menu


ГДЗ по литературе 11 класс Чертов, Трубина Страница 203-240




Страница 203

Вопросы и задания

1.  Публичное выступление.

Составьте хронологию жизни и творчества М. Горького. Выделите в ней 10—12 наиболее значительных событий. Свой выбор аргументируйте. Результаты своей работы представьте в форме презентации.

2.  Опыт исследования. Познакомьтесь с фрагментами из воспоминаний о  М.  Горьком  его  современников  —  И. А. Бунина,  Ф. И. Шаляпина,  В. Ф. Ходасевича,  А. М. Ремизова,  Е. И. Замятина,  З. Н. Гиппиус  и  др.  Какие  выводы вы можете сделать об особенностях личности писателя на основе изучения этих источников?

И. А. Бунин отмечал в своих воспоминаниях глубокий внутренний мир Горького, его страстное стремление к правде и социальной справедливости.

Ф. И. Шаляпин вспоминал о совместных встречах и обсуждениях, подчеркивая интеллигентность и харизму Горького.

В. Ф. Ходасевич характеризовал Горького как противоречивую личность, сочетающую в себе черты романтика и реалиста.

3.  Точка зрения. Как соотносятся художественное творчество и общественная деятельность М. Горького? О каких противоречиях личности писателя можно говорить, сопоставляя его художественные произведения и факты биографии, связанные с революционным движением в России и установлением советской власти?

Максим Горький был не только выдающимся писателем, но и активным общественным деятелем. Его произведения, такие как «Мать», «На дне», «Челкаш», отражают глубокие социальные проблемы и стремление к изменению общества. Однако его общественная деятельность также вызывала противоречия.

4.  Поиск информации. Подготовьте небольшие сообщения о том, как складывались  личные  отношения  М. Горького  с  В. И. Лениным,  И. В. Сталиным, А. В. Луначарским и другими известными советскими партийными деятелями.

5.  Публичное выступление. Какую роль сыграл М. Горький в развитии русского драматического театра? Подготовьте сообщение «Горький и Московский Художественный театр».

Максим Горький оказал значительное влияние на развитие русского драматического театра. Его пьесы, такие как «На дне», «Васса Железнова», «Дачники», стали основой репертуара Московского Художественного театра. Горький привнес в театр новые идеи, акцентируя внимание на социальных проблемах и судьбах простых людей.

6.  Внеклассное чтение. Познакомьтесь со статьями из цикла «Несвоевременные мысли». Как решается в этих статьях проблема героя? Почему писатель называет свои мысли «несвоевременными»?

В цикле статей «Несвоевременные мысли» Горький рассматривал актуальные для своего времени вопросы, такие как состояние общества, роль интеллигенции, проблемы революции. Название цикла отражает его стремление поднимать темы, которые были неудобны или не популярны в тот период.

7.  Точка зрения. Как вы думаете, почему М. Горький, официально признанный при жизни «великим пролетарским писателем», создавший много произведений, посвящённых рабочим и крестьянам, в последние годы жизни не создаёт (в отличие, например, от В. В. Маяковского) ни одного значительного художественного произведения о жизни пролетариата или о советской действительности? С чем это могло быть связано?

Страница 208

Вопросы и задания

1.В чём своеобразие композиции рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»? Какие три части в нём чётко выделены? Как вы определите основную тему и идею каждой части?

Легенда о Ларре — гордом и эгоистичном герое, который отвергает людей.

История жизни старухи Изергиль — рассказчицы, которая делится своими воспоминаниями.

Легенда о Данко — герое, который пожертвовал собой ради других.

2.  Вспомните основные черты романтизма. Докажите, что Ларра и Данко — это  романтические  герои.

Оба героя являются воплощением романтических идеалов:

Ларра — гордый и независимый, он отвергает общественные нормы и живёт ради себя.

Данко — самоотверженный и страстный, он готов пожертвовать собой ради других.

3.  В чём принципиальное отличие Данко от Ларры? Можно ли говорить о них как о героях-антиподах?

Ларра — эгоистичен и не способен на сочувствие.

Данко — готов на самопожертвование ради спасения других.

