Страница 280
1. Объясните слова и словосочетания. В случае затруднения обратитесь к словарю.
Горничная, гривенник, дворецкий, дворня, прачка, приживалка, пуд, флигель, вдова, уединённо доживала, ненастный день, сложённый богатырём, исправный, соха, определили дворником, отчуждённый несчастьем, как пойманный зверь, усердно, строгий нрав, каморка, захолустье, почитаются на Руси, держали в чёрном теле, не могла похвалиться своей участью, нрава смирного, сострадание, угнетённый, своенравие, утесняемый, непостижимая кротость.
Горничная - служащая, выполняющая обязанности по уборке и содержанию чистоты в доме.
Гривенник - человек, обладающий значительным количеством денег, состоянием.
Дворецкий - слуга, ответственный за порядок и обслуживание в доме, особенно в замке или большом особняке.
Дворня - обычно, смешанная порода собак, не имеющая определенной породы.
Прачка - женщина, занимающаяся стиркой и глажением белья.
Приживалка - человек, поселяющийся в чужом доме на какое-то время.
Пуд - старинная русская мера веса, примерно 16,38 кг.
Флигель - небольшое строение, придворное крыло.
Вдова - женщина, потерявшая мужа вследствие его смерти.
Уединённо доживала - проводила свою жизнь в одиночестве, наедине.
Ненастный день - день с плохой погодой, часто с дождем или снегопадом.
Сложённый богатырём - крепкий, сильный, как легендарный герой, богатырь.
Исправный - безупречный, в порядке, соответствующий стандартам.
Соха - простонародное обозначение скрипки.
Определили дворником - назначили на должность дворника, обязанного заботиться о дворе и территории.
Отчуждённый несчастьем - лишенный счастья, страдающий от беды или неудач.
Как пойманный зверь - испуганный, в состоянии страха, подобно пойманному дикому животному.
Усердно - с большим усилием, старанием.
Строгий нрав - характер, проявляющийся в требовательности, строгости в отношениях.
Каморка - небольшая комната, обычно тесная и неудобная.
Захолустье - отдаленное, обычно малонаселенное место, далеко от цивилизации.
Почитаются на Руси - пользуются уважением, почитанием среди людей.
Держали в чёрном теле - поддерживали в нищете, бедности.
Не могла похвалиться своей участью - не имела возможности гордиться своим положением или судьбой.
Нрав смирного - характер человека, проявляющий смирение, покорность.
Сострадание - чувство сочувствия, сопереживание.
Угнетённый - подавленный, лишенный свободы или равенства.
Своенравие - стремление к собственному мнению и поведению, независимость.
Утесняемый - подавленный, притесненный, находящийся в невыгодном положении.
Непостижимая кротость - необыкновенная кротость, терпение.
2. В каком значении слова «бобыль» и «челядь» употреблены в рассказе И.С. Тургенева?
Бобыль — 1. Бедный безземельный крестьянин. 2. Одинокий, бессемейный человек.
Челядь — 1. Население феодальной вотчины Древней Руси, находившееся в разных формах зависимости от феодала (холопы, закупы, смерды и т.д.). 2. Дворовые люди, слуги, прислуга.
В рассказе И.С. Тургенева слово "бобыль" приобретает значение бедного безземельного крестьянина или одинокого, бессемейного человека. В то же время, термин "челядь" охарактеризован как население феодальной вотчины Древней Руси, подчиненное различным формам зависимости от феодала, включая холопов, закупов, смердов, и так далее, а также как дворовых людей, слуг и прислугу.
3. При создании художественного образа Тургенев использует сравнения. Выпишите три-четыре примера.
Как лев, как былинка
Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине
"... и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей".
"Герасим скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо..."
"Герасим видел перед собой белеющую дорогу - дорогу домой, прямую, как стрела".
"Капитону уже теперь всё нипочём: обдержался, обтерпелся человек, обмаслился, как коломенский горок".
"... он вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле".
"... он так усердно чистил и тер свою лошадь, что та шаталась, как былинка на ветру..."
"Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей"
4. Запишите слово или словосочетание, синонимичное данному: держать в чёрном теле.
"иметь в запасе" или "держать в резерве".
5. Подберите синонимы и антонимы к данным словам: глумиться, шпынять, раскаляться, жаловать.
Синонимы к слову "глумиться" могут включать такие выражения, как издеваться, насмехаться, насмешничать. Сходные по смыслу слова к "шпынять" включают термин "избивать" или "издеваться физически". Антонимы к слову "раскаляться" включают такие понятия, как остывать, охлаждаться, становиться холодным. Слова, противоположные "жаловать", могут включать в себя такие термины, как хвалить, поощрять, одобрять.
6. Прочитайте фразу: «Человек, человек! — закричала она, — приведите скорее Муму! Она в палисаднике». Запишите синоним к выделенному слову.
Синонимом к выделенному слову "человек" в данном контексте может быть "гражданин" или "человечество".
7. Прочитайте диалог от слов: «Ведь вот ты опять пьян был...» до слов: «...ушёл то есть, а я...». Как в данном эпизоде своеобразие лексики раскрывает характер персонажей?
В данном эпизоде лексика персонажей ярко выражает особенности их характеров. Капитон, используя выражения вроде "опять пьян был" и "более один товарищ", демонстрирует свою нечестность и неспособность признать собственные ошибки. Он склонен винить других и отводить ответственность за свои поступки. При этом он избегает прямого признания своего пьянства перед Гаврилой, что подчеркивает его неискренность.
Слова "сманул" и "сполитиковал" также придают его рассказу колорит и показывают его склонность приукрашивать события. Эти выражения, возможно, свидетельствуют о том, что Капитон не только несерьезен в отношении своих собственных ошибок, но и склонен к манипуляциям в своей речи.
8. Как вы понимаете слова И.С. Тургенева о Капитоне: «Красноречие не покидало его даже в крайних случаях»? В каком значении употреблено здесь слово красноречие?
В данном контексте слово "красноречие", употребленное И.С. Тургеневым, скорее всего не означает "болтливый", а относится к способности выразительно и красочно излагать свои мысли, быть красноречивым в общении. Таким образом, фраза означает, что даже в крайних ситуациях у Капитона сохранялась его способность говорить красочно и выразительно, несмотря на обстоятельства.
9. Прочитайте диалог. Определите значение слова «возразила» в данном контексте.
« — А её Муму зовут, — промолвила барыня, — очень хорошее имя.
— Ах, очень-с! — возразила приживалка».
В данном контексте слово "возразила" означает выражение возражения или некоторого сопротивления. В данном случае, приживалка возражает или высказывает некоторое несогласие с утверждением барыни о том, что имя "Муму" является очень хорошим.
10. О чём свидетельствует замечание писателя, характеризующее порядки в доме барыни: «...был даже один шорник, он же считался ветеринарным врачом и лекарем для людей, был домашний лекарь для госпожи...»? Для того чтобы точно ответить на вопрос и понять смысл фразы, прежде всего определите значение слова «шорник».
Шорник – это человек, занимающийся изготовлением конной упряжи. Он далеко от того, чтобы лечить животных, как ветеринар, и от того, чтобы быть лекарем для людей.
Минуты творчества
Предположим, вам необходимо создать мультфильм по рассказу «Муму». Какие эпизоды вы выберете? Сделайте подписи (титры) к двум-трём кадрам.
Живое слово
Напишите сочинение на тему «Эпизод в рассказе “Муму”, который произвёл на меня самое сильное впечатление».
Страница 293
Николай Алексеевич Некрасов
Крестьянские дети
Вопросы и задания
1*. Первоначально стихотворение называлось «Детская комедия». Затем поэт изменил заглавие. Как вы думаете, почему?
Стихотворение Н.А. Некрасова изначально называлось "Детская комедия", но затем поэт изменил заглавие. Вероятно, он решил подчеркнуть не только игровой и весёлый характер детства, но и обратить внимание на драматичные моменты в жизни крестьянских детей.
2. Найдите и прочитайте строки, где говорится о том, как воспринимают рассказчика дети. Что их удивляет в нём? Почему?
3. Найдите в тексте слова, передающие отношение поэта к крестьянским детям. С какой интонацией эти строки нужно читать? Почему?
Слова, передающие отношение поэта к крестьянским детям, включают "счастливый народ", "ребята обступят", "завидую им", "жизнь много поэзии", "святой доброты". Интонация этих строк должна быть тёплой, восхищённой и ласковой.
4. Стихотворение состоит из нескольких частей, которые Н.А. Некрасовым не названы. Озаглавьте их.
"Возвращение в деревню" "В сарае" "Наблюдения за природой" "Встреча с детьми" "Игры и заботы" "Возвращение домой"
5. Выразительно прочитайте отрывок, в котором говорится о труде крестьянских детей и об их отношении к труду. Кто является примером для крестьянских детей?
6. Можно ли сказать, что Н.А. Некрасов изображает детство крестьянских детей только радостным и безоблачным?
В стихотворении Некрасова детство крестьянских детей не идеализируется и не изображается исключительно радостным. Помимо веселых моментов игр и забав, поэт также описывает их участие в труде, трудности и заботы, с которыми они сталкиваются. Это создает более полное и реалистичное представление о детстве в крестьянской среде.
7. Выпишите и выучите наизусть строки, в которых заключена основная художественная идея стихотворения.
8*. Как вы понимаете строки:
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти — дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!
Как вы думаете, о каких мыслях идёт речь? Почему им «нет воли»? Почему здесь встречаются такие противоположные чувства, как злоба и любовь?
В указанных строках Некрасов рассматривает двойственность мыслей: их непредсказуемость, свободу и, в то же время, их сложность и противоречивость, включая в себя и злобу, и любовь. Возможно, поэт говорит о том, что непосредственные и честные мысли бывают и сложными и противоречивыми.
9. Составьте устный рассказ об одном дне из жизни крестьянского мальчика по иллюстрации А.И. Лебедева.
На иллюстрации А.И. Лебедева предстает замечательный снимок крестьянской жизни, а ваш рассказ ловко вписывается в этот красочный момент.
Раннее утро в селе обещало холод и метель. В этот день Никитка, шестилетний мальчик, едва раскрывал глаза, когда его будил отец. Он понимал, что наступила пора труда. На столе их ожидала горячая горбушка с ржаным хлебом, простым, но сытным завтраком, который давал силы на весь день.
Отец отправлялся в лес за дровами, и маленький Никитка несмотря на холод и сонливость, следовал за ним. Для такого мальчика каждая поездка в лес была небольшим приключением. Лес был для него местом загадок, где сквозь ветви деревьев пробивались первые лучи солнца.
Целый день Никитка с отцом трудился, помогая тащить дрова на телеге. Эта работа была не только трудной, но и важной для семьи. Он чувствовал себя главным помощником отца, который зависел от его сил и усилий. В каждом усилии он видел смысл своего труда.
Вернувшись домой, Никитка устал, но был горд. Его сестренки и матушка ждали его с нетерпением. Семья объединялась вокруг тепла домашнего очага, и мальчик чувствовал, как его труд вносит свой вклад в общее благополучие. Такой день стал еще одним звеном в цепи повседневной жизни, где каждый вкладывал свою долю тепла и заботы в общий ковчег семейного счастья.
10. Рассмотрите репродукцию картины А.Г. Венецианова «Захарка». Что вы можете сказать о герое картины? Каков его характер, социальное положение? Есть ли что-то общее у Захарки и героев Некрасова?