Страница 324
Для индивидуальной работы
Прочитайте рассказ «Студент». Какие впечатления он вызвал у вас?
Рассказ "Студент" Антона Чехова представляет собой глубокое литературное произведение, которое заставляет читателя задуматься о многих аспектах жизни. Он начинается с описания природы и атмосферы окружающего мира, создавая образ холодного и мрачного вечера. Эта атмосфера наполняет рассказ тонкими оттенками меланхолии и одиночества, придающими произведению особую глубину и эмоциональную насыщенность. Внутренний мир студента, его внутренние раздумья и переживания, вызывают сопереживание у читателя и заставляют задуматься о важных вопросах смысла жизни, веры и человеческой природы.
1. Понятны ли вам чувства персонажей, переживающих заново евангельские события?
В рассказе ясно чувствуются переживания персонажей, отражающиеся в их поведении и диалогах. Студент переживает внутреннюю борьбу и сомнения, а также мучительную тоску по поводу событий, о которых он слышит от Василисы. Василиса вспоминает историю Петра с глубоким чувством и трогательной грустью, что позволяет читателю лучше понять ее внутренний мир и переживания. Лукерья же испытывает смущение и даже стыд перед студентом, что также передается читателю через их взаимодействие.
2. Как соотносятся события душевной жизни студента и пасхальный мотив Воскресения Христова?
В рассказе события душевной жизни студента тесно переплетены с пасхальным мотивом Воскресения Христова. Студент видит в событиях прошлого символ вечного возрождения и надежды, что отражает основные темы пасхальной символики. Он ощущает связь между прошлыми и настоящими событиями, видя в них своего рода параллели и символы вечной борьбы за смысл жизни и веру в будущее.
3. Проследите, как меняется пейзаж в рассказе, оцените его художественную функцию.
Пейзаж в рассказе меняется вместе с эмоциональным состоянием персонажей, отражая их внутреннюю борьбу и переживания. Начиная с описания мрачного и холодного вечера, автор постепенно переносит читателя во внутренний мир студента, где пейзаж становится символичным отражением его эмоций и внутренних переживаний.
4. Как вы думаете, почему студента больше всего волнует история отречения Петра? Почему он настойчиво подчёркивает сходство тогдашнего и теперешнего состояния мира?
Студента волнует история отречения Петра, потому что она символизирует человеческую слабость и предательство, темы, близкие ему по своему личному опыту и наблюдениям. Он настойчиво подчеркивает сходство событий разных времен, чтобы показать их вечную актуальность и вечный поиск смысла в жизни. Воспоминания о прошлом Петре вызывают у студента глубокие размышления о человеческой природе и смысле жизни, что становится центральной темой рассказа.
5. Какие переклички с творчеством Достоевского можно подметить в рассказе «Студент»? Случайны ли они?
В рассказе "Студент" прослеживаются параллели с творчеством Достоевского, особенно в мотивах внутренней борьбы, морального выбора и религиозного кризиса. Эти параллели не случайны, а свидетельствуют о влиянии идей и тем на русскую литературу того времени. Чехов, подобно Достоевскому, занимается изучением человеческой души, ее внутренних конфликтов и поиска смысла жизни.
Страница 331
1. Как в поведении и словах Беликова проявляется его «футлярное» сознание?
В поведении и словах Беликова проявляется его "футлярное" сознание через его стремление соответствовать неким общественным нормам и ожиданиям. Он реагирует с шоком на нестандартное поведение других, например, когда видит учителей или женщин, ездящих на велосипедах, считая это неприличным. Его стремление к поддержанию социальных стереотипов и ожиданий делает его чувствительным к любым проявлениям неприятности или несоответствия этим нормам.
2. Какую роль в рассказе «Человек в футляре» играет юмор?
Юмор в рассказе играет роль того самого "горького смеха", который заставляет читателя задуматься над общественными явлениями и нормами. Он помогает выявить абсурдность и бессмысленность определенных ситуаций, а также проникновенно показать некоторые социальные проблемы, такие как лицемерие и безразличие к чужому страданию.
3. Почему ничтожному Беликову удаётся держать в страхе весь город?
Ничтожный Беликов держит в страхе весь город благодаря своей способности стать объектом насмешек и карикатур, что для него самого является ужасной угрозой. Его озабоченность тем, как его воспримет общество, заставляет окружающих бояться оказаться в его положении, что может негативно сказаться на их социальной репутации.