4.  Точка зрения. Как вы прокомментируете финальные строки легенды о Данко, упоминание об «одном осторожном человеке», который, «боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой»?

Фраза о «осторожном человеке», наступившем на гордое сердце Данко, символизирует, как общество может забыть и не оценить подвиг тех, кто пожертвовал собой ради общего блага. Это подчёркивает трагизм героизма и часто встречающееся недооценивание истинных героев.

5.  Опыт исследования. Какие функции выполняет в рассказе «Старуха Изер гиль» пейзаж? Приведите примеры. Сделайте вывод о том, какой пейзаж преобладает в рассказе — реалистический или романтический.

Пейзаж в рассказе выполняет несколько функций:

Создаёт атмосферу и подчёркивает эмоциональное состояние героев.

Символизирует внутренний мир персонажей и их отношения к окружающему миру.

6.  Опыт исследования. Какую роль играет в рассказе «Старуха Изергиль» портрет? Как в описаниях портретов главных героев проявляется авторская позиция?

Портреты героев помогают раскрыть их внутренний мир и моральные качества. Через описание внешности персонажей автор передаёт их характер и отношение к жизни.

7.  Какую роль в рассказе «Старуха Изергиль» играет приём антитезы? Приведите примеры. Кто кому и что чему противопоставляется в рассказе?

Антитеза используется для противопоставления различных мировоззрений и типов личности:

Ларра — эгоизм и одиночество.

Данко — самопожертвование и любовь к людям.

8.  Внеклассное чтение. Прочитайте самостоятельно «Песню о Соколе» или «Песню о Буревестнике» М. Горького. В чём своеобразие ритмической организации и поэтического синтаксиса этих произведений?

Обе поэмы написаны в романтическом стиле с использованием ярких образов и эмоционально насыщенного языка. Ритм и синтаксис подчёркивают динамичность и страстность героев, их стремление к свободе и идеалам.

Страница 229-231

Вопросы и задания

К действию первому:

1.  Проанализируйте список действующих лиц и ремарку к первому действию пьесы «На дне». Вы ещё не прочитали (не посмотрели) пьесу. Какие события, конфликты могут ждать её читателей (зрителей)?

В первом действии пьесы Горького «На дне» представлены обитатели ночлежного дома, каждый из которых имеет свою трагическую историю. Конфликты между персонажами, такие как ссоры, ревность и недовольство, создают напряжённую атмосферу, предвещая дальнейшие драматические события.

2.  Точка зрения. Перечитайте начало первого действия. Можно ли говорить об ожидании или предчувствии какого-то конфликта? Как вы оцените свои первые впечатления от персонажей пьесы и их диалогов?

Да, в начале первого действия ощущается напряжение и предчувствие конфликта. Диалоги персонажей, их взаимодействия и напряжённая атмосфера ночлежки создают ощущение надвигающейся трагедии.

3.  Что мы узнали о хозяевах ночлежки и о каждом из её обитателей? Какую информацию получили об их прошлом и настоящем? Чем они занимаются? Кто из ночлежников работает?

В первом действии мы знакомимся с хозяевами ночлежки, Михаилом Костылёвым и его женой Василисой, а также с другими обитателями, такими как Васька Пепел, Клещ, Настя и другие. Каждый из них имеет свою историю, мечты и разочарования, что придаёт пьесе глубину и многогранность.

4.  Как вы думаете, почему в первом действии фактически отсутствуют развёрнутые монологи персонажей? С чем это может быть связано?

Отсутствие развёрнутых монологов в первом действии может быть связано с особенностями жанра пьесы и стремлением автора показать жизнь обитателей ночлежки через их повседневные диалоги и взаимодействия, а не через длинные размышления.

5.  Обратите внимание на заключительную сцену первого действия (после известия о том, что «Василиса Наташку... убивает»). Какие реплики Луки и Анны свидетельствуют о том, что ярко выраженный семейный конфликт меньше всего интересует автора?

Реплики Луки и Анны, направленные на утешение и поддержку других персонажей, показывают, что их внимание сосредоточено на помощи и понимании, а не на собственных семейных проблемах. Это подчеркивает гуманистическую направленность пьесы.

