверна, кабачок. Заседатель - человек, участвующий в заседании, собрании. Смушки - хитрости, уловки. Миряне - люди, не являющиеся духовенством. Тавлинка - народная игра в тавли. Кныш - разновидность пирога. Капелюхи - женские головные уборы. Сотник - старший по службе сотов в армии или казачьем войске.
2. Прочитайте следующие цитаты, объясните значение выделенных слов.
«Проговоривши это, кузнец принялся снова бежать с мешком на спине. — Он повредился! — говорили парубки».
«Чёрт всплеснул руками и начал от радости галопировать на шее кузнеца».
«Так же как и её муж, она почти никогда не сидела дома и почти весь день пресмыкалась у кумушек и зажиточных старух...»
«Так кузнец утонул! Боже ты мой, а какой важный живописец был!»
"Он повредился!" - в данном контексте выражение указывает на физические повреждения или травму, которую получил объект разговора, в данном случае, вероятно, кузнец.
"Галопировать" - это живое, энергичное движение, характерное для лошади или, в данном контексте, возможно, для человека. Здесь слово подчеркивает энергичное и радостное передвижение чёрта.
"Пресмыкалась" - данное слово имеет негативное оттенение и означает покровительственное или подчиненное поведение, часто с целью получения чего-то. В контексте это описывает поведение женщины, проводящей время с кумушками и зажиточными старушками.
"Важный" - в данном контексте, вероятно, означает, что кузнец был заметным, влиятельным или важным человеком, особенно в области живописи.
3. В следующем фрагменте отметьте средства художественной выразительности. С какой целью они употреблены?
«Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. Ещё ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошёл тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле».
В данном фрагменте выражены средства художественной выразительности, такие как:
Эпитеты: "зимняя, ясная ночь," "величаво поднялся месяц," "так было тихо," "скрип мороза."
Гипербола: "что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты."
Повтор: "всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа."
Символизм: месяц, звезды, мороз, скрип мороза, дым, ведьма на метле.
Эти средства использованы для создания образной и красочной картины новогодней ночи, а также для передачи атмосферы праздника и загадочности.
4. Выпишите из текста повести примеры афористической речи.
5. Найдите отрывок от слов: «Кумова жена была такого рода сокровище...» до слов: «...будет проходить мимо кумова огорода и выдерет любую из его плетня». Назовите приёмы, придающие тексту особую художественную выразительность.
6. Выпишите из текста повести слова и словосочетания, передающие колорит народной речи.
Страница 279
Иван Сергеевич Тургенев
Муму
Вопросы и задания
1. Подумайте, какие впечатления детства писателя нашли отражение в рассказе.
В детстве писателя, Ивана Тургенева, запечатлелись жуткие сцены насилия и произвола, которые он наблюдал вокруг себя. Особенно поразила его жестокость матери по отношению к дворовым людям, подчиненным ей без возможности противостоять. Каждый день был пропитан угрозами и криками наказываемых. Рассказ "Муму" основан на реальной истории немого Андрея, крепостного матери, и отличается глубоким чувством и пониманием человеческих переживаний.
2. О Герасиме сказано: «Дела у него было немного...» В самом деле — немного? Попытайтесь разобраться.
У Герасима было немало обязанностей. В тексте явно указано, что его заботы включали в себя поддержание чистоты на дворе, поставку воды, заготовку дров, а также охрану в темное время суток.
3. И.С. Тургенев подчёркивает не только и не столько физическую, но прежде всего нравственную силу Герасима. В чём ещё, кроме трудолюбия, она проявляется?
Тургенев подчеркивает не только физическую, но прежде всего нравственную силу Герасима. Писатель выделяет его спокойствие и размеренность, а также отмечает трепетное отношение к Татьяне и твёрдость характера, проявившуюся после приказа утопить Муму.
4. Как реагирует Татьяна на решение барыни выдать её замуж? Как можно объяснить поведение Татьяны?
Татьяна выказала свою поддержку и согласие на решение барыни, сохраняя спокойствие и молчание. Её поведение может быть объяснено преданностью и уважением к воле барыни, даже если внутренне она чувствовала неприязнь к предстоящему браку.
5. Можно ли утверждать, что барыня в рассказе «Муму» бывает доброй? Или только капризной, вздорной? Подтвердите свой ответ примерами из текста.
Барыня в рассказе "Муму" не проявляется как добрая. Её характер описывается как капризный и вздорный. Примером того, что она не заботится о других, служит сцена, где она безжалостно приказывает убить Муму из-за пустяка.
6. Прототип Герасима, дворовый человек Андрей, «остался верен своей госпоже, до самой её смерти служил ей». Как вы полагаете, почему И.С. Тургенев дал своей истории иную, чем в реальной жизни, развязку?
Изменение развязки рассказа И.С. Тургенева, вероятно, было направлено на подчеркивание выдающихся качеств души основного персонажа, создавая более сильный эмоциональный эффект и обогащая смысловой контекст произведения.
7. Почему свой рассказ писатель назвал «Муму»? Почему цензор был против его публикации?
Писатель назвал свой рассказ "Муму", чтобы подчеркнуть схожесть судеб главного героя и собаки, которая также носит это имя. Это слово символизирует социальную несправедливость, подчеркивая зависимость человека от воли его хозяина. Цензор был против публикации из-за критики помещичьей власти над крепостными крестьянами, представленной в рассказе.
8. Кто из героев вызывает у вас симпатию, сострадание, сочувствие?
В рассказе "Муму" особенно вызывают симпатию и сострадание Герасим своей добротой и простотой, а также Татьяна, столкнувшаяся с трудностями жизни.
9. Каким изображён Герасим в начале и в конце рассказа? Что изменилось в его характере и почему? Что отличало Герасима от других дворовых и почему?
В начале рассказа Герасим изображён как загнанный зверь, молодой бык, потерявший свободу. В конце повести он предстаёт перед читателем как лев, свободный и раскрепощённый. Герасим претерпел изменения в своём характере, избавившись от наивной доверчивости и простодушия, и победив рабскую преданность барыне. Отличительной чертой Герасима была его сила человеческого достоинства, что отличало его от других дворовых.
10. Определите, в чём сходство Герасима и Татьяны. Вывод сформулируйте письменно.
Сходство между Герасимом и Татьяной заключается в их спокойствии, покорности и трудолюбии. Оба персонажа характеризуются сдержанным поведением, причем Татьяна проявляет это через малословие, в то время как Герасим является немым.
11. Как автор передаёт состояние Герасима после замужества Татьяны? Запишите ключевые слова, необходимые вам для ответа.
После утраты любви Герасим отгораживается от окружающих, становится мрачным и угрюмым. Однако несмотря на это, он не питает зла к Татьяне и Капитону. С момента возвращения из Москвы он перестаёт общаться с женщинами, даже не обращает на них внимания, и отказывается от собак.
12. Подготовьте рассказ о Герасиме, Татьяне, барыне (на выбор), придумайте заголовок, составьте план своего повествования.
Введение Описание усадьбы и ее обитателей. Введение в характер барыни и ее одиночество. Старая барыня Рассмотрение жизненной истории и характера старой барыни. Описание ее отношений с детьми и окружающими. Барыня и Герасим Взаимоотношения барыни с глухонемым дворником Герасимом. Особенности их взаимодействия и роль Герасима в ее жизни. Решение барыни Описание решения барыни выдать замуж своих крепостных Капитона и Татьяну. Реакция окружающих на это решение. Заключение Итоги влияния барыни на события рассказа. Завершение повествования о влиянии барыни на судьбы персонажей.
13*. Рассмотрите рисунки на с. 258, 272. Найдите другие иллюстрации русских художников к рассказу «Муму». К каким эпизодам рассказа И.С. Тургенева обратились художники? Как вы думаете, кому из художников удалось точнее передать авторский замысел? Аргументируйте свой ответ.
14*. Рассмотрите репродукцию картины Н.В. Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого». Как связана её тема с темой рассказа И.С. Тургенева «Муму»? Дайте развёрнутый ответ.
Рассмотрение репродукции картины Н.В. Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» позволяет увидеть тесную связь с темой рассказа И.С. Тургенева «Муму». Обе работы обращают внимание на крепостничество и беззаконие помещиков, раскрывая жестокие и несправедливые условия жизни крепостных. В картинах выявляется отвращение художника и писателя к бесчеловечному обращению с людьми, подчеркивая необходимость изменений в обществе.