Как воспринимала перемены творческая интеллигенция? Почему многие деятели культуры оказались в эмиграции? 1. Как изменилась система образования? Какие перемены в этой сфере представляются вам позитивными, а какие — негативными? Почему? 2. Как работала единая трудовая школа? Подготовьте сообщение о школе эпохи Гражданской войны, основанное на чьём-либо воспоминании об учёбе. 1. Кратко определите характерные черты развития художественной культуры в годы Гражданской войны. 2. Расскажите о каком-либо произведении советской литературы, изобразительного искусства 1917—1921 гг. (по своему выбору). Вопросы и задания 1. С помощью иллюстраций и стихотворений в начале параграфа сформулируйте два варианта главного вопроса урока. 2. Какие перемены в повседневной жизни произошли после революции? 3. В чём в годы Гражданской войны проявлялось влияние идеологии на культуру? В каких сферах культурной жизни оно было наиболее сильным? Приведите конкретные примеры такого влияния. 4. Сформулируйте свои варианты ответов на главные вопросы урока. ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ БОЛЬШЕ ЗНАТЬ 1. Почему лозунг «Руки прочь от Советской России!» пользовался большой популярностью в западных странах? 2. Почему в первые годы советской власти именно Русская православная церковь из всех религиозных организаций подвергалась самым серьёзным преследованиям? 3. Как новая власть боролась с детской беспризорностью? Каковы были удачные и неудачные опыты в данной сфере? 4. Кто такие скауты? Когда они появились в России? Как складывались отношения скаутов с новой властью в годы Гражданской войны? 5. Почему английский писатель-фантаст Г. Уэллс, посетивший Советскую Россию в 1920 г. и написавший об этом книгу «Россия во мгле», назвал Ленина «кремлёвским мечтателем»?