4. Перескажите историю любви Беликова к Вареньке Коваленко.
История любви Беликова к Вареньке Коваленко не имеет счастливого конца. Она отличается от типичных романтических историй иллюзиями и разочарованием. Беликов не смог реализовать свои чувства из-за своего низкого социального статуса и неудачного социального взаимодействия.
Как вы считаете, возможны ли подобные чувства в «футлярном» герое?
В "футлярном" герое возможны подобные чувства, но они часто подавляются общественными ожиданиями и социальными стереотипами. Беликов страдает от этого, не смея открыто выражать свои чувства и искренность из-за страха быть осмеянным и отвергнутым.
5. Сопоставьте историю Беликова и рассказ об Угрюм-Бурчееве в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина. Чем объясняются переклички между этими образами?
Образы Беликова и Угрюм-Бурчеева объединяются общими чертами "футлярного" сознания и неспособностью реализовать себя в соответствии с собственными желаниями из-за общественных ограничений. Оба героя страдают от невозможности выразить свою индивидуальность и проживать жизнь, соответствующую их истинным желаниям, из-за социального давления и стереотипов.
Страница 333
1. Выполните комплексный анализ рассказа «Ионыч». Проследите, как азнообразно Чехов использует художественные средства (деталь, портрет, внутреннюю речь героя и др.), для того чтобы передать постепенность духовной деградации СтарцеваИоныча.
Чехов в рассказе "Ионыч" мастерски использует различные художественные средства для того, чтобы показать постепенное угасание духовных качеств у главного героя, Старцева Ионыча. Он начинает рассказ с описания ситуации, когда Ионыч ещё полон сил и энергии, активно участвует в жизни, не утомляется от долгих прогулок и работы. Но по мере того, как рассказ продвигается, мы видим, как его физическое состояние изменяется: он становится полнее, одышливым, его характер становится раздражительным и тяжелым.
Чехов использует портретирование героя и его окружения, чтобы подчеркнуть эти изменения. Вначале мы видим активного, энергичного Ионыча, который полон жизни и энтузиазма. Но по мере того, как время идет, мы видим его превращение в человека, чья жизнь становится монотонной и скучной, чей облик и характер меняются не в лучшую сторону.
Внутренняя речь героя также играет важную роль в передаче его эволюции. Мы видим, как его мысли и чувства меняются со временем, от его волнения и страсти к жизни до равнодушия и отчаяния.
2. Как вы оцениваете жизненный путь Катерины Ивановны Туркиной?
Катерина Ивановна Туркина, изображенная в рассказе "Ионыч", имеет интересный, но в конечном итоге печальный жизненный путь. Изначально она представлена как талантливая и образованная молодая дама, единственный ребенок в обеспеченной семье. Ее амбиции простираются за пределы обыденной жизни провинциального города - она мечтает о славе и успехе как артистка.
Но жизнь не оправдывает ее ожидания. Встреча с Старцевым, несмотря на его преданность и чувства, оборачивается для нее неудачей. Ее решение вернуться в родной город после нескольких лет отсутствия свидетельствует о ее разочаровании и, возможно, о признании того, что ее мечты оказались недостижимыми.
Возвращение Катерины Ивановны в родной город не приносит ей счастья. Ее жизнь становится монотонной и лишенной радости. Она проводит большую часть времени за роялем, но ее игра, по всей видимости, не достигает высокого уровня, который она надеялась достичь. Ее дни проходят без существенных изменений, и, похоже, она остается не женщиной, которую она хотела быть.
3. Способна ли эта героиня к душевному росту, возрождению?
Да, описание эволюции Катерины Ивановны в рассказе "Ионыч" действительно подчеркивает ее постепенное разочарование и утрату веры в себя. Ее возвращение в родной город после неудачного периода в Москве свидетельствует о ее поражении и потере иллюзий.
Изначально Катерина Ивановна представляется как энергичная и амбициозная молодая женщина, с большими мечтами и амбициями. Она стремится к успеху в мире искусства, но жизненные обстоятельства и, возможно, ее собственные недостатки приводят к тому, что ее мечты оказываются недостижимыми.
Ее возвращение в родной город не приносит ей новых перспектив или возможностей для развития. Вместо этого, мы видим, что она потеряла свою прежнюю свежесть и уверенность в себе. Это может свидетельствовать о том, что она не способна к душевному росту или возрождению в текущих обстоятельствах.
