Охарактеризуйте политику ускорения. Почему она закончилась неудачей? Была ли эта политика по-настоящему новой или она осуществлялась в рамках советских традиций?
Политика ускорения была направлена на подъем советской экономики за счет увеличения инвестиций и производства. Это не удалось из-за плохого планирования и нехватки ресурсов, а также сопротивления бюрократии и населения. Эта политика не была по-настоящему новой, поскольку следовала традициям советского централизованного планирования.
В чём выражался курс на демократизацию? Удалось ли М. С. Горбачёву добиться с его помощью своих целей?
Курс на демократизацию представлял собой политическую реформу, направленную на повышение политической открытости и участия в жизни советского общества. Его отстаивал президент Михаил Горбачев, но в конечном итоге он не увенчался успехом из-за противодействия консервативных сил и растущего движения за независимость в советских республиках.
1. Охарактеризуйте значение I Съезда народных депутатов СССР. Почему он вызвал огромный общественный интерес?
Первый съезд народных депутатов СССР был историческим событием в советской политике, так как впервые граждане получили прямое право голоса в принятии государственных решений. Это вызвало огромный общественный интерес, поскольку представляло собой значительный шаг на пути к более демократическому и прозрачному управлению.
2. Определите причины и последствия подъёма забастовочного движения.
Рост забастовочного движения был вызван растущим недовольством рабочих из-за экономических трудностей и политических ограничений. Последствия этого движения включали дальнейшую эрозию контроля и легитимности советского государства, а также растущее чувство экономической