Почему Ленин потребовал смещения Сталина с поста генсека? Почему эта рекомендация не была выполнена?
Ленин требовал отстранения Сталина от должности генерального секретаря из-за усиления власти Сталина и централизации власти. Он считал, что Сталин становится слишком авторитарным, и опасался, что его действия наносят ущерб партии. Эта рекомендация не была выполнена из-за смерти Ленина и отсутствия поддержки со стороны других партийных лидеров.
1. В чём заключались предпосылки объединения советских республик?
В основе объединения советских республик лежала идея создания единого социалистического государства, включающего всю территорию, населенную советскими народами. Это рассматривалось как способ укрепления социалистической революции и обеспечения выживания советского государства.
2. Охарактеризуйте принципы, в соответствии с которыми произошло образование СССР. Допишите самое известное положение, содержавшееся в Конституции СССР 1924 г.: «Ст. 4. За каждой из союзных республик сохраняется право...»
В основу принципов образования СССР была положена идея социализма и создания единого централизованного государства. Самым известным положением, содержащимся в Конституции СССР 1924 года, было: «Статья 4. Каждая из советских республик сохраняет за собой право свободного выхода из СССР»
3. Какие варианты объединения рассматривались? Почему В. И. Ленин настоял на создании федерации, хотя до 1917 г. отрицательно относился к этой форме государственного устройства?
Было несколько вариантов объединения советских республик, включая федеративную систему, конфедеративную систему и централизованное государство. Ленин выступал за федеративную систему, потому что считал, что она обеспечит большую местную автономию и полномочия по принятию решений. Несмотря на свое прежнее негативное отношение к федерализму до 1917 года, он стал рассматривать его как лучший вариант обеспечения выживания советского государства.
Что представляли собой тресты и концессии в период нэпа?
Тресты и концессии представляли собой крупные капиталистические предприятия, господствовавшие в российской экономике в период нэпа. Им разрешалось работать при определенных условиях, но они по-прежнему находились под контролем государства.
Почему Троцкий потерпел поражение уже на первом этапе внутрипартийной борьбы?
Троцкий потерпел поражение на первом этапе внутрипартийной борьбы из-за отсутствия поддержки со стороны партийных руководителей и ограниченной базы поддержки среди рядовых членов партии. Кроме того, его политические идеи и политика считались вызывающими разногласия и противоречащими интересам партии.
Вопросы и задания
1. С помощью иллюстраций и эпиграфов в начале параграфа сформулируйте два главных вопроса урока.
2. Что способствовало и что мешало развитию экономики в годы нэпа?
На развитие экономики в период нэпа влияли как благоприятные, так и неблагоприятные факторы. С положительной стороны, НЭП позволил частично восстановить рыночную экономику, что помогло стимулировать экономический рост. С отрицательной стороны, НЭП также создал новые проблемы, такие как неравенство и экономическая нестабильность, которые препятствовали дальнейшему экономическому развитию.
3. Сравните экономическую политику большевиков в период военного коммунизма и нэпа, найдите не менее трёх сходных черт и не менее трёх различий.
Экономическая политика большевиков в период военного коммунизма и нэпа имела как сходства, так и различия. Некоторые общие черты включали использование государственного контроля и регулирования, стремление к быстрой индустриализации и внедрение централизованного планирования. Основные различия заключались в масштабах и характере государственного вмешательства в экономику: военный коммунизм характеризовался чрезмерным государственным контролем, а НЭП характеризовался более умеренным подходом.
4. Используя источники (мемуары и воспоминания), расскажите о жизни людей в период нэпа.
Жизнь в период нэпа (новой экономической политики) характеризовалась значительными экономическими изменениями, а также социальными и политическими преобразованиями в Советской России. НЭП был введен Коммунистической партией в ответ на провалы военного коммунизма и был направлен на возрождение экономики путем разрешения частного предпринимательства и торговли. Мемуары и воспоминания людей, живших в годы нэпа, дают представление о повседневной жизни советских граждан, проблемах, с которыми они сталкивались, и их взглядах на новую политику. Людям пришлось приспосабливаться к новым экономическим реалиям, включая введение денег и частного предпринимательства, а также к меняющейся политической и социальной атмосфере. Одни рассматривали нэп как временную меру, другие были более оптимистичны в отношении его потенциала для оживления экономики и улучшения их жизни.
