1. В чём проявлялась противоречивость развития литературы и искусства в позднесоветское время? Можно ли говорить о существовании различных «советских культур»? Своё мнение обоснуйте. 2. Почему советские спортсмены добивались выдающихся успехов на международной арене? 3. Какую роль играли цензурные ограничения в культурной жизни страны? Вопросы и задания 1. С помощью иллюстраций в начале параграфа сформулируйте главный вопрос урока. 2. Выберите ту сферу духовной жизни, которая вас больше всего интересует. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение (презентацию), в котором попытайтесь осветить главные тенденции и достижения в избранной сфере во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг. 3. Подготовьте краткое сообщение о каком-либо выдающемся советском учёном, упомянутом в тексте параграфа. Постарайтесь доступно рассказать о его достижениях и вкладе в науку. 4. Составьте описание нескольких известных произведений советской литературы, искусства рассматриваемого периода (по выбору). Объясните причины их популярности. 5. Расскажите об одном из выдающихся спортсменов второй половины 1960-х — первой половины 1980-х гг. и его спортивных достижениях, подготовьте презентацию. 6. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока. ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ БОЛЬШЕ ЗНАТЬ 1. За что Л. В. Канторович, единственный из всех советских и российских учёных, получил Нобелевскую премию по экономике? 2. Как, когда и зачем в Новосибирске был построен Академгородок? 3. Что предусматривала школьная реформа 1984 г.? Удалось ли достичь поставленных целей? 4. С чем была связана необыкновенная популярность Театра на Таганке в 1970-е гг.? 5. Как А. Карпов стал чемпионом мира по шахматам и как он смог защитить этот титул? Почему политическое руководство страны придавало «боям за шахматную корону» особое значение?