1. Может ли ваш школьный учебник стать источником права?
Нет, школьный учебник не может стать источником права, так как не является юридически обязывающим документом. Источник права должен быть признан и санкционирован правовой системой.
2. Может ли естественное право стать источником позитивного права?
Естественное право может влиять на развитие позитивного права, но не может стать непосредственным источником позитивного права. Позитивное право создается человеческими институтами, тогда как естественное право рассматривается как вытекающее из универсальных принципов морали и справедливости.
3. Почему нормативные акты имеют разную силу?
Нормативные акты имеют разную юридическую силу в зависимости от их положения в иерархии правовых норм и уровня полномочий издавшего их учреждения.
4. Почему конституция находится на вершине иерархии нормативных актов?
Конституция находится на вершине иерархии правовых актов, поскольку устанавливает основные принципы и нормы правовой системы и служит основой для всех других правовых актов.
5. Может ли ваш класс выступить с законодательной инициативой?
Нет, класс не может предлагать законы, поскольку это является обязанностью выборных должностных лиц или государственных органов.
Вопросы и задания к документам
1. Какая идея объединяет все названные документы?
2. Назовите источник права, служащий для них основой.
3. Укажите среди названных документ, который не обладает юридической силой действующего (позитивного) права. Объясните почему.
Вопросы
1. Что в правоведении принято называть источником права? Дайте характеристику основных источников права. В чём состоят преимущества нормативного акта?
В юридических исследованиях «источник права» относится к происхождению или авторитету правовой нормы. К основным источникам права относятся конституционное право, статутное право, административное право и прецедентное право. Преимущество правовых актов состоит в том, что они содержат четкие и обязательные к исполнению правила и положения, которые могут разрешать споры.
2. На какие виды разделяются нормативные акты? Чем определяется юридическая сила нормативного акта?
Правовые акты можно разделить на первичные и подзаконные акты. Юридическая сила правового акта определяется его положением в иерархии правовых норм и уровнем полномочий издавшего его учреждения.
3. Охарактеризуйте иерархию законов Российской Федерации.
В Российской Федерации иерархия законов следующая: Конституция, федеральные законы, региональные законы, иные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты.
4. Разъясните смысл термина «предмет ведения». Какие законы принимаются по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения?
«Предмет ведения» относится к полномочиям правительства определенного уровня принимать законы по конкретному вопросу. В России законы по вопросам исключительного ведения принимаются федеральным правительством, а законы по вопросам совместного ведения — как федеральным, так и региональными органами власти.
5. Что такое подзаконный акт? Какова иерархия подзаконных актов?
Подзаконный акт – это правовой акт, изданный административным органом или другим незаконодательным органом и подчиненный основному законодательству. Иерархия подзаконных актов варьируется в зависимости от правовой системы, но обычно они подчиняются законам и постановлениям вышестоящих правовых актов.
6. Охарактеризуйте положение Конституции Российской Федерации в иерархии нормативных актов.
Конституция Российской Федерации стоит на вершине иерархии правовых актов и считается высшим законом страны. Все другие правовые акты должны соответствовать Конституции и не могут противоречить ее положениям.
7. Каковы основные задачи Конституции как главного источника права?
Основными задачами Конституции как основного источника права являются установление основных принципов и норм правовой системы, защита прав и свобод граждан, обеспечение основ функционирования государственных и правовых институтов.
8. Каковы основные этапы создания закона?
Основные этапы создания закона включают инициирование законопроекта, внесение законопроекта в законодательный орган, обсуждение и пересмотр законопроекта, голосование по законопроекту, подписание или наложение вето на законопроект.
Задания
1. Право судей (судебный прецедент) особенно распространено в Англии и США. В советское время у нас оно отрицалось вообще. Теперь признаётся, но распространено пока мало. Дайте ваши объяснения этим фактам.
2. В соотношении между источниками права, действующими в стране, как вы поняли, соблюдается строгая система соподчинения — субординация. Подумайте, почему она необходима. Какое значение субординация имеет для развития самого права, а также общественных отношений?
3. Вы познакомились с рядом источников права, которые относятся к группе основных. Подумайте, какой из этих источников обладает наибольшим динамизмом, способен быстрее других отреагировать на постоянно возникающие в нашей действительности новые ситуации. Почему?
4. В результате официального признания естественное право становится самостоятельным правовым источником, занимая высшее место в иерархии источников действующего в стране права. Приведите аргументы, которые смогут доказать ведущее положение естественного права.