ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ НАБОКОВ
Страница 250
1. В известном стихотворении Николая Рубцова есть строки: «Россия, Русь! Храни себя, храни…» Как слова Толстого, обращённые в 1941 году к России, перекликаются с этим лирическим призывом?
Слова Толстого 1941 года, обращённые к Родине в момент глобальной угрозы, отзываются той же тревогой за сохранение национальной души и идентичности, что и Рубцовский призыв. Оба обращения напоминают: Родина — это не только географическое пространство, но прежде всего духовное и историческое наследие, которое нужно оберегать от разрушительных внешних сил. Толстой, как и Рубцов, призывал к самосознанию и внутренней стойкости, подчеркивая необходимость беречь нравственные ценности даже в самые тёмные времена.
2. Почему в литературе военных лет принципы непротивления, всепрощения, заповедь «не убий» были отодвинуты на второй план?
Во время тотальной войны перед народом встал вопрос выживания и защиты Родины от фашистской агрессии, что требовало активного сопротивления. Традиционные идеалы пацифизма и всепрощения уступили место героическому сопротивлению, так как моральный долг самозащиты и обороны жизни становился первостепенным. В условиях угрозы национальному существованию отступление от заповедей «не убий» воспринималось как необходимое зло, позволяющее сохранить жизнь и будущее страны.
3. В чём состояла зловещая угроза философии и практики фашизма, «очищавшего жизненное пространство» от других народов, культур? Какова роль публицистики военных лет в развенчании этой философии?
Фашизм представлял собой идеологию, направленную на уничтожение многообразия, стирание исторической памяти и подавление индивидуальности, считая «чуждые» народы и культуры угрозой для чистоты нации. Его практика — массовые репрессии, геноцид, этнические чистки — угрожала самой жизни цивилизации. Публицистика военных лет, посредством документальных очерков, эссе и агитационных текстов, разоблачала безчеловечность фашистской идеологии, демонстрировала реальную жестокость режима и мобилизовала общественное сознание на защиту универсальных гуманистических ценностей.
4. В чём состоит смысл стихотворения А. Ахматовой «Мужество»? Как оно отражает гамму настроений, переполнявших людей в это трагическое время?
Стихотворение Анны Ахматовой «Мужество», написанное 23 февраля 1942 года, отражает глубокие патриотические чувства и призыв к сохранению русской культуры и языка в условиях военного времени. В нем поэтесса подчеркивает, что, несмотря на физические лишения и опасности, главной задачей является защита и передача потомкам «великого русского слова». Это произведение стало символом духовной стойкости и единства народа перед лицом врага.
5. Какие песни военных лет вы слышали? Как прощались в песне уходившие на фронт и провожавшие их «города и хаты»? Как перекликались в тех же песнях бойцы и их любимые «в тёмную ночь, когда пули свистят по степи»?
Песни военных лет, такие как «Священная война», «Тёмная ночь», «Синий платочек», были полны прощаний, надежды и переживаний. В песнях часто звучат образы уходящих на фронт бойцов и тех, кто остаётся. Песни о провожающих родных часто описывали простые сцены — как «города и хаты» прощаются с теми, кто уходит на фронт, не зная, вернутся ли они. В «Тёмной ночи» поднимается тема разлуки и тоски, а «Синий платочек» символизирует любовь и ожидание. Эти песни помогают глубже понять не только чувства людей, но и атмосферу того времени, где борьба за Родину переплеталась с личными жертвами и переживаниями.
6*. В чём состоит сложность основного пафоса стихотворения «Соловьи» А. Фатьянова? О чём он реально просит: «не тревожьте солдат» или «тревожьте», возрождайте в них образ Родины?
Основной пафос стихотворения А. Фатьянова «Соловьи» заключается в том, что оно затрагивает глубинные переживания солдата, который, несмотря на внешние ужасы войны, не может избавиться от воспоминаний о родном доме, о мирной жизни, о любви и красоте, которая с ним связана. Важным элементом стихотворения является символика соловья — птицы, которая поет, не замечая происходящих боев, и тем самым напоминает солдатам о доме, о родной земле.
Когда автор просит «не тревожьте солдат», он не просто выражает желание покоя для воинов, а обращается к природе с просьбой не мешать им погружаться в воспоминания о доме, о Родине, что помогает им сохранять внутреннюю силу и стойкость. Это не просто просьба о физическом отдыхе, а о возвращении к тем ценностям, которые дают смысл жизни. Тем самым, можно сказать, что под «не тревожьте солдат» скрывается более глубокий смысл: через просьбу о покое автор одновременно возрождает в солдатах образы родины, напоминая им о том, что они сражаются не просто за победу, а за возвращение домой, к тем ценностям и образам, которые они теряли в ходе войны.
7. Как переданы в «Василии Тёркине» центральные для Твардовского темы дома, дороги, Родины? Как с ними связан лейтмотив неистребимости солдата, превращения его в «человека-народ»?