К действию второму:

1.  Какие советы даёт Лука ночлежникам, чтобы как-то поддержать их, помочь обрести веру? С какой целью автор включает в это действие реплики персонажей о Боге и о вере?

Лука, странник и мудрый старец, даёт ночлежникам советы, направленные на поддержание их духа и веры в лучшее. Он рассказывает им истории о праведной земле и других утешительных рассказах, чтобы дать им надежду и смысл в их тяжёлой жизни. Цель автора в включении этих реплик — показать, как вера и надежда могут быть необходимыми для выживания в условиях безысходности.

2.  Точка зрения. Как вы прокомментируете ответ Луки Ваське Пеплу: «Коли веришь, — есть; не веришь, — нет... Во что веришь, то и есть...»?

Ответ Луки Ваське Пеплу: «Коли веришь, — есть; не веришь, — нет... Во что веришь, то и есть...» — подчёркивает субъективность восприятия реальности. Лука утверждает, что вера человека определяет его мир, и если человек верит в нечто хорошее, то это для него существует, независимо от объективной реальности.

3.  Какую художественную функцию выполняют диалоги персонажей о живых и мёртвых, спровоцированные смертью Анны? Докажите, что во втором действии в полную силу заявляет о себе не только бытовой конфликт (после разговора Василисы и Васьки Пепла), но и начинается философский спор о правде и человеке.

Смерть Анны становится поводом для обсуждения жизни и смерти, а также правды и лжи. Персонажи спорят о том, что происходит после смерти, и о том, что является истиной. Этот философский спор выходит за рамки бытового конфликта и затрагивает глубокие вопросы о человеческой сущности и смысле жизни.

4.  Подготовьте речевую характеристику Актёра, которому принадлежат самые развёрнутые высказывания в этом действии. Как герой характеризует сам себя? Как построены его высказывания? Почему в его монологах так много незавершённых фраз и многоточий?

Актёр — бывший театральный актёр, ныне алкоголик, около 40 лет. Он мечтает вернуться на сцену и избавиться от зависимости. В его речи много незавершённых фраз и многоточий, что отражает его внутреннюю неуверенность и потерянность. Его монологи полны эмоций, но часто прерываются, что символизирует его борьбу с собой и окружающим миром.

5.  Какой скрытый смысл приобретает последняя реплика Сатина («Мертвецы — не слышат!..»), за которой совсем не случайно следует ремарка: «В двери является Лука»?

Последняя реплика Сатина: «Мертвецы — не слышат!..», произнесённая перед появлением Луки, подчёркивает, что смерть не является концом для человека. Сатин, возможно, намекает на то, что даже после смерти человек остаётся в памяти живых, и его влияние продолжается. Появление Луки сразу после этой реплики может символизировать приход надежды и утешения для обитателей ночлежки.

К действию третьему:

1.  Перечитайте ремарку, открывающую третье действие пьесы. Перед нами уже не интерьер, а фрагмент картины, изображающей городской пейзаж. Что необычного в этой картине? Какие цвета в ней преобладают? С какой целью специально отмечается, например, то, что брандмауэр «закрывает небо» и что на дворе «ранняя весна»?

В начале третьего действия пьесы Горького «На дне» представлена сцена на пустыре, который окружён высоким кирпичным брандмауэром, кустами бузины и старой постройкой. Брандмауэр «закрывает небо», что символизирует ограниченность и замкнутость мира обитателей ночлежки. «Ранняя весна» указывает на переходный период, когда природа ещё не пробудилась, отражая состояние персонажей, находящихся в ожидании изменений. Преобладающие цвета — серый, красноватый и чёрный — подчёркивают мрачную атмосферу и безысходность их положения.

2.  Перечитайте монологи Насти о настоящей любви. Какую роль играют её истории в развитии философского конфликта? Чем монологи Насти напоминают вам монологи Актёра?

Монологи Насти о настоящей любви играют важную роль в развитии философского конфликта пьесы. Её рассказы о любви, наполненные идеализмом и мечтательностью, контрастируют с реализмом и цинизмом других персонажей. Эти монологи напоминают высказывания Актёра, который также стремится к возвышенному, но сталкивается с жестокой реальностью. Оба персонажа ищут смысл и утешение в идеях, которые не соответствуют действительности их окружения.