5. Какие государственные символы СССР вы знаете? Соберите дополнительную информацию об истории советской государственной символики и подготовьте сообщение (презентацию).
Государственные символы Советского Союза включали красный флаг с символом серпа и молота, национальный гимн и герб. Эти символы использовались для обозначения советского государства и его идеологии. История советских государственных символов уходит корнями в революцию 1917 года и отражает эволюцию советской идеологии и политики на протяжении многих лет.
6. Составьте схему органов власти СССР по Конституции 1924 г.
Органами власти в Советском Союзе по Конституции 1924 г. были Всесоюзный съезд Советов, Центральный Исполнительный Комитет Советского Союза, Совет Народных Комиссаров и Верховный Суд Советского Союза. Всесоюзный съезд Советов был высшим законодательным органом, а Центральный Исполнительный Комитет Советского Союза отвечал за исполнительную власть. Совет Народных Комиссаров был высшим исполнительным и распорядительным органом, а Верховный суд отвечал за толкование и обеспечение соблюдения законов.
7. Пользуясь ресурсами Интернета, ознакомьтесь с «Письмом к съезду» В. И. Ленина. Опираясь на материал предыдущих параграфов и дополнительные источники, составьте биографические справки о соратниках Ленина, упомянутых в письме.
«Письмо к съезду» Владимира Ленина было письмом, адресованным 10-му съезду Российской коммунистической партии (большевиков) в 1921 году. В письме Ленин обсуждал состояние партии и Советского государства и призывал к более централизованному и дисциплинированный подход к управлению. Ленин также упомянул некоторых из своих ближайших союзников и коллег, в том числе Льва Троцкого, Григория Зиновьева и Льва Каменева.
8. Сформулируйте свои варианты ответов на главные вопросы урока.
1. В чём проявлялся «угар нэпа»? Почему нэпманы вели разгульный образ жизни?
«Угар нэпа» проявлялась в различных формах, в том числе в более спокойном и потребительском образе жизни. НЭП разрешил частное предпринимательство и торговлю, что привело к увеличению потребительских товаров и более зажиточному обществу. НЭПовцы, как называли тех, кто наживался на нэпе, считались щеголяющими своим богатством и ведущими декадентский образ жизни.
2. Что такое «ножницы цен»? Почему они образовались в СССР в период нэпа?
«Ножницы цен» относится к разрыву между ценами на промышленные товары и ценами на сельскохозяйственные товары в Советском Союзе во время нэпа. Термин «ножницы» относится к нисходящей тенденции цен на промышленные товары и повышательной тенденции цен на сельскохозяйственные товары, что привело к разрыву между ними. Это было связано с отсутствием у фермеров стимулов к увеличению производства и нехваткой товаров народного потребления.
3. Почему центральное правительство щедро передавало территории с русским населением в состав национальных республик? Что это были за территории?
Центральное правительство передало территории с русским населением национальным республикам, стремясь децентрализовать власть и продвигать национальную политику. Эти территории включали части России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Переводы были направлены на решение проблем нерусских этнических групп и содействие национальному самоопределению.
4. Почему Сталин всегда пытался представить внутрипартийную борьбу как столкновение «генеральной линии партии» с разного рода «оппозициями» и «уклонами»?
Сталин всегда старался представить внутрипартийную борьбу как противостояние «генеральной линии партии» различным «оппозициям» и «отклонениям», чтобы сохранить свой контроль над партией и закрепить свою власть. Изображая эту борьбу как нападки на партию и революцию, Сталин смог оправдать чистки и подавить инакомыслие.
5. Что такое «ленинский призыв» в партию? Какую роль он, по мнению многих исследователей, сыграл в победе Сталина во внутрипартийной борьбе?
"Ленинский призыв" - это обращение Владимира Ленина к партийным рабочим в марте 1923 года. В нем Ленин призывал рабочих поддержать сталинистскую линию, которая предлагала ускоренное строительство социалистического общества в России. Многие исследователи считают, что "ленинский призыв" сыграл важную роль в победе Сталина во внутрипартийной борьбе и в консолидации его влияния в Коммунистической партии России.