menu


ГДЗ по литературе 10 класс Лебедева часть 2 Страница 304-323




Страница 304

Вопросы для самопроверки 

1.   Какие впечатления детства и юности послужили писателю основой для создания полнокровного образа южнорусской степи?

Воспоминания Чехова о его детстве и юности, проведённой в сельской местности, о просторах русской природы, об особом, почти мистическом восприятии окружающего мира сыграли важную роль в создании образа южнорусской степи в повести. Вдохновлённый своими впечатлениями от путешествий по России, Чехов передал величие и красоту степи, её бескрайние просторы и мощь, которые оставляют глубокий след в душах детей. Он часто бывал в деревне, где мог наслаждаться уединением, сплочённостью с природой и ощущением свободы, которое затем отразилось в образах, описанных в повести.

2.  Почему рассказ о нескольких днях путешествия по степи превращается в масштабную картину русской жизни?

Рассказ о путешествии по степи постепенно обрастает множеством слоёв, что позволяет ему вырасти в масштабную картину русской жизни. Через этот рассказ Чехов передаёт не только особенности природы, но и проблемы общества: зависимость человека от торговли и наживы, отчуждённость людей от красоты окружающего мира, контраст между живой природой и мёртвыми цифрами экономической жизни. В путешествии через степь писатель показал конфликт между природой и человеческим стремлением к материальному благополучию, что, в свою очередь, поднимало важные вопросы о том, как человеческие стремления влияют на мир, и о том, что остаётся без внимания в условиях обыденности.

3. В чём главный герой Егорушка противопоставлен взрослым персонажам рассказа? Как его взгляд на мир помогает писателю раскрыть красоту природы и сложность человеческой жизни?

Егорушка противопоставлен взрослым персонажам не только своей чистотой и непосредственностью, но и тонким восприятием природы, внутренним умением ощущать её красоту и живую силу. Взрослые — Кузьмичов и отец Христофор — беспечны, циничны, их мир ограничен торгашеством, расчётами и повседневной рутиной. В то время как Егорушка, мальчик, наивный и открытый, воспринимает степь как живое существо, он чувствует её дыхание, её тоску, её предчувствие перемен. Через его восприятие Чехов раскрывает красоту природы, её неведомую силу и таинственную гармонию. Его взгляд помогает показать контраст между чистотой детского восприятия и циничной реальностью взрослого мира, где царит борьба за деньги и власть. Это контраст позволяет автору глубже понять и передать как сложности человеческой жизни, так и красоту природы, которую взрослая часть общества не может оценить в полной мере.

Для индивидуальной работы

1.   Подготовьте сообщение на тему «Разнообразие народных типов в повести А. П. Чехова „Степь“».

2.  Проанализируйте повесть, покажите, как создаётся образ Егорушки Князева. В чём Чехов следует традициям С. Т. Аксакова и Л. Н. Толстого в изображении ребёнка и в чём творчески развивает их?

 

Страница 305

Для индивидуальной работы

Подготовьте подробное сообщение о поездке Чехова на Сахалин.

Поездка Чехова на Сахалин в 1890 году стала одним из важнейших этапов в его жизни и творчестве. Писатель, болеющий чахоткой и находящийся в поисках глубоких жизненных впечатлений, решил отправиться в дальнее и трудное путешествие, чтобы увидеть на собственные глаза условия жизни каторжных и ссыльных, а также изучить ситуацию на отдалённом острове. Это путешествие оказало большое влияние на его мировоззрение и творчество, став важным вкладом в его гражданскую позицию и обострение социальной направленности его писательского пути.

Маршрут и особенности путешествия
Чехов отправился в путь в апреле 1890 года, несмотря на свою болезнь. Путешествие продолжалось несколько месяцев и было тяжёлым как физически, так и морально. Проехав около четырёх с половиной тысяч вёрст через Казань, Пермь, Тюмень, Томск, а затем, преодолевая сибирскую распутицу, достиг острова Сахалин в конце июля. Этот путь был не только утомительным, но и опасным, в том числе из-за слабого здоровья Чехова. Тем не менее, его привлекала цель — исследование Сахалина, изучение жизни каторжан и ссыльных, а также состояние местных жителей. Чехов проделал этот путь один, в одиночку, без поддержки и на условиях, максимально приближённых к реалиям путешествий того времени.

На Сахалине: перепись и исследования
Прибыв на Сахалин, Чехов, несмотря на болезнь, не только объездил весь остров, но и провёл поголовную перепись сахалинских жителей. Он составил около десяти тысяч статистических карточек, на которых был зафиксирован весь состав местного населения: каторжные, ссыльные, местные жители. Его исследования охватывали самые разные аспекты жизни на Сахалине — от быта каторжан и ссыльных до состояния управления и политической ситуации. Чехов был шокирован жестоким обращением с каторжанами и бессилием властей в отношении того, чтобы улучшить их положение. 

Подумайте, в чём и почему сахалинские впечатления Чехова перекликаются с наблюдениями Ф. М. Достоевского от пребывания на каторге.

Сахалинские впечатления Чехова перекликаются с наблюдениями Ф. М. Достоевского во время его пребывания на каторге, несмотря на то, что между ними было несколько десятилетий и различия в мировоззрении. Достоевский, находясь на каторге в 1849–1854 годах, испытал на себе всю жестокость системы и, как и Чехов позже, отметил как моральное унижение, так и возможности для внутреннего очищения, которые даёт каторга.

Достоевский писал о том, как страдания каторжан заставляют их переживать мучительные, но важные трансформации в душах, а также об особенностях взаимодействия человеческой души с системой. Это также перекликается с чеховским восприятием жизни на Сахалине. Чехов, в свою очередь, скорее писал о том, как система разрушает человеческую душу, как она делает из человека бесправного и беззащитного. В его работе не было духовного поиска и психологической реабилитации, как у Достоевского. Чехов обращал внимание на более поверхностные, но не менее важные для анализа аспекты: жестокость административного произвола, неравенство и оторванность власти от реальных нужд и страданий людей.

Страница 314

Вопросы для самопроверки 

1.   Почему Чехов не связывает своё творчество ни с какими политическими идеями, хотя в его произведениях 1890-х годов нарастает общественная проблематика?

Чехов избегает привязки своего творчества к политическим идеям, несмотря на наличие социальной проблематики в его произведениях, потому что он был сторонником объективности и честности в изображении человеческой жизни. Его произведения 1890-х годов не пропагандируют конкретные политические программы, а акцентируют внимание на жизни людей и на тех личных, моральных и социальных проблемах, которые их беспокоят. Чехов не был политическим писателем в привычном для того времени смысле, и это позволило ему сохранить универсальность своих произведений, которые остаются актуальными вне зависимости от политических условий.

2. Как изображаются в произведениях Чехова приверженцы социальных или философских теорий? Как Чехов показывает ограниченность их взглядов на жизнь?

В произведениях Чехова приверженцы социальных или философских теорий часто изображаются как люди, которые слишком упрощенно воспринимают мир и считают, что можно легко решить все проблемы с помощью одной идеи или метода. Он показывает их ограниченность, например, через неудачные попытки героев внедрить свои теории в жизнь, не учитывая реальных человеческих проблем и особенностей характера. Такие персонажи, как представители различных социальных движений или философских учений, могут казаться правыми в своих убеждениях, но их способы решения конфликтов часто оказываются неэффективными или даже вредными.

3.  В чём видит писатель источник доброты и человечности таких героев, как доктор Самойленко, дьякон Победов?

Чехов рассматривает доброту и человечность героев, таких как доктор Самойленко и дьякон Победов, как результат искренней любви и сочувствия к людям, а не как плод теоретических рассуждений. Эти персонажи действуют не из-за того, что придерживаются каких-то идеологических принципов, а потому, что имеют искреннюю заботу о других. Для Чехова источник доброты — это простое человеческое отношение, основанное на уважении и сопереживании, а не на теоретических идеях.

4. В чём, по мысли Чехова, достоинство и в чём слабость теории «малых дел», популярной в кругу интеллигенции в 80—90-е годы XIX века?

Чехов достаточно критически относится к теории «малых дел», которая была популярна среди интеллигенции 80-90-х годов XIX века. Он признаёт, что небольшие, частные дела могут быть полезными и важными, но, по его мнению, эта теория зачастую становится оправданием для бездействия и самоуспокоенности. «Малые дела» часто не решают серьезных социальных проблем, но дают людям иллюзию, что они делают что-то значительное. В этом заключается слабость теории: она не позволяет людям увидеть масштаб более глобальных проблем и принять участие в их решении.

Для индивидуальной работы

1.   Русская литература XIX века активно пыталась создать образ «положительно прекрасного человека». Как вы считаете, может ли доктор Дымов из рассказа «Попрыгунья» считаться таким героем? Объясните свою позицию.