3.  Сопоставьте две истории, рассказанные Лукой (про воров на даче и про праведную землю). Какую реакцию они вызвали у ночлежников? Как вы прокомментируете их финалы?

Лука рассказывает две истории: одну о ворах на даче, другую о праведной земле. Первая история вызывает у ночлежников смех и недоверие, вторая — глубокие размышления и надежду. Финалы этих историй контрастируют: в первой — разоблачение обмана, во второй — утешение и вера в лучшее. Эти истории подчёркивают различие между реальностью и мечтой, истиной и ложью, а также роль веры в жизни человека.

4.  Точка зрения. «Добрый», «ласковый» и «мягкий» (по оценкам других персонажей) Лука ни о ком из ночлежников не говорит резко, оскорбительно. Как вы прокомментируете реплику Луки — характеристику Василисы: «Ах, баба... гадюка ядовитая...»?

Реплика Луки о Василисе: «Ах, баба... гадюка ядовитая...» — является редким примером резкой характеристики со стороны Луки. Это может свидетельствовать о глубоком разочаровании Луки в людях и о том, что даже он, несмотря на свою доброту не может не заметить пороки окружающих.

5.  Творческое прочтение. Подготовьте режиссёрский комментарий к финалу третьего действия (начиная с ремарки «В квартире Костылёвых — шум, возня...»). Как характеризуют персонажей их действия и реплики? Какие ключевые слова вы бы выделили в этом эпизоде? На какие ремарки следует обратить особое внимание? Как вы отметите в построении мизансцены уход (или исчезновение) Луки, который больше не появится на сцене?

В финале третьего действия, начиная с ремарки «В квартире Костылёвых — шум, возня...», происходит кульминация конфликта. Персонажи, поглощённые своими страстями и желаниями, теряют всякую моральную ориентацию. Ключевые слова в этом эпизоде — «шум», «возня», «крики» — подчёркивают хаос и разрушение. Ремарки, описывающие действия персонажей, такие как «Клещ хватает за волосы», «Настя рыдает», «Василиса кричит», создают динамичную и напряжённую атмосферу. Уход Луки в этот момент символизирует его разочарование и отказ от вмешательства в этот мир. В мизансцене можно подчеркнуть его уход через затемнение сцены или его постепенное исчезновение из поля зрения, что будет символизировать уход надежды и утешения.

К действию четвёртому:

1.  В четвёртом действии повторяются декорации первого действия. Что в первой ремарке напоминает нам о начале пьесы? Что изменилось в описании ночлежки, в поведении и высказываниях ночлежников?

В четвёртом действии пьесы Горького «На дне» ремарка, открывающая сцену, напоминает описание первого действия, но с некоторыми изменениями. Ночлежка всё та же — подвал с тяжёлыми каменными потолками и грязной мебелью, но теперь атмосфера более напряжённая и угрюмая. Персонажи стали более замкнутыми и отчужденными, их поведение и высказывания отражают углубившуюся безысходность и отчаяние.

2.  Какую роль играют в пьесе монологи Сатина в четвёртом действии? Какие противоречия вы можете отметить в этих монологах? С какой целью Сатин в финале первого монолога, говоря об уважении к детям, повторяет выражения и интонации Луки? Как может повлиять на нашу оценку речей Сатина тот факт, что он произносит их в состоянии алкогольного опьянения?

Монологи Сатина в четвёртом действии играют ключевую роль в развитии философского конфликта пьесы. Он утверждает, что «человек — это звучит гордо», проповедуя идею гордости и независимости. Однако в его речах присутствуют противоречия: с одной стороны, он призывает к честности и прямоте, с другой — оправдывает ложь как средство выживания. В финале первого монолога Сатин повторяет выражения и интонации Луки, что может свидетельствовать о его внутреннем конфликте и поиске смысла в учении странника. Произнесённые в состоянии алкогольного опьянения, эти речи могут восприниматься как эмоционально окрашенные и не всегда рациональные.

3.  Какие события происходят в четвёртом действии? Вносят ли эти события какие-то изменения в жизнь обитателей ночлежки? Прокомментируйте ремарку «Входит Зоб; потом — до конца акта — ещё несколько фигур мужчин и женщин. Они раздеваются, укладываются на нары, ворчат».

