1. Может ли бездействие стать правонарушением?
Бездействие может стать нарушением закона, если оно требуется по закону для совершения определенных действий, а их невыполнение является нарушением.
2. Сколько шагов отделяет проступок от преступления?
Не существует фиксированного количества шагов, отделяющих правонарушение от преступления, поскольку оно зависит от юридических определений и требований в конкретной юрисдикции.
Как защитить свои права?
Для защиты своих прав можно обратиться в суд, обратиться за юридическим представительством, подать жалобу в соответствующие органы или воспользоваться альтернативными механизмами разрешения споров.
Вопросы и задания к документу
1. В чём вы видите основной смысл текста?
2. В какие органы правовой защиты может обращаться гражданин?
Гражданин может обратиться в органы правовой защиты, такие как суды, омбудсмены, правозащитные организации или правоохранительные органы.
3. Назовите виды судебной защиты, доступные в наше время российскому гражданину.
К видам судебной защиты, доступной российским гражданам, относятся административное и судебное производство, подача жалоб и апелляций, представительство интересов адвоката.
4. При каких условиях гражданин может обращаться в межгосударственные органы защиты?
Гражданин может обратиться за защитой в международные органы в случаях нарушения его прав государством и исчерпания внутренних средств правовой защиты.
5. Сделайте вывод: о чём свидетельствует наличие различных видов судебной защиты, доступных для граждан России?
Наличие различных форм судебной защиты российских граждан свидетельствует о важности защиты прав граждан и признании необходимости надежной правовой системы.
Вопросы
1. Раскройте важнейшие признаки правоотношения.
К основным характеристикам правоотношения относятся права и обязанности участвующих сторон, наличие правовой основы правоотношения, возможность обеспечения прав и обязанностей законными средствами.
2. В чём особенности правонарушения?
К признакам правонарушения относятся совершение деяния, запрещенного законом, и наложение санкций за такие деяния.
3. Объясните различия между проступком и преступлением.
Проступок — это незначительное нарушение закона, а преступление — серьезное нарушение, которое наказывается лишением свободы или другими строгими санкциями.
4. Каковы главные черты юридической ответственности и её основные виды?
К основным признакам юридической ответственности относятся наложение штрафных санкций за нарушение закона, возможность привлечения физических или юридических лиц к ответственности за их действия и признание последствий таких действий.
5. Что представляет собой система судов нашей страны? В какой из судов обычно обращается основная масса граждан?
Судебная система в нашей стране состоит из судов различных уровней, включая местные, региональные и федеральные суды. Большинство граждан обычно обращаются в местные суды.
6. Объясните, в чём состоит основная цель деятельности судебной системы.
Основной целью судебной системы является обеспечение соблюдения закона, разрешение споров и обеспечение беспристрастного и справедливого отправления правосудия.
7. Охарактеризуйте важнейшие этапы развития права в современной России.
Ключевыми этапами развития права в современной России являются принятие конституции, создание правовых основ защиты прав человека, совершенствование судебной системы.
Задания
1. Один из основоположников криминологии (науки о причинах преступности и способах борьбы с нею) Чезаре Ломброзо в 1876 г. опубликовал книгу «Преступный человек», в которой утверждал, что существуют прирождённые преступники. Он даже описывал специфические черты внешности преступного человека: низкий лоб, большие оттопыренные уши, массивная нижняя челюсть, косоглазие и др. Можно ли считать рассуждения о биологической обусловленности преступлений опасными, или, напротив, они являются серьёзным предупреждением для криминалистов, проявлением гуманной заботы о гражданах и правопорядке?
2. В своих исследованиях правоведы называют множество раз-личных причин правонарушений, которые типичны для современного российского общества. В их числе: поляризация социальных интересов, низкий уровень материальной жизни населения, кризис власти, различные виды отклоняющегося поведения, несовершенство законов, низкий уровень правовой культуры граждан, недостаточно эффективная работа правоохранительных органов, кризис морали и др. Причины взаимосвязаны. И всё же какие из них можно отнести к причинам личностного характера, а какие — общественного? Какие ещё причины можно указать?
3. Когда государство привлекает правонарушителя к юридической ответственности, оно преследует несколько целей. Обычно подчёркивается, что целью юридической ответственности является стремление покарать правонарушителя. Отмечается и необходимость его перевоспитать. Кроме того, юридическая ответственность налагается не только с карательной целью, но и в назидание. Подумайте, какова ещё одна важнейшая цель юридической ответственности.
4. В тексте Конституции РФ прочтите и проанализируйте статьи 118, 125—127.
А) Объясните, каким путём (посредством чего) осуществляется судебная власть в РФ.
Б) Составьте схему «Судебная система РФ».
Ответьте на вопросы:
1) Какой из судов осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции?
Судом, осуществляющим надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, является Верховный суд.
2) Какие дела рассматриваются Верховным Судом РФ и какие — Высшим Арбитражным Судом РФ?
Верховный Суд РФ рассматривает дела об административных правонарушениях, дела о выделении и использовании земель, дела о налогах и сборах, дела об исках в области защиты прав потребителей, а также некоторые другие категории дел. Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает дела в коммерческой сфере, в том числе дела о банкротстве, дела об установлении фактов, имеющих значение для товарищества по уставу, дела о взыскании долгов, а также дела об исках, связанных с договорами.
3) Какой из судов осуществляет проверку по жалобам на нарушения прав и конституционных свобод граждан?
Проверку по жалобам на нарушения прав и конституционных свобод граждан осуществляет Верховный Суд РФ.