Страница 173
Вопросы для самопроверки
1. Как эпический масштаб «Войны и мира» раскрывается в композиции произведения?
Эпический масштаб романа "Война и мир" раскрывается через композицию, которая соединяет множество индивидуальных судеб с глобальными историческими событиями, главным образом с Отечественной войной 1812 года. Благодаря этой исторической катастрофе все персонажи оказываются вовлечены в общий поток, их частные поступки становятся частью великого исторического процесса. Использование антитезы, противопоставляющей войну и мирную жизнь, также помогает Толстому показать, как личные и общественные события тесно переплетаются. Именно это сплетение личных и национальных судеб создаёт ощущение эпичности и глубины.
2. Приведите собственные примеры соответствия между переживаниями и поведением героев в бытовых, частных и исторически значимых ситуациях.
Примером соответствия между переживаниями героев в частных и исторически значимых ситуациях можно назвать князя Андрея Болконского. В мирной жизни он стремится к славе и личным достижениям, но, оказавшись на поле боя под Аустерлицем, его идеалы рушатся. Во время войны Андрей понимает бессмысленность своей прежней жизни и сталкивается с трагическим осознанием своей ничтожности перед лицом истории и судьбы. Этот внутренний кризис происходит на фоне великих исторических событий, что подчёркивает их связь.
Другой пример — Пьер Безухов, который в начале романа занят поиском смысла жизни и своего места в мире. Личные сомнения Пьера находят отклик в его участии в исторических событиях, когда он решает стать активным участником войны. Его желание убить Наполеона, а затем пленение и опыт общения с солдатами показывают, как личные переживания героя переплетаются с крупными событиями, что изменяет его мировоззрение и внутренний мир.
Страница 179
1. В чём видит Толстой различие между народом и толпой? Назовите фрагменты романа-эпопеи, в которых мы видим эти противоположные по своей сущности проявления общей жизни.
Лев Толстой видит основное различие между народом и толпой в наличии или отсутствии нравственных и культурных ценностей. Народ — это единое целое, основанное на христианских устоях и традициях, в то время как толпа не имеет моральных ориентиров и занята пустыми удовольствиями. В романе противопоставление народа и толпы проявляется, например, в изображении русских и французов. Русские предстают как единый народ, защищающий свою землю, тогда как французы — это толпа, слепо следующая за Наполеоном. Также контраст можно видеть в описании мирной жизни: искренние и патриотичные Ростовы противопоставлены светскому, лицемерному обществу в салоне Анны Павловны Шерер.
2. Почему противостояние Наполеона и Кутузова принимает в «Войне и мире» не только конкретно-исторический, но и философский характер?
Противостояние Наполеона и Кутузова приобретает философский характер, потому что Толстой рассматривает их как символы разных подходов к истории. Наполеон — это человек, который считает себя творцом судьбы и полагает, что может изменить ход истории. Кутузов же, напротив, представляет собой личность, которая принимает высшую волю и не вмешивается в естественное течение событий, доверяя судьбе и своему народу. Это отражает философскую позицию Толстого о том, что великие личности не могут управлять историей — всё предопределено высшими силами.
3. Какие качества личности делают Кутузова олицетворением общенародной воли?
Кутузов олицетворяет общенародную волю благодаря своей мудрости, скромности и способности к единению с народом. Он не стремится к личной славе, а действует во благо России, принимая решения в согласии с настроениями и желаниями народа. Кутузов глубоко понимает своих солдат, относится к ним с отеческой заботой, что укрепляет их доверие к нему. Его смирение и вера в победу русского народа делают его выразителем общей воли.
4. Какие качества Наполеона в «Войне и мире» делают его героем толпы?
Наполеон в романе является героем толпы из-за своей амбициозности, эгоизма и веры в свою исключительность. Он видит себя великим завоевателем и правителем, способным изменять судьбы народов. Его жажда власти и славы, а также слепое поклонение со стороны французов, превращают его в лидера, которого обожествляет толпа, не задумываясь о последствиях его действий.
5. С каких позиций Толстой оспаривает европейскую традицию обожествления Наполеона и культ героической личности в целом?
Лев Толстой оспаривает европейскую традицию обожествления Наполеона и культ героической личности, исходя из христианского мировоззрения и своей философии судьбы. Он утверждает, что ход истории определяется высшими силами, а не волей отдельных личностей, какой бы выдающейся она ни была. Толстой противопоставляет французскую идеализацию Наполеона христианскому смирению и соборности, утверждая, что истинная сила и величие заключаются не в личных амбициях, а в единении народа перед лицом судьбы.
Для индивидуальной работы.
Что сближает Толстого и Достоевского в оценке наполеоновской идеи?
Льва Толстого и Фёдора Достоевского сближает их общая отрицательная оценка наполеоновской идеи как пагубной и разрушительной. Оба писателя видели в стремлении Наполеона завоевать мир воплощение эгоизма, гордыни и желания поставить себя выше других, что противоречило их христианским убеждениям. Толстой считал, что никто не может управлять историей, поскольку она определяется высшими силами, а любое стремление изменить её по своей воле — бесполезно и вредно. Достоевский, в свою очередь, также осуждал наполеоновскую идею через образ Раскольникова, показывая, что попытка возомнить себя выше других и решать судьбы людей неизбежно ведёт к катастрофе. Для обоих писателей наполеоновская идея ассоциируется с моральным падением, гордыней и разрушением, что делает их позиции близкими.