2.   Сопоставьте женские образы в рассказах «Душечка» и «Попрыгунья». Случайно ли то, что имена героинь одинаковы?

Страница 317

Вопросы для самопроверки 

1.   Почему в рассказе о палате умалишённых современники увидели образ России конца XIX века?

В рассказе о палате умалишённых современники увидели образ России конца XIX века, потому что Чехов создал в нем символическое изображение общества, в котором личные и общественные проблемы переплетаются, а повседневная реальность ощущается как нечто абсурдное и бездушное. Палата № 6, с её раздвоенным характером — одновременно тюрьмой и больницей для умалишённых, — является метафорой для России, в которой человек словно лишён возможности нормального существования и вынужден бороться с насилием и безразличием. Характеры героев, такие как Громов и Рагин, также символизируют типичные противоречия того времени — активную, но мучительную интеллигенцию и циничное, пассивное отношение к жизни со стороны власти. Таким образом, через изображение не только физического, но и психологического насилия Чехов показывает, как общество подавляет индивидуальность и человеческое достоинство.

2. Какие явления действительности вызывают протест писателя, отвергаются им как абсурдные, антигуманные?

Чехов отвергает как абсурдные и антигуманные теории, которые оправдывают бездействие и безразличие к страданиям людей. Протест писателя вызывает безверие, как в случае с доктором Рагиным, который отрицает возможность перемен, человеческого прогресса и моральных норм, потому что считает, что зло невозможно искоренить. Также осуждается безразличие и цинизм к человеческим страданиям, свойственные не только власти, но и интеллигенции, которая часто предпочитает удобные теории и философии, не принимая в расчет реальную боль и нужды людей. Чехов критикует то, что общественные идеалы в России часто остаются абстрактными, а личные усилия по изменению мира ограничены лишь интеллектуальными спорами, не имеющими никакого реального воздействия.

Для индивидуальной работы

 Прочитайте рассказ «Палата № 6». Приведите конкретные примеры, подтверждающие, что предельный реализм изображения в нём перерастает в художественные символы.

Страница 321

Вопросы для самопроверки 

1.  Почему в обращении к теме русской деревни Чехов не находит обычного для русских писателей отрадного, гармоничного впечатления? Какие новые явления исказили крестьянскую жизнь, разрушили патриархальную родственную связь между людьми?

Чехов в своих произведениях о русской деревне не находит привычного для русских писателей отрадного и гармоничного впечатления, потому что он видит в крестьянской жизни больше трагедии и разрушения, чем светлых и обнадёживающих элементов. В отличие от писателей прошлого, таких как Тургенев или Толстой, который видел в крестьянине источник моральной силы и спасения, Чехов подмечает изменения, которые разрушают древние устои. В его рассказах деревня представляет собой мир духовного и материального упадка, где царит пьянство, невежество, сквернословие, а также пренебрежение к элементарным человеческим ценностям. Разрушение патриархальной родственной связи между людьми связано с проникновением в деревню новых буржуазных явлений, таких как хищническая эксплуатация, обман и моральная нечистоплотность, что особенно видно в повести «В овраге», где персонажи, как Аксинья и Цыбукин, становятся жертвами обмана и жестокости. Крестьяне начинают терять связь с природой, и все их действия становятся движимыми лишь жаждой наживы, что приводит к их духовному и нравственному обнищанию.

2. Почему чеховские рассказы о крестьянах сравнивали с «Записками охотника»? В чём правомерность и в чём ограниченность такого сравнения?

Сравнение чеховских рассказов о крестьянах с произведениями Тургенева, например, с его «Записками охотника», имеет определённую правомерность, так как и Чехов, и Тургенев изображают крестьян в их социальной и культурной среде, показывая жизнь на фоне общественных изменений. Оба писателя подчёркивают тяжёлое положение крестьян, их трудности, но у Чехова это изображение часто более пессимистичное и циничное. В отличие от Тургенева, который рисует крестьян в контексте романтического или гуманистического понимания, Чехов акцентирует внимание на социальных язвах, отчуждении и деградации людей, что делает его картины более мрачными и безнадёжными. Сравнение правомерно, поскольку Чехов продолжает традицию критического осмысления крестьянской жизни, но в отличие от Тургенева он не видит в крестьянине источника нравственного очищения и спасения, а скорее подчеркивает её трагическую сторону.






ГДЗ по литературе 10 класс учебник Лебедева часть 2 Страница 304-323