Страница 113
Вопросы для самопроверки
1. Каков смысл художественного эксперимента Достоевского — столкновения современных людей с «положительно прекрасным», идеальным героем?
Смысл художественного эксперимента Достоевского в романе "Идиот" заключается в попытке показать, как современное общество реагирует на человека, воплощающего в себе "положительно прекрасное". Князь Мышкин — это человек, лишённый эгоизма, исполненный сострадания и доброты, но его добродетельность воспринимается окружающими не как достоинство, а как странность или даже недостаток. Достоевский таким образом исследует несовместимость идеального героя с реальным миром, показывая, что общество не готово принять абсолютную добродетель.
2. Как проявляется в сюжете романа противоречивое действие личности князя на окружающих людей?
Противоречивое действие личности князя на окружающих проявляется в том, что его искренность и бескорыстие вызывают у людей совершенно разные реакции. Одни чувствуют к нему симпатию и доверие, другие — раздражение и даже агрессию. Его доброта разоблачает лицемерие и внутренние противоречия окружающих, что приводит к драматическим последствиям. Например, Рогожин испытывает к нему одновременно дружбу и ненависть, Аглая колеблется между восхищением и презрением, а Настасья Филипповна видит в нём спасителя, но не может принять его любовь.
Для индивидуальной работы
1. Какие черты князя Мышкина сближают его с Христом, Дон Кихотом, Пушкиным? Подтвердите свои размышления комментированным чтением фрагментов романа. Как вы думаете, почему для Достоевского возможно соединение таких несопоставимых «прототипов»?
Черты князя Мышкина сближают его с Христом, Дон Кихотом и Пушкиным. Как Христос, он проповедует любовь и прощение, жертвуя собой ради других. С Дон Кихотом его объединяет наивность и стремление к идеалу, которые делают его чуждым в обществе. С Пушкиным — внутренняя чистота и благородство души, а также способность тонко чувствовать красоту. Достоевский соединяет этих несопоставимых "прототипов", потому что хочет показать многогранность идеального героя: он и жертвенный, и утопически возвышенный, и одухотворённый. Однако его несовместимость с окружающим миром предопределяет трагический финал.
2. Какие мотивы романа «Идиот» перекликаются с «Преступлением и наказанием»? Докажите ваше мнение, используя приём сопоставительного анализа
Во-первых, это мотив страдания и искупления. В "Преступлении и наказании" Раскольников проходит путь от преступления к раскаянию через страдания, осознавая необходимость любви и смирения. В "Идиоте" князь Мышкин не совершает преступления, но его жертвенность и сострадание также приводят к страданиям — не только его собственным, но и окружающих. Оба героя по-разному переживают идею искупления, но в конечном итоге она становится центральной в их судьбах.
Во-вторых, мотив противостояния добра и зла в душе человека. В "Преступлении и наказании" это выражается в борьбе идей внутри Раскольникова — теории "твари дрожащей" и морального долга. В "Идиоте" борьба между добром и злом видна в отношениях между Мышкиным, Рогожиным и Настасьей Филипповной. Рогожин олицетворяет страсть и разрушение, князь Мышкин — свет и добро, а Настасья Филипповна разрывается между ними, мучительно выбирая между самоуничижением и стремлением к чистоте.
Страница 115
1. Какие явления общественной жизни послужили источниками замысла романов «Бесы» и «Подросток»?
Источником замысла романа «Бесы» послужило «нечаевское дело» — деятельность революционера С. Г. Нечаева, сторонника жестокого насилия. Достоевский увидел в этом проявление опасных идей, способных разрушить духовные основы общества. Он показал катастрофические последствия революционного нигилизма, основанного на отказе от веры в духовную природу человека. В «Подростке» писатель исследует другую сторону кризиса общества — распространение «ротшильдовской идеи», идеи власти денег, ставшей следствием разрушения традиционных ценностей в пореформенной России.
2. Какие «недоконченные идеи» автор подвергает художественной проверке в этих произведениях?
Достоевский подвергает художественной проверке две крайние «недоконченные идеи». В «Бесах» он разоблачает социалистическую утопию, ведущую к тоталитарному деспотизму, который символизирует «шига-лёвщина» — уничтожение индивидуальности и полное подчинение личности коллективу. В «Подростке» он показывает иллюзию всевластия денег, когда богатство воспринимается как единственный путь к господству, но приводит лишь к духовному опустошению. Обе идеи противостоят высокой нравственной и духовной миссии, которую Достоевский связывал с православием и национальной культурой.
Страница 125
1. Какое нравственно-философское явление в жизни современного человечества Достоевский определяет понятием «карамазовщина»?
Достоевский определяет понятием «карамазовщина» особое нравственно-философское явление, связанное с внутренним разладом человека, расколом его души между добром и злом. Это состояние, в котором человек осознаёт моральные ценности, но не способен удержаться от падения, искушений и преступлений. В основе «карамазовщины» — борьба разума и сердца, индивидуалистического бунта против морали и скрытой тоски по высшей истине. Иван Карамазов — яркий носитель этой идеи: он интеллектуально отрицает Бога и мораль, но душевно страдает от этого.
2. Каким образом история уголовного преступления (убийства Фёдора Павловича Карамазова) помогает писателю поднять в романе самые жгучие вопросы, волнующие современное общество?
История убийства Фёдора Павловича Карамазова позволяет Достоевскому поставить в центре романа вопросы свободы, веры, морали и ответственности. Этот уголовный сюжет становится основой для изучения человеческой природы, поскольку в деле замешаны разные типы личности: страстный Дмитрий, рационалист Иван, наивный Алёша, злобный Смердяков. Через судебный процесс, анализ мотивов преступления и психологические терзания героев автор исследует проблемы греха, искупления, нравственного выбора и судьбы человека в мире.
3. Как проявляется в «Братьях Карамазовых» вера писателя в нравственное достоинство человека?
Вера Достоевского в нравственное достоинство человека проявляется в образе Алёши Карамазова и старца Зосимы. Алёша олицетворяет идею духовного обновления, братства и любви. Он, как ученик Зосимы, несёт людям не осуждение, а сострадание. Даже в падших и грешных людях писатель видит возможность раскаяния и преображения, поскольку каждый несёт в себе образ Божий.
4. В чём видит Достоевский слабость современного «гуманизма» и какой рецепт спасения мира от нравственного разложения он предлагает?
Достоевский считает, что современный гуманизм, основанный на отрицании Бога, обречён на крах, потому что он строится на слабом фундаменте — вере в человеческий разум и социальный прогресс, но не учитывает глубину духовных потребностей человека. Он показывает, что попытки заменить религиозную мораль утилитарной, светской этикой ведут к разложению личности и общества. Спасение мира, по мнению писателя, возможно только через любовь, покаяние и восстановление живой связи человека с Богом.
Страница 130
1. Какие события русской истории «вписаны» в семейную историю-предков Л. Н. Толстого — Толстых и Волконских?
В семейную историю предков Льва Николаевича Толстого вписаны важные события русской истории. Род Толстых был связан с эпохой Петра I, в частности, с Азовским походом и следствием по делу царевича Алексея, в котором участвовал Петр Андреевич Толстой. Его потомки принимали участие в войнах XVIII века, включая Семилетнюю войну. Николай Ильич Толстой, отец писателя, был офицером в войнах 1813—1814 годов и попал в плен к французам. Волконские же вели свою родословную от князя Михаила Черниговского, который был убит татарами за отказ принять их обычаи. Среди их предков были участники Куликовской битвы, Семилетней войны, а также приближённые Екатерины II.
2. Какие семейные предания и житейские ситуации писатель творчески использовал в романе «Война и мир»?
Лев Толстой творчески использовал семейные предания и житейские ситуации в своём романе «Война и мир». История о спасении генерала Волконского нательным образом была переосмыслена в сцене с князем Андреем Болконским. Образ Николая Ростова и его участие в войнах 1813—1814 годов во многом напоминает историю отца Толстого. Судьба Сони в романе перекликается с историей Татьяны Ёргольской, которая, подобно героине, смиренно приняла отказ любимого человека ради его выгодного брака.
Страница 132
1. Какие нравственные качества, свойства души с детства учился ценить Толстой, наблюдая за своими родными и близкими?
Толстой с детства учился ценить доброту, бескорыстную любовь, отсутствие осуждения и сострадание. Особенно его привлекало в близких людях то, что они никогда никого не судили, а напротив, проявляли понимание и участие. Он восхищался нравственной чистотой и духовной глубиной своей матери, а также заботой и преданностью тётушки Татьяны Александровны. Атмосфера дома, в которой уважение и любовь распространялись не только на родных, но и на странников, богомольцев и даже юродивых, сформировала в нём глубокое чувство единства со всеми людьми.
2. Какую роль в формировании взглядов писателя сыграли детские истории о «муравейных братьях» и «зелёной палочке»?
Истории о «муравейных братьях» и «зелёной палочке» сыграли важную роль в формировании взглядов Толстого. Они пробудили в нём стремление к идеалу, к поиску истины, которая принесёт счастье всем людям. Николенька внушил младшим братьям мысль о великой тайне, способной избавить мир от страданий, и эта идея запала Толстому в душу на всю жизнь. Он верил, что эта «тайна» существует, и посвятил ей своё творчество, стремясь раскрыть её в своих произведениях.