4. В чём Чехов видит причины духовного омертвения, захватывающего неплохих людей?
Чехов видит причины духовного омертвения у своих героев в нескольких аспектах, которые он прорисовывает в рассказе "Ионыч". Во-первых, это невысокие духовные запросы героев. Туркины, хоть и обладают определенными талантами, живут в мире собственных иллюзий, где их таланты не подвергаются критической оценке и не развиваются. Вместо этого, их окружение поддерживает их в убеждении в собственной значимости, что приводит к стагнации и отсутствию духовного роста.
Во-вторых, Чехов обращает внимание на влияние обывательских ценностей и культурного состояния окружающих на героев. Старцев, изначально стремившийся быть полезным и активно работающий, постепенно подвергается влиянию окружающей среды, где ценятся поверхностные аспекты культуры, а не истинные ценности. Это приводит к тому, что он начинает ценить шумные, но "культурные" звуки игры на рояле Котика, вместо того чтобы стремиться к чему-то более значимому и глубокому.
5. В чём Чехов продолжает гоголевскую тему «мёртвых душ»? Какое новое звучание ей придаёт?
Чехов продолжает гоголевскую тему "мёртвых душ", обращаясь к омертвевшим душой героям в своем рассказе "Ионыч". В "Мёртвых душах" Гоголь изображает живых людей, которые, хотя и не умерли физически, но утратили свою душевную сущность и моральные ориентиры. Это выражается в жадности, бездушии и инфантильности героев, таких как помещики и Чичиков.
Чехов продолжает эту тему, изображая героев, которые также омертвевши душой. В его рассказе члены семьи Туркиных и заглавный герой, Ионыч, страдают от подобного омертвения души. Туркины, несмотря на свои таланты и образование, живут в мире иллюзий, где их способности не подвергаются критике, а стагнация и бесцельность становятся их реальностью. Ионыч, сначала энергичный и работоспособный врач, постепенно теряет свою жизненность и страсть к работе, становясь символом пустоты и безразличия.
Но Чехов придает этой теме новое звучание, фокусируясь не только на условиях и привычках, но и на процессе омертвления и деградации души. Он показывает, как персонажи, такие как Котик и Ионыч, изначально обладающие потенциалом и амбициями, постепенно теряют веру в себя и свои способности из-за разочарований и недостатка поддержки. Этот подход Чехова делает его интерпретацию "мёртвых душ" более интимной и психологически глубокой, а также более актуальной для читателей, отражая нюансы и сложности человеческой души.
Страница 338-339
1. Подготовьте рассуждение о нравственных итогах повести «Дама с собачкой». Постарайтесь объяснить, почему для главных героев обретение любви оказывается одновременно и духовным возрождением, и житейским тупиком.
Да, герои "Дамы с собачкой" оказываются в сложном моральном и эмоциональном положении, где обретение истинной любви становится как духовным возрождением, так и житейским тупиком.
Истинная любовь для Гурова и Анны Сергеевны становится катализатором внутреннего преобразования. Встреча в Ялте, казавшаяся просто приключением, трансформируется в настоящую привязанность и взаимное понимание, когда они осознают свои чувства друг к другу после разлуки. Этот опыт заставляет их переоценить свои ценности, по-новому взглянуть на себя и окружающий мир, обогатить свою душевную жизнь.
Однако, они оказываются в ловушке своих обстоятельств. Оба женаты и не могут радикально изменить свою жизнь, даже если они хотят этого. Их любовь приводит к внутреннему конфликту и моральным дилеммам, так как они чувствуют себя связанными семейными обязательствами и обязанностями перед окружающими.
Этот противоречивый опыт их приводит к осознанию их собственной уязвимости и слабостей. Они сталкиваются с болезненной реальностью своего положения и понимают, что не могут просто так оставить свои семьи и начать новую жизнь вместе. Это приводит к чувству безысходности и разочарования, когда они осознают, что их счастье недостижимо без разрушения жизней других людей.
2. Что сближает героев повести «Дама с собачкой» с персонажами рассказа «О любви»? Можно ли считать, что в обоих произведениях варьируется одна и та же идея?
Оба произведения, повесть "Дама с собачкой" и рассказ "О любви", демонстрируют сходные темы и мотивы, что придает им определенное сближение.
