Почему Ленин потребовал смещения Сталина с поста генсека? Почему эта рекомендация не была выполнена? 1. В чём заключались предпосылки объединения советских республик? 2. Охарактеризуйте принципы, в соответствии с которыми произошло образование СССР. Допишите самое известное положение, содержавшееся в Конституции СССР 1924 г.: «Ст. 4. За каждой из союзных республик сохраняется право...» 3. Какие варианты объединения рассматривались? Почему В. И. Ленин настоял на создании федерации, хотя до 1917 г. отрицательно относился к этой форме государственного устройства? Что представляли собой тресты и концессии в период нэпа? Почему Троцкий потерпел поражение уже на первом этапе внутрипартийной борьбы? Вопросы и задания 1. С помощью иллюстраций и эпиграфов в начале параграфа сформулируйте два главных вопроса урока. 2. Что способствовало и что мешало развитию экономики в годы нэпа? 3. Сравните экономическую политику большевиков в период военного коммунизма и нэпа, найдите не менее трёх сходных черт и не менее трёх различий. 4. Используя источники (мемуары и воспоминания), расскажите о жизни людей в период нэпа. 5. Какие государственные символы СССР вы знаете? Соберите дополнительную информацию об истории советской государственной символики и подготовьте сообщение (презентацию). 6. Составьте схему органов власти СССР по Конституции 1924 г. 7. Пользуясь ресурсами Интернета, ознакомьтесь с «Письмом к съезду» В. И. Ленина. Опираясь на материал предыдущих параграфов и дополнительные источники, составьте биографические справки о соратниках Ленина, упомянутых в письме. 8. Сформулируйте свои варианты ответов на главные вопросы урока. 1. В чём проявлялся «угар нэпа»? Почему нэпманы вели разгульный образ жизни? 2. Что такое «ножницы цен»? Почему они образовались в СССР в период нэпа? 3. Почему центральное правительство щедро передавало территории с русским населением в состав национальных республик? Что это были за территории? 4. Почему Сталин всегда пытался представить внутрипартийную борьбу как столкновение «генеральной линии партии» с разного рода «оппозициями» и «уклонами»? 5. Что такое «ленинский призыв» в партию? Какую роль он, по мнению многих исследователей, сыграл в победе Сталина во внутрипартийной борьбе?