Охарактеризуйте политику ускорения. Почему она закончилась неудачей? Была ли эта политика по-настоящему новой или она осуществлялась в рамках советских традиций? В чём выражался курс на демократизацию? Удалось ли М. С. Горбачёву добиться с его помощью своих целей? 1. Охарактеризуйте значение I Съезда народных депутатов СССР. Почему он вызвал огромный общественный интерес? 2. Определите причины и последствия подъёма забастовочного движения. 1. Охарактеризуйте политику М. С. Горбачёва в 1991 г. Как и почему он безуспешно пытался предотвратить распад СССР? 2. Систематизируйте фактический материал о распаде СССР в форме таблицы. Вопросы и задания 1. С помощью иллюстраций в начале параграфа сформулируйте главный вопрос урока. 2. В чём можно увидеть противоречивость и непоследовательность действий М. С. Горбачёва? 3. Соберите и проанализируйте воспоминания членов своей семьи, людей старшего и среднего поколений о жизни в годы перестройки. Представьте их в виде устного сообщения или презентации. 4. Чем обосновали своё право «распустить» СССР лидеры России, Украины и Белоруссии? В случае затруднения вспомните, как был создан Советский Союз. 5. Подготовьте видеоряд о событиях 1991 г. (с соответствующими комментариями). 6. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока. ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ БОЛЬШЕ ЗНАТЬ 1. Из-за чего произошла авария на Чернобыльской АЭС? Как можно оценить действия советского руководства по ликвидации последствий этой катастрофы? 2. Почему Б. Н. Ельцин сначала был в «команде Горбачёва», а затем между ними произошёл резкий конфликт? С чем был связан быстрый рост популярности Ельцина в то время? 3. Почему первый массовый межнациональный конфликт периода перестройки произошёл в Нагорном Карабахе? 4. Как должен был выглядеть и управляться Союз Суверенных Государств? 5. Кто последним в истории был удостоен званий Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР?