Страница 280 1. Объясните слова и словосочетания. В случае затруднения обратитесь к словарю. Горничная, гривенник, дворецкий, дворня, прачка, приживалка, пуд, флигель, вдова, уединённо доживала, ненастный день, сложённый богатырём, исправный, соха, определили дворником, отчуждённый несчастьем, как пойманный зверь, усердно, строгий нрав, каморка, захолустье, почитаются на Руси, держали в чёрном теле, не могла похвалиться своей участью, нрава смирного, сострадание, угнетённый, своенравие, утесняемый, непостижимая кротость. 2. В каком значении слова «бобыль» и «челядь» употреблены в рассказе И.С. Тургенева? Бобыль — 1. Бедный безземельный крестьянин. 2. Одинокий, бессемейный человек. Челядь — 1. Население феодальной вотчины Древней Руси, находившееся в разных формах зависимости от феодала (холопы, закупы, смерды и т.д.). 2. Дворовые люди, слуги, прислуга. 3. При создании художественного образа Тургенев использует сравнения. Выпишите три-четыре примера. 4. Запишите слово или словосочетание, синонимичное данному: держать в чёрном теле. 5. Подберите синонимы и антонимы к данным словам: глумиться, шпынять, раскаляться, жаловать. 6. Прочитайте фразу: «Человек, человек! — закричала она, — приведите скорее Муму! Она в палисаднике». Запишите синоним к выделенному слову. 7. Прочитайте диалог от слов: «Ведь вот ты опять пьян был...» до слов: «...ушёл то есть, а я...». Как в данном эпизоде своеобразие лексики раскрывает характер персонажей? 8. Как вы понимаете слова И.С. Тургенева о Капитоне: «Красноречие не покидало его даже в крайних случаях»? В каком значении употреблено здесь слово красноречие? 9. Прочитайте диалог. Определите значение слова «возразила» в данном контексте. « — А её Муму зовут, — промолвила барыня, — очень хорошее имя. — Ах, очень-с! — возразила приживалка». 10. О чём свидетельствует замечание писателя, характеризующее порядки в доме барыни: «...был даже один шорник, он же считался ветеринарным врачом и лекарем для людей, был домашний лекарь для госпожи...»? Для того чтобы точно ответить на вопрос и понять смысл фразы, прежде всего определите значение слова «шорник». Минуты творчества Предположим, вам необходимо создать мультфильм по рассказу «Муму». Какие эпизоды вы выберете? Сделайте подписи (титры) к двум-трём кадрам. Живое слово Напишите сочинение на тему «Эпизод в рассказе “Муму”, который произвёл на меня самое сильное впечатление». Страница 293 Николай Алексеевич Некрасов Крестьянские дети Вопросы и задания 1*. Первоначально стихотворение называлось «Детская комедия». Затем поэт изменил заглавие. Как вы думаете, почему? 2. Найдите и прочитайте строки, где говорится о том, как воспринимают рассказчика дети. Что их удивляет в нём? Почему? 3. Найдите в тексте слова, передающие отношение поэта к крестьянским детям. С какой интонацией эти строки нужно читать? Почему? 4. Стихотворение состоит из нескольких частей, которые Н.А. Некрасовым не названы. Озаглавьте их. 5. Выразительно прочитайте отрывок, в котором говорится о труде крестьянских детей и об их отношении к труду. Кто является примером для крестьянских детей? 6. Можно ли сказать, что Н.А. Некрасов изображает детство крестьянских детей только радостным и безоблачным? 7. Выпишите и выучите наизусть строки, в которых заключена основная художественная идея стихотворения. 8*. Как вы понимаете строки: Те честные мысли, которым нет воли, Которым нет смерти — дави не дави, В которых так много и злобы и боли, В которых так много любви! Как вы думаете, о каких мыслях идёт речь? Почему им «нет воли»? Почему здесь встречаются такие противоположные чувства, как злоба и любовь? 9. Составьте устный рассказ об одном дне из жизни крестьянского мальчика по иллюстрации А.И. Лебедева. 10. Рассмотрите репродукцию картины А.Г. Венецианова «Захарка». Что вы можете сказать о герое картины? Каков его характер, социальное положение? Есть ли что-то общее у Захарки и героев Некрасова?