В четвёртом действии происходят важные события, такие как смерть Актёра, арест Костылёва и Василисы, а также исчезновение Луки. Эти события становятся катализатором изменений в жизни обитателей ночлежки. Некоторые из них начинают осознавать свою беспомощность и безысходность, другие — стремятся к переменам. Ремарка «Входит Зоб; потом — до конца акта — ещё несколько фигур мужчин и женщин. Они раздеваются, укладываются на нары, ворчат» подчёркивает возвращение к прежнему состоянию — к рутине и отчаянию.

4.  Опыт исследования. Проанализируйте ремарки в этом действии. Какие из них чаще всего повторяются? Как это характеризует персонажей? Как проявляется здесь авторская позиция?

В четвёртом действии часто повторяются ремарки, описывающие действия персонажей: «раздеваются», «укладываются на нары», «ворчат». Эти повторения подчёркивают цикличность и неизбежность их существования. Персонажи продолжают жить по инерции, не внося изменений в свою жизнь. Авторская позиция проявляется в этих ремарках как выражение пессимизма и безысходности, подчёркивающее невозможность выхода из замкнутого круга.

Ко всему тексту пьесы:

1.  Охарактеризуйте проблематику пьесы М. Горького «На дне». Какие проблемы, на ваш взгляд, занимают в ней особое место: социальные, философские, политические, нравственные или психологические?

Пьеса «На дне» охватывает широкий спектр проблем:

Социальные: изображение жизни обитателей ночлежки, их бедности и безысходности.

Философские: споры о правде и лжи, о смысле жизни и человеческой судьбе.

Нравственные: вопросы морали, совести и человеческого достоинства.

Психологические: исследование внутреннего мира персонажей, их страхов, надежд и разочарований.

Центральной темой является столкновение правды и лжи, реальности и иллюзий, что отражает глубокий философский конфликт.

2.  В чём особенности конфликта в пьесе М. Горького «На дне»? Можно ли определить стадии его зарождения, развитие действия, кульминацию и развязку? Есть ли здесь действие в привычном понимании этого слова?

Конфликт в пьесе многослоен:

Зарождение: появление Луки в ночлежке, который приносит новые идеи и взгляды.

Развитие: споры между персонажами о правде, лжи и смысле жизни.

Кульминация: смерть Актёра, которая становится символом трагической судьбы обитателей ночлежки.

Развязка: уход Луки, оставляющий персонажей с их внутренними конфликтами и без ответов.

Действие пьесы статично, происходит в одном месте, что подчеркивает замкнутость и безысходность положения героев.

3.  Точка зрения. Каково соотношение бытового (семейного) и философского конфликтов в пьесе «На дне»? Насколько обоснованно, на ваш взгляд, стремление современных исследователей рассматривать горьковскую пьесу как философскую драму? Почему после развязки бытового конфликта (убийства хозяина ночлежки Костылёва) пьеса не заканчивается?

Бытовой конфликт (например, отношения между Костылёвым и Василисой) служит фоном для более глубоких философских споров о правде, лжи и смысле жизни. Современные исследователи рассматривают пьесу как философскую драму, поскольку она затрагивает универсальные вопросы человеческого существования. 

4.  Можно ли говорить о наличии в пьесе «На дне» настоящей любовной интриги (любовного конфликта)? Какое место занимают в жизни персонажей пьесы любовь, семья, дети?

В пьесе нет традиционной любовной интриги. Персонажи, такие как Настя, мечтают о любви, но их представления о ней далеки от реальности. Любовь, семья и дети занимают в их жизни второстепенное место, уступая место выживанию и внутренним переживаниям.

5.  Перечислите основные средства создания образа Луки. Какие есть осно вания для распространённого мнения о том, что у этого персонажа вовсе не однозначное «говорящее» имя (от имени евангелиста Луки и от «лукавого»)? Какие человеческие противоречия раскрыты в этом характере?

Лука — сложный и многозначный персонаж. Его имя может ассоциироваться как с евангелистом, так и с «лукавым» (обманщиком). Он приносит утешение обитателям ночлежки, но его ложь вызывает вопросы о морали и истине. Лука олицетворяет идею сострадания, но и ставит под сомнение ценность правды.

