menu
person


ГДЗ по литературе 10 класс Лебедева часть 2 Страница 99-112



Вопросы расмотренные в данном параграфе:

Страница 99-101
Литературоведческий практикум
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
1. Объясните, какие события в общественной жизни конца  1860-х годов повлияли на возникновение замысла романа  «Преступление и наказание».
2. Отберите в тексте романа высказывания Раскольникова, раскрывающие суть той идеи, которая пленила героя. Выпишите наиболее яркие его суждения. Найдите в репликах других персонажей мысли, близкие Раскольникову и опровергающие его теорию.
  Обратите внимание на страницы, посвящённые жизни «униженных и оскорблённых» (Мармеладов и его семейство) и «сильных мира сего» (Лужин, Свидригайлов), и покажите, как петербургские впечатления укрепляют веру Раскольникова в правоту его идеи.
3.  Приведите примеры эпизодов, в которых показано противоречие между идеей Раскольникова и его естественными чувствами.
4.  Достоевский утверждал, что на его творчество оказала большое влияние поэзия Некрасова. Какие некрасовские мотивы встречаются в описании жизни «униженных и оскорблённых»?
5.  Проанализируйте душевное состояние и поведение Раскольникова после страшного сна-воспоминания об избиении саврасой крестьянской клячонки. Укажите художественные средства, при помощи которых автор раскрывает внутренний мир героя.
6. Почему после преступления Раскольников оказался в полном разладе с окружающими его людьми? Проследите процесс этого отчуждения по тексту романа. В какой момент, по вашему мнению, герой преодолевает отчуждение и возвращается в мир людей?
7. Подготовьте выборочный пересказ на тему: Раскольников и Порфирий Петрович. Дайте характеристику следователю. Как вы думаете, почему именно он сумел угадать убийцу и добиться его явки с повинной?
8. Охарактеризуйте образ Сони Мармеладовой. Чем дорога автору эта героиня?
9. Проанализируйте отношения Раскольникова с Соней Мармеладовой. Объясните, почему именно ей удаётся оказать духовную поддержку Раскольникову.
10. Сопоставьте сны Раскольникова в разных эпизодах романа. 
Объясните психологический и философский смысл каждого из них. Подумайте, почему писатель несколько раз прибегает к такому способу изображения Раскольникова.
11. В чём заключается богоборческий, антихристианский смысл поработившей сознание Раскольникова идеи? Почему Достоевский включает в роман «Преступление и наказание» демонические мотивы?
Анализ эпизода
Часть 4, гл. IV (Раскольников у Сони Мармеладовой)
1.  Передайте сжато содержание фрагмента. Определите его главные темы. Если бы главы романа имели названия, как мог бы называться этот фрагмент?
2. Перечитайте описание комнаты Сони. Какое впечатление создаёт этот интерьер? Как соотносится образ жилища с его обитателями (Соней, семьёй Капернаумовых, живущей в «точно такой же» комнате)?
3.  Проследите по тексту, как показано в эпизоде различие между рассудочным, анализирующим сознанием Раскольникова и непосредственной душевной чуткостью Сони.
4. Как раскрываются чувства и характеры героев в разговоре о родных Сони? Для чего Раскольников терзает Соню жестокими вопросами? Почему Соня не обвиняет отца и Катерину Ивановну в своих несчастьях? За что она винит себя?
5. Почему этот диалог заканчивается неожиданным поступком Раскольникова? Как вы понимаете его слова: «Я всему страданию человеческому поклонился»?
6. Говоря о Катерине Ивановне и Лизавете, Соня использует 
слово «справедливая». Что оно означает в её понимании? Как 
это характеризует саму героиню?
7.  Почему Раскольников считает Соню сумасшедшей, юродивой?
8. Как вы думаете, почему он потребовал, чтобы Соня прочла ему фрагмент из Евангелия? Случайно ли он выбрал фрагмент о воскресении Лазаря?
9. Какие новые черты духовного облика Сони раскрываются во время её чтения?
10.  Какой момент в этой главе является кульминационным? Какие чувства испытывают герои? Как автор передаёт эмоциональное напряжение этой сцены?
11. Почему Раскольников «выбрал» Соню, чтобы рассказать ей о своём преступлении? Как он это объясняет? Является ли это объяснение исчерпывающим или можно предположить и другие причины?
12. Сопоставьте прочитанный фрагмент с другими эпизодами романа. Проанализируйте самостоятельно один из тех, которые наиболее отчётливо перекликаются с ним.
Выполняем коллективный проект 
Подготовьтесь в группах к обсуждению двух экранизаций романа
Достоевского:
«Преступление и наказание». Художественный фильм. 1969 г. Режиссёр Л. Кулиджанов;
«Преступление и наказание». Телевизионный сериал. 2007 г. Режиссёр Д. Светозаров.
Подготовьте сообщения об истории создания обоих фильмов. Напишите рецензии на фильм и сериал. Дайте оценку игре актёров.
Ответьте на вопросы:
1. В каком фильме авторы более полно воспроизвели события романа?
2.  Кому из режиссёров удалось точнее передать характеры и взаимоотношения героев?
3. Как воссоздан в каждом фильме образ Петербурга?
4.  Удалось ли авторам фильма (сериала) выразить главные идеи романа Достоевского?
Язык литературы
Используя ресурсы Интернета, приведите пример рецензии на одну из экранизаций романа «Преступление и наказание». Определите, соответствует ли текст жанру рецензии, укажите достоинства и недостатки (содержательные, стилистические). Подготовьте собственную рецензию на кинофильм.
Страница 103
Вопросы для самопроверки 
1.   В чём увидел Д. И. Писарев причины преступления Раскольникова?
2. Какие идеи романа привлекли внимание Н. Н. Страхова?
3.  В чём критик почвеннической ориентации видел национальную характерность произведения?
Для индивидуальной работы
1.    Прочитайте статью Н. Н. Страхова «„Преступление и наказание“. Роман в шести частях с эпилогом». Критик утверждает, что Достоевский в лице Раскольникова «взял нигилизм в самом крайнем его развитии». Согласны ли вы с этим суждением? В чём состоит полемический смысл романа «Преступление и наказание», какова глубинная суть спора Достоевского с Чернышевским и всей революционной демократией?
2.  Почему Н. Н. Страхов считает Раскольникова «истинно русским человеком»? Можно ли согласиться с той характеристикой русского национального характера, которую, вслед за Достоевским, даёт Страхов в конце своей второй статьи?
Страница 106
Вопросы для самопроверки 
1.  В чём смысл определения романов Достоевского как идеологических и полифонических?
2. Какие художественные свойства сближают романы Достоевского с тургеневскими и какие различают?
3. В чём эпический жанр романа у Достоевского сближается с трагедией?
Для индивидуальной работы
1.   Покажите на примерах из романа «Преступление и наказание», что автора не меньше интересует история идей, общественная жизнь теорий, чем бытовые ситуации и частная жизнь человека.
2.  Докажите, что все герои романа «Преступление и наказание» в определённой мере являются «идеологами». Приведите примеры их высказываний, в которых раскрывается «кредо» героя, или его «символ веры».
3.  Объясните, почему именно автор «Преступления и наказания» тонко определил трагическую суть героя романа Тургенева «Отцы и дети» — «беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм». В чём сходство и различия Раскольникова и Базарова?






Вы просматриваете решебник ГДЗ по литературе 10 класс учебник Лебедева часть 2 Страница 99-112