Объясните, почему образ матери стал для Толстого источником самых светлых и возвышенных переживаний. Прочитайте фрагменты повести «Детство», в которых художественно воплотились эти чувства.
Образ матери стал для Толстого воплощением чистоты, доброты и духовной возвышенности. Хотя он потерял её очень рано, её ангельский облик навсегда сохранился в его памяти. Он вспоминал её как существо, к которому можно обращаться с молитвой, как источник света и любви. В повести «Детство» эти чувства художественно воплощаются в сценах, где главный герой испытывает к матери не только сыновнюю привязанность, но и почти религиозное поклонение.
Страница 137
1. Почему Толстой стыдился впоследствии юношеского увлечения идеалом «комильфо»?
Толстой стыдился своего увлечения идеалом «комильфо», поскольку осознал его поверхностность и пустоту. Молодой аристократ, стремящийся лишь к изящным манерам и одобрению высшего общества, представлялся ему человеком, лишённым глубины и подлинных нравственных устремлений. Позже, обратившись к самоанализу и поиску истинных ценностей, Толстой стал критически относиться к своим прежним увлечениям, считая их проявлением духовной незрелости.
2. Почему Толстой после нескольких попыток отказался от учёбы в университете? Какую деятельность он считал действительно полезной?
Толстой отказался от учёбы в университете, поскольку разочаровался в формальном образовании. Он увлёкся самостоятельными размышлениями о смысле жизни, нравственном развитии и улучшении общества. Университетские занятия казались ему недостаточно глубокими и полезными. Он полагал, что истинное образование заключается не в получении дипломов, а в осознании своей ответственности перед окружающими, особенно перед крестьянами, за которых он чувствовал личную ответственность как помещик.
3. Какие идеи Руссо увлекли будущего писателя? Как он попытался воплотить их в жизнь?
Толстого привлекли идеи Руссо о нравственном самосовершенствовании, сознательном изменении человека и общества. Он принял мысль, что не окружающие условия формируют личность, а сам человек определяет своё бытие через внутреннюю работу над собой. Воплощая эти идеи, Толстой начал вести дневники, анализируя свои поступки и мысли. Он также пытался улучшить жизнь крестьян, применяя на практике свои представления о «хорошем хозяине», но столкнулся с неудачами.
4. Почему любовь к себе кажется Толстому главным тормозом на пути духовного самосовершенствования человека?
Толстой считал любовь к себе главным тормозом на пути духовного роста, потому что она порождает эгоизм, самодовольство и мешает человеку объективно оценивать себя. Он утверждал, что подлинное совершенствование возможно только при отказе от самоугождения и сосредоточении на служении другим. Самоанализ и борьба с эгоизмом, по его мнению, давали человеку возможность преодолеть свои слабости и достигнуть духовного возвышения.
Страница 138
1. Что заставило молодого помещика резко изменить свою жизнь и отправиться на Кавказ?
Толстой отправился на Кавказ, пытаясь избавиться от душевного смятения и неудач в прежней жизни. Николай Толстой, брат писателя, предложил ему резкую смену обстановки, что дало возможность взглянуть на мир по-новому. Жизнь среди казаков поразила его своей естественностью и свободой, особенно впечатлила атмосфера коллективного единения, напоминавшая его детские представления о «муравейном братстве». Однако он осознал, что пропасть между миром дворян и народной жизнью непреодолима: казаки относились к нему насторожённо, а идеи нравственного самоусовершенствования воспринимали как бесполезную «господскую» прихоть.
2. Какие впечатления вынес Толстой из жизни среди простых людей в казачьей станице? Какие качества солдат и офицеров он ценит особенно высоко?
Толстой глубоко прочувствовал ужасы войны, столкнулся с её разрушительной и бессмысленной стороной. Особенно сильно его поразила разница в поведении офицеров и простых солдат. Офицеры нередко демонстрировали показную храбрость и тщеславие, тогда как рядовые солдаты отличались настоящей, скромной отвагой, умели жертвовать собой не ради славы, а из чувства долга. Эти наблюдения позже нашли отражение в его кавказских рассказах.
Прочитайте рассказ «Набег». Как в нём решается вопрос о ложной и истинной храбрости?
В рассказе «Набег» Лев Толстой показывает разницу между ложной и истинной храбростью.
Ложная храбрость — это показная удаль, когда человек хочет казаться смелым, чтобы произвести впечатление. Например, некоторые офицеры ведут себя вызывающе, но их смелость часто оказывается безрассудной и ненужной.
Истинная храбрость — это спокойствие, осознание долга и человечность. Такие люди, как капитан Хлопов или простые солдаты, не кричат о своих подвигах, но выполняют свою работу с достоинством и заботятся о других.
Толстой делает вывод: настоящая смелость — не в позёрстве, а в умении оставаться человеком даже в трудных ситуациях.