Страница 192
1. Что сближает и что различает князя Андрея и Пьера Безухова в их духовном поиске?
Князь Андрей Болконский и Пьер Безухов оба проходят через духовные поиски, но их пути сближаются и различаются в разных аспектах. Оба героя в начале своего пути восхищались Наполеоном и видели в нём символ величия, силы и славы, но оба разочаровались в нём. Это одно из главных сходств: они осознали, что наполеоновская идея не приносит счастья и является пустой. Оба герои пытались изменить общество через реформы, стремясь облегчить жизнь крестьян, но эта деятельность не принесла им удовлетворения — они поняли, что изменения не происходят так, как им хотелось бы. Но в отличие от Пьера, который нашёл свой путь через философию и духовные практики, в частности масонство, князь Андрей искал смысл жизни в любви. Его воссоединение с жизнью происходит через любовь к Наташе Ростовой, хотя и заканчивается предательством. Для Пьера Безухова поиск внутреннего равновесия оказался глубже связан с философскими вопросами о добре и зле, жизни и смерти. В то время как Андрей нашёл успокоение в христианской всепрощенческой любви, Пьер обретает внутренний мир через народную мудрость, которой его учит Платон Каратаев в плену.
2. Какие кризисные моменты переживают они в личной жизни, как эти моменты связаны с историческими событиями, важными для всей страны?
Кризисные моменты в жизни героев совпадают с важными историческими событиями для России. Ранение князя Андрея под Аустерлицем в 1805 году становится ключевым моментом в его разочаровании в Наполеоне и славе. Лёжа на поле боя, он осознаёт ничтожность своих амбиций. Пьер Безухов, столкнувшись с неудачным браком с Элен и внутренними противоречиями, ищет смысл в религиозных учениях и общественной деятельности. Но и тот, и другой в итоге приходят к пониманию, что настоящие изменения возможны не через личные амбиции или реформы, а через внутреннее преображение.
3. Почему решающим этапом в судьбе каждого из героев становится 1812 год?
1812 год становится решающим этапом для обоих героев. Для Андрея это время духовного возрождения: после всех разочарований и боли он находит смысл в прощении и всепрощающей любви. В последний момент перед смертью он прощает Наташу и её измену, осознавая более глубокие, христианские ценности. Для Пьера этот год становится временем окончательного внутреннего перелома. Он проходит через парижский плен, где знакомится с Платоном Каратаевым, и это знакомство помогает ему осознать ценность простоты, доброты и внутреннего мира, которые он раньше не замечал.
Для индивидуальной работы
1. Подготовьте сообщение о духовных исканиях Пьера Безухова. Используйте при этом цитаты из внутренних монологов героя.
Пьер Безухов, один из главных героев романа «Война и мир», проходит через длительный и сложный путь духовных поисков. В начале его жизнь казалась хаотичной, лишённой смысла, что отражалось в его внутренних монологах: «Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» Эти вопросы сопровождали его на протяжении всего романа. Пытаясь найти ответы, Пьер увлекается масонством, надеясь через религию и философию обрести смысл жизни. Однако он не находит в этом окончательного удовлетворения и ощущает духовную пустоту: «Знать мы можем только то, что ничего не знаем». Эта фраза отражает его состояние кризиса, когда прежние ответы не кажутся убедительными, а новые ещё не найдены.
Окончательная трансформация Пьера происходит, когда он попадает в плен к французам и знакомится с простым солдатом Платоном Каратаевым. Каратаев олицетворяет народную мудрость и безусловную доброту, что помогает Пьеру осознать, что истина заключается не в высоких идеях, а в простой, человеческой жизни, в любви и правде. Он понимает, что добро – это не абстракция, а конкретные поступки: «Только в плену, в общении с этим простым солдатом, Пьер открыл себе истину, которую так долго искал».
2. Покажите, как диалектика характера проявляется в изображении Толстым князя Андрея.
Что касается диалектики характера князя Андрея Болконского, Толстой показывает его духовные метания через смену убеждений и кризисы, которые он переживает. В начале романа князь Андрей мечтает о славе и подражает Наполеону, видя в нём образец величия и силы. Однако, лёжа на поле боя после ранения, под небом Аустерлица, он внезапно осознаёт, что его мечты мелки и иллюзорны: «Да, всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба». Это разочарование становится поворотным моментом в его жизни. Он отходит от идеи славы, пытается посвятить себя общественным реформам, но и в этом разочаровывается, когда понимает, что реформаторы, такие как Сперанский, движимы не заботой о людях, а личной амбициозностью.
3. Расскажите о героях романа, противопоставленных Пьеру и князю Андрею (Долохове, Анатоле Курагине). В чём смыл такого противопоставления?