6.  Опыт исследования. Какую позицию в споре о правде и лжи занимают основные персонажи пьесы «На дне» (Лука, Сатин, Бубнов, Барон и др.)? Выпишите и соотнесите их реплики. Оформите итоги своей работы в виде таблицы. Кто из ночлежников свою позицию на этот счёт не высказывал? Сделайте выводы.

Персонаж    Позиция
Лука    Ложь как средство утешения
Сатин    Правда как сила, но не всегда применимая
Бубнов    Скептицизм, цинизм
Барон    Иллюзии о прошлом, утопические мечты

7.  Какие песни поют и какие стихи читают персонажи пьесы «На дне»? Определите художественную функцию цитируемых в пьесе строк из стихотворения французского поэта П.-Ж. Беранже «Безумцы»?

Персонажи поют песни, такие как «Песенка о буревестнике», и читают стихи, например, произведения Беранже. Цитаты из стихотворения французского поэта П.-Ж. Беранже «Безумцы» служат художественным фоном, подчеркивая тему безысходности и абсурдности жизни героев.

8.  Точка зрения. Познакомьтесь с историей создания пьесы «На дне». Как вы думаете, почему автор отказался от первоначальных вариантов названия: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни»?

Пьеса была написана в конце 1901 — начале 1902 года. Отказ от первоначальных названий, таких как «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни», может свидетельствовать о стремлении автора подчеркнуть универсальность и глубину затрагиваемых тем.

9.  Точка зрения. В чём смысл финала пьесы «На дне»? Как вы прокомментируете последнюю фразу Сатина и ремарку «негромко»?

Финал пьесы оставляет открытым вопрос о возможности спасения и изменения судьбы. Последняя фраза Сатина и ремарка «негромко» подчеркивают трагизм ситуации и неизбежность человеческой участи.

10.  Творческое прочтение. Подготовьте выразительное чтение одного из монологов Луки или Сатина.

Индивидуальные задания

1.  Творческое прочтение.

 Напишите небольшой рассказ об одном из персонажей пьесы М. Горького «На дне», его прошлом, настоящем и возможном будущем.

Настя родилась в семье, где любовь была лишь словом, а не действием. Её детство прошло в обстановке равнодушия и безразличия, что сформировало в ней стремление к настоящим чувствам. В поисках любви она оказалась в ночлежке, среди людей, которые, как и она, искали утешения. Настя верила в возможность настоящей любви, несмотря на окружающую жестокость. Её мечты о любви, семье и детях были её светом в тёмном мире.

2.  Опыт исследования. В литературоведении давно была отмечена афористичность произведений М. Горького как характерная черта стиля писателя. Составьте небольшой сборник горьковских афоризмов. Распределите их по темам или по периодам творчества писателя. В чём своеобразие этих афоризмов?

В пьесе Максима Горького «На дне» встречаются следующие афоризмы:

«Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!»

«Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!»

«Человек — всё может… лишь бы захотел…»

«Шум смерти не помеха.»

«Снаружи, как себя ни раскрашивай — всё сотрётся.»

«Все хотят порядка, да разума нехватка.»

3.  Вместе со старшими. Посмотрите недавно вышедший на экраны фильм «На дне» (режиссёр В. К. Котт). Обсудите его со своими родственниками или знакомыми. Какие актёрские работы показались вам особенно удачными? Как вы оцените замысел режиссёра перенести действие в наше время и представить вместо старца Луки совсем юного Луку?

Фильм В. К. Котта, перенесённый в современность, представляет новый взгляд на пьесу Горького. Молодой Лука, сыгранный молодым актёром, придаёт образу свежесть и актуальность. Актёрская игра, особенно в исполнении главных ролей, вызывает глубокие эмоции и заставляет задуматься о вечных вопросах человеческого существования.

4.  Вместе с товарищами. Подготовьте презентацию на тему «Герои и образы М. Горького в современном искусстве и средствах массовой информации».






ГДЗ по литературе 11 класс учебник Чертов, Трубина часть 1 Страница 203-240