Первое, что их объединяет, это тема запретной любви. В обеих историях главные герои — Гуров и Анна, Алёхин и Анна Алексеевна — находятся в браке или в других формальных отношениях, что делает их любовь неприемлемой с моральной точки зрения. Это создает внутреннее напряжение и конфликт между чувствами и обстоятельствами.
Второй аспект, который их объединяет, это нерешительность героев. Оба Гуров и Алёхин испытывают внутренние колебания и сомнения относительно своих чувств и действий. Они понимают, что их любовь неприемлема с точки зрения общества и морали, что заставляет их колебаться в своих намерениях и принимать нерешительные решения.
Третий аспект, который можно выделить, это внутренний монолог героев, их размышления о природе своих чувств и возможных последствиях. Оба рассказа предоставляют читателю внутренний мир героев, их сомнения, страхи и надежды, что придает историям глубину и эмоциональную напряженность.
Можно считать, что в обоих произведениях варьируется одна и та же идея — идея запретной любви и ее влияния на человеческую психологию. Оба Чеховских текста исследуют сложные эмоциональные и моральные аспекты запретных отношений и показывают, как они могут повлиять на жизнь и самопонимание героев.
3. Подготовьте сообщение о фильме «Дама с собачкой» (1960. Режиссёр И. Хейфиц). Согласны ли вы с утвердившимся мнением об этой картине как одной из лучших экранизаций прозы Чехова? Объясните свою точку зрения.
Язык литературы
1. Из прочитанных вами рассказов А. П. Чехова выберите примеры различных типов речи (описания, повествования, рассуждения). Укажите признаки типа речи в каждом фрагменте.
2. Проведите исследование рассказа «Человек в футляре». Покажите, какой художественный эффект достигается сочетанием повествования, описания и рассуждения в этом тексте.
Литературоведческий практикум
ПРОЗА А. П. ЧЕХОВА
1. Перечитайте рассказы и повести А. П. Чехова (учитывая рекомендации учителя и по собственному выбору)
2. На какие периоды можно разделить творчество писателя? Охарактеризуйте особенности каждого периода. Назовите наиболее яркие произведения, созданные в это время.
Творчество Антона Павловича Чехова можно условно разделить на несколько периодов, каждый из которых характеризуется определенными особенностями:
Ранний период (середина 1870-х - конец 1880-х годов): В этот период Чехов начинал свою литературную деятельность, и его стиль еще не сформировался полностью. Основные темы в ранних произведениях - повседневная жизнь, приключения, юмор. Произведения этого периода часто характеризуются легкостью, остротой наблюдения и юмором. Наиболее яркие произведения: "Степь", "Мальчишки", "Скучная история". Период зрелого мастерства (конец 1880-х - начало 1890-х годов): Чехов углубляется в изучение психологии персонажей, обращается к более серьезным темам. Произведения этого периода чаще всего характеризуются глубоким психологическим анализом, острым социальным контекстом. Чехов начинает активно экспериментировать с формой и стилем повествования. Наиболее яркие произведения: "Душечка", "Тоска", "Скучная история", "Каштанка". Период великих рассказов (середина 1890-х - начало 1900-х годов): В этот период Чехов создает некоторые из своих самых известных и влиятельных произведений. Его рассказы становятся более компактными, яркими и глубокими, с каждым словом наполненными значением. Основные темы этого периода - одиночество, разочарование, мимолетность жизни. Наиболее яркие произведения: "Душечка", "Дама с собачкой", "Анна на шее", "Каштанка", "Черный монах". Завершающий период (начало 1900-х годов): В последние годы своей жизни Чехов обращается к более философским и философическим темам. Его произведения становятся более сдержанными и меланхоличными, отражая его собственное отношение к жизни и смерти. Наиболее яркие произведения: "Дядя Ваня", "Три сестры", "Вишневый сад".
3. Проанализируйте одно из прочитанных самостоятельно произведений (рассказ или повесть). Обратите внимание на мастерство Чехова-рассказчика. Как оно проявляется в композиции и сюжете, в изображении персонажей, в картинах природы или изображении бытовой обстановки, в стиле повествования?
4. Раскройте на примере одного произведения глубокую связь прозы Чехова с предшествующим развитием русской классической литературы. Какие идеи, стремления своих предшественников Чехов подхватывает?
5. Используя письма и воспоминания писателя и его современников, подготовьте сообщение на тему «Чехов о литературном творчестве». Какие суждения писателя вы считаете наиболее справедливыми, точными?