Позже, встретив Наташу Ростову, Андрей вновь обретает смысл жизни через любовь, но и это чувство подвергается тяжёлым испытаниям. Предательство Наташи, её попытка сбежать с Анатолем Курагиным, разбивает князя. Однако, проходя через глубокие страдания, он приходит к пониманию христианской любви, всепрощения и мирного принятия всего происходящего. Перед смертью он прощает всех, включая Анатоля, осознавая, что настоящее счастье и смысл жизни заключаются не во внешних победах, а во внутренней гармонии.
Противопоставление Пьера Безухова и Андрея Болконского таким персонажам, как Долохов и Анатоль Курагин, помогает глубже раскрыть благородные черты главных героев. Долохов и Анатоль – представители противоположной стороны светского общества. Долохов — человек хитрый, коварный, живущий за счёт других и не обладающий истинным внутренним благородством. Анатоль Курагин — внешне привлекательный, но пустой, не способный на глубокие чувства, легко играющий жизнями других. Это противопоставление подчёркивает контраст между внешней красотой и внутренней пустотой Долохова и Анатоля и моральной глубиной, духовными поисками Пьера и Андрея.
Пьер, например, после дуэли с Долоховым начинает осознавать, насколько далёк он сам от истинных ценностей, находит в себе силы расстаться с женой, понимая, что их отношения — это лишь пустая формальность, далёкая от подлинных чувств. Андрей, прощая Анатоля, окончательно освобождается от мстительных чувств, обретая внутренний мир и умиротворение. Противопоставление этих героев позволяет Толстому глубже показать трансформацию Пьера и князя Андрея, которые, в отличие от Долохова и Анатоля, находят в себе силу измениться, принять сложные решения и вырасти духовно.
Страница 198
1. Почему жизненный путь Наташи Ростовой нельзя определить, как путь «духовных исканий»?
Жизненный путь Наташи Ростовой не может быть определён как путь «духовных исканий», потому что её характер и действия основаны на чувствах, эмоциях и интуиции, а не на рациональных размышлениях и поисках смысла жизни, как у Пьера Безухова или Андрея Болконского. Наташа живёт настоящим моментом, не стремясь к философским обобщениям. Её реакция на события всегда спонтанна и импульсивна. Это ярко видно в эпизоде с Анатолем Курагиным, когда она решает сбежать с ним, не задумываясь о последствиях для своей чести и репутации. Она живёт чувствами и не анализирует их, что отличает её от героев, ищущих правду и смысл жизни.
2. Почему Наташа, не удостаивая быть умной, способна оказывать глубокое нравственное воздействие на окружающих её, в том числе умных, мыслящих людей?
Несмотря на то, что Наташу нельзя назвать «умной» в классическом смысле, её сила заключается в невероятной чувственности и способности пробуждать в окружающих глубокие эмоции. Её живость, непосредственность и любовь к жизни оказывают влияние на таких мыслящих людей, как Андрей Болконский и Пьер Безухов. Князь Андрей, будучи разочарованным в жизни, вновь находит смысл благодаря её пению и жизненной энергии. Пьер чувствует себя лучшим человеком рядом с ней, так как она отражает всё хорошее, что в нём есть, и заставляет его поверить в это. Таким образом, Наташа своим естественным жизненным порывом вдохновляет и даёт силы другим, не используя при этом интеллект или логику.
3. Что сближает Наташу Ростову с Анатолем Курагиным? Почему автор считал этот эпизод «узлом» всего романа?
Наташу Ростову сближает с Анатолем Курагиным их общий подход к жизни — оба они подчиняются власти чувств, а не разума. Анатоль живёт в удовольствиях и не заботится о последствиях, точно так же, как Наташа, погрузившись в свои чувства, готова оставить всё ради порыва страсти. Это сближает их, создавая мощное искушение для Наташи. Лев Толстой называет этот эпизод «узлом» романа, потому что здесь концентрируются многие важные темы: разрушение, которое приносит лёгкомыслие и эгоизм, как в личных отношениях, так и в более широком историческом контексте, где Анатоль становится символом вторжения и разрушений, подобных наполеоновскому вторжению. Как Курагин вторгается в жизнь Наташи и княжны Марьи, так и Наполеон приносит хаос в жизнь России.
4. Каков полемический смысл изображения Наташи в эпилоге? Назовите конкретные литературные произведения, с которыми спорит Толстой.
Эпилог, где Наташа Ростова изображена как располневшая женщина, целиком посвятившая себя семье и детям, имеет полемический смысл. Лев Толстой выражает свою идею о том, что смысл жизни женщины заключается в материнстве и семейных обязанностях. Толстой, подчёркивая эту точку зрения, полемизирует с другими литературными произведениями, где женщина представлена как сильная и независимая личность, не ограничивающая свою жизнь только домом и семьёй. Например, образ Анны Одинцовой из «Отцов и детей» И. С. Тургенева и образ Ольги Ильинской из «Обломова» И. А. Гончарова являются примерами таких женщин. Одинцова и Ильинская стремятся к самореализации вне семейных рамок, тогда как Наташа в конце романа полностью погружается в заботы о семье. Таким образом, Толстой спорит с изображением женской эмансипации и подчеркивает своё видение идеала женственности — через роль матери и хранительницы домашнего очага.