В поэме Твардовского образы дома, дороги и Родины переплетаются в единую ткань национального сознания. Дом – это символ не только личного уюта, но и коллективной памяти, Родина – источник силы, а дорога – путь, по которому идёт народ в борьбе за свою жизнь и будущее. Василий Тёркин предстает как представитель «человека-народа»: его индивидуальные качества, искренность, находчивость и чувство юмора отражают общий характер народа, его стойкость и готовность к самопожертвованию во имя Родины.
8. Можно ли сказать о Василии Тёркине, подчёркивая его фольклорные корни, что это не характер, а тип народного героя? Или в нём диалектически сочетаются, с одной стороны, своеобразие, индивидуальность и с другой — универсальность, типичность душевных качеств?
Тёркин одновременно носит черты народного архетипа и индивидуального героя. Его фольклорные корни и простота языка придают ему универсальность – он становится символом целого народа, его смелости и находчивости. В то же время, ярко выраженная индивидуальность, его юмор, самоирония и человечность делают его живым, многогранным персонажем, с которым каждый может сопереживать. Таким образом, в нём диалектически сочетается типичность и неповторимость.
9. Что преобладает в Тёркине: крестьянское, деревенское или общенациональное начало, можно ли считать его воплощением «русской точки зрения» на войну, на великий смысл битвы «ради жизни на земле»?
Образ Василия Тёркина органично объединяет в себе и крестьянские, и деревенские начала, и общенациональные ценности. Его простота, смекалка и искренность берут корни в народном опыте, но при этом его образ становится символом всей страны. Он воплощает «русскую точку зрения» на войну – как борьбу за жизнь на земле, где личное сливается с коллективным, а индивидуальные подвиги становятся отражением народного мужества и стойкости.
10*. В чём идейно-тематическое сходство стихотворения М. Исаковского «Враги сожгли родную хату» и поэмы А. Твардовского «Дом у дороги»?
Оба произведения используют образ разрушенного дома как мощный символ утраты, боли и одновременно возрождения. «Родная хата» в Исаковском стихотворении – это потерянное прошлое, жертва жестокости врага, отражающая личную и национальную трагедию. В «Доме у дороги» Твардовского дом становится местом встречи, памяти и надежды, символизируя не только утраты, но и возможность нового начала. Оба текста объединяет идея, что уничтожение физического пространства – это лишь этап, за которым следует стремление восстановить и сохранить духовное наследие народа.
11*. В чём состояла особенность прозы, выраставшей из документа, реального события войны? В какой степени выражал сам себя материал жизни вопреки очевидным слабостям автора (например, очерковой манеры письма Б. Полевого в «Повести о настоящем человеке»)?
Проза, рожденная из документальных материалов войны, отличается непосредственностью, суровой правдивостью и эмоциональной силой. Несмотря на возможные стилистические шероховатости или очерковые особенности, жизненный материал, насыщенный реальными переживаниями и драматизмом событий, сам по себе требует аутентичности. Материя жизни, с её трагизмом и героизмом, зачастую перевешивала недостатки автора, позволяя читателю почувствовать всю глубину и масштаб происходящего.
12*. Как вы понимаете смысл шолоховского сюжетного приёма, связанного с образом ребёнка в финале? Как этот эпический приём подчёркивает идею непрерывности жизни народа, мысль о народосбережении?
Образ ребёнка в финале произведений Шолохова подчёркивает идею непрерывности жизни и надежды на будущее. Этот эпический приём символизирует возрождение и сохранение народа, несмотря на все потери и разрушения. Ребёнок становится воплощением жизни, которая продолжается, и напоминанием о том, что борьба ведётся ради будущих поколений.
13. Как выражает протестующее, бунтующее начало своей души Андрей Соколов в фашистском плену?
Андрей Соколов в фашистском плену выражает протестующее, бунтующее начало своей души через внутреннее сопротивление и стремление сохранить человеческое достоинство. Он не поддаётся внутреннему разложению, несмотря на физическое и психологическое давление врагов. Соколов отказывается быть сломленным, что является своего рода внутренним протестом против того, чтобы фашизм забрал у него не только жизнь, но и душу. Он не позволяет себе стать частью вражеской системы, сохраняя свою личную свободу и моральные принципы, несмотря на все жестокости.
14. Почему надо вспоминать о народном подвиге 1941–1945 годов, хранить вечный огонь битвы «не ради славы, ради жизни на земле»?
Память о подвиге 1941–1945 годов служит напоминанием о том, что борьба шла не ради личной или национальной славы, а ради сохранения человеческой жизни, достоинства и свободы. Хранение этого огня – дань уважения жертвам, урок для будущих поколений и напоминание о том, как важны единство, солидарность и готовность защищать то, что действительно бесценно. Это память, которая помогает не повторять трагедии прошлого и сохранять жизненные ценности для будущего.