menu


ГДЗ по литературе 5 класс Меркин Страница 236-279




1. Объясните значение данных слов и выражений: колядовать, парубок, волость, бричка, заниматься малеванием, покалякать, жеманиться, кокетка, франт, кожух, цирюльник, тирански, знахарь, кочерга, спесиво, шинок, заседатель, смушки, миряне, тавлинка, кныш, капелюхи, сотник. В случае затруднений обращайтесь к словарю.

Колядовать - исполнять коляды, песни на темы религиозных праздников.
Парубок - холостяк, неженатый молодой человек.
Волость - территориальная единица управления в дореволюционной России.
Бричка - легкая крытая коляска.
Заниматься малеванием - заниматься росписью, рисовать.
Покалякать - поболтать, пообщаться.
Жеманиться - вести себя капризно, изысканно.
Кокетка - девушка, играющая в кокетство, легкомысленная.
Франт - молодой человек, следящий за своим внешним видом, модный и демонстрирующий это.
Кожух - верхняя одежда с капюшоном, покрывающим голову и плечи.
Цирюльник - парикмахер.
Тирански - властный, деспотичный.
Знахарь - человек, занимающийся лечением народными методами, целитель.
Кочерга - металлический инструмент для манипулирования углями или дровами в печи.
Спесиво - высокомерно, горделиво.
Шинок - небольшая таверна, кабачок.
Заседатель - человек, участвующий в заседании, собрании.
Смушки - хитрости, уловки.
Миряне - люди, не являющиеся духовенством.
Тавлинка - народная игра в тавли.
Кныш - разновидность пирога.
Капелюхи - женские головные уборы.
Сотник - старший по службе сотов в армии или казачьем войске.

2. Прочитайте следующие цитаты, объясните значение выделенных слов.

«Проговоривши это, кузнец принялся снова бежать с мешком на спине. — Он повредился! — говорили парубки».

«Чёрт всплеснул руками и начал от радости галопировать на шее кузнеца».

«Так же как и её муж, она почти никогда не сидела дома и почти весь день пресмыкалась у кумушек и зажиточных старух...»

«Так кузнец утонул! Боже ты мой, а какой важный живописец был!»

"Он повредился!" - в данном контексте выражение указывает на физические повреждения или травму, которую получил объект разговора, в данном случае, вероятно, кузнец.

"Галопировать" - это живое, энергичное движение, характерное для лошади или, в данном контексте, возможно, для человека. Здесь слово подчеркивает энергичное и радостное передвижение чёрта.

"Пресмыкалась" - данное слово имеет негативное оттенение и означает покровительственное или подчиненное поведение, часто с целью получения чего-то. В контексте это описывает поведение женщины, проводящей время с кумушками и зажиточными старушками.

"Важный" - в данном контексте, вероятно, означает, что кузнец был заметным, влиятельным или важным человеком, особенно в области живописи.

3. В следующем фрагменте отметьте средства художественной выразительности. С какой целью они употреблены?

«Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. Ещё ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошёл тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле».

В данном фрагменте выражены средства художественной выразительности, такие как:

Эпитеты: "зимняя, ясная ночь," "величаво поднялся месяц," "так было тихо," "скрип мороза."

Гипербола: "что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты."

Повтор: "всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа."

Символизм: месяц, звезды, мороз, скрип мороза, дым, ведьма на метле.

Эти средства использованы для создания образной и красочной картины новогодней ночи, а также для передачи атмосферы праздника и загадочности.

4. Выпишите из текста повести примеры афористической речи.

5. Найдите отрывок от слов: «Кумова жена была такого рода сокровище...» до слов: «...будет проходить мимо кумова огорода и выдерет любую из его плетня». Назовите приёмы, придающие тексту особую художественную выразительность.

6. Выпишите из текста повести слова и словосочетания, передающие колорит народной речи.

Страница 279

Иван Сергеевич Тургенев

Муму

Вопросы и задания 

1. Подумайте, какие впечатления детства писателя нашли отражение в рассказе.

В детстве писателя, Ивана Тургенева, запечатлелись жуткие сцены насилия и произвола, которые он наблюдал вокруг себя. Особенно поразила его жестокость матери по отношению к дворовым людям, подчиненным ей без возможности противостоять. Каждый день был пропитан угрозами и криками наказываемых. Рассказ "Муму" основан на реальной истории немого Андрея, крепостного матери, и отличается глубоким чувством и пониманием человеческих переживаний.

2. О Герасиме сказано: «Дела у него было немного...» В самом деле — немного? Попытайтесь разобраться.

У Герасима было немало обязанностей. В тексте явно указано, что его заботы включали в себя поддержание чистоты на дворе, поставку воды, заготовку дров, а также охрану в темное время суток.

3. И.С. Тургенев подчёркивает не только и не столько физическую, но прежде всего нравственную силу Герасима. В чём ещё, кроме трудолюбия, она проявляется?

Тургенев подчеркивает не только физическую, но прежде всего нравственную силу Герасима. Писатель выделяет его спокойствие и размеренность, а также отмечает трепетное отношение к Татьяне и твёрдость характера, проявившуюся после приказа утопить Муму.

4. Как реагирует Татьяна на решение барыни выдать её замуж? Как можно объяснить поведение Татьяны?

Татьяна выказала свою поддержку и согласие на решение барыни, сохраняя спокойствие и молчание. Её поведение может быть объяснено преданностью и уважением к воле барыни, даже если внутренне она чувствовала неприязнь к предстоящему браку.

5. Можно ли утверждать, что барыня в рассказе «Муму» бывает доброй? Или только капризной, вздорной? Подтвердите свой ответ примерами из текста.

Барыня в рассказе "Муму" не проявляется как добрая. Её характер описывается как капризный и вздорный. Примером того, что она не заботится о других, служит сцена, где она безжалостно приказывает убить Муму из-за пустяка.

6. Прототип Герасима, дворовый человек Андрей, «остался верен своей госпоже, до самой её смерти служил ей». Как вы полагаете, почему И.С. Тургенев дал своей истории иную, чем в реальной жизни, развязку?

Изменение развязки рассказа И.С. Тургенева, вероятно, было направлено на подчеркивание выдающихся качеств души основного персонажа, создавая более сильный эмоциональный эффект и обогащая смысловой контекст произведения.

7. Почему свой рассказ писатель назвал «Муму»? Почему цензор был против его публикации?

Писатель назвал свой рассказ "Муму", чтобы подчеркнуть схожесть судеб главного героя и собаки, которая также носит это имя. Это слово символизирует социальную несправедливость, подчеркивая зависимость человека от воли его хозяина. Цензор был против публикации из-за критики помещичьей власти над крепостными крестьянами, представленной в рассказе.

8. Кто из героев вызывает у вас симпатию, сострадание, сочувствие?

В рассказе "Муму" особенно вызывают симпатию и сострадание Герасим своей добротой и простотой, а также Татьяна, столкнувшаяся с трудностями жизни.

9. Каким изображён Герасим в начале и в конце рассказа? Что изменилось в его характере и почему? Что отличало Герасима от других дворовых и почему?

В начале рассказа Герасим изображён как загнанный зверь, молодой бык, потерявший свободу. В конце повести он предстаёт перед читателем как лев, свободный и раскрепощённый. Герасим претерпел изменения в своём характере, избавившись от наивной доверчивости и простодушия, и победив рабскую преданность барыне. Отличительной чертой Герасима была его сила человеческого достоинства, что отличало его от других дворовых.

10. Определите, в чём сходство Герасима и Татьяны. Вывод сформулируйте письменно.

Сходство между Герасимом и Татьяной заключается в их спокойствии, покорности и трудолюбии. Оба персонажа характеризуются сдержанным поведением, причем Татьяна проявляет это через малословие, в то время как Герасим является немым.

11. Как автор передаёт состояние Герасима после замужества Татьяны? Запишите ключевые слова, необходимые вам для ответа.

После утраты любви Герасим отгораживается от окружающих, становится мрачным и угрюмым. Однако несмотря на это, он не питает зла к Татьяне и Капитону. С момента возвращения из Москвы он перестаёт общаться с женщинами, даже не обращает на них внимания, и отказывается от собак.

12. Подготовьте рассказ о Герасиме, Татьяне, барыне (на выбор), придумайте заголовок, составьте план своего повествования.

Введение
Описание усадьбы и ее обитателей.
Введение в характер барыни и ее одиночество.
Старая барыня

Рассмотрение жизненной истории и характера старой барыни.
Описание ее отношений с детьми и окружающими.
Барыня и Герасим

Взаимоотношения барыни с глухонемым дворником Герасимом.
Особенности их взаимодействия и роль Герасима в ее жизни.
Решение барыни

Описание решения барыни выдать замуж своих крепостных Капитона и Татьяну.
Реакция окружающих на это решение.
Заключение

Итоги влияния барыни на события рассказа.
Завершение повествования о влиянии барыни на судьбы персонажей.

13*. Рассмотрите рисунки на с. 258, 272. Найдите другие иллюстрации русских художников к рассказу «Муму». К каким эпизодам рассказа И.С. Тургенева обратились художники? Как вы думаете, кому из художников удалось точнее передать авторский замысел? Аргументируйте свой ответ.

14*. Рассмотрите репродукцию картины Н.В. Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого». Как связана её тема с темой рассказа И.С. Тургенева «Муму»? Дайте развёрнутый ответ.

Рассмотрение репродукции картины Н.В. Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» позволяет увидеть тесную связь с темой рассказа И.С. Тургенева «Муму». Обе работы обращают внимание на крепостничество и беззаконие помещиков, раскрывая жестокие и несправедливые условия жизни крепостных. В картинах выявляется отвращение художника и писателя к бесчеловечному обращению с людьми, подчеркивая необходимость изменений в обществе.






ГДЗ по литературе 5 класс учебник Меркин часть 1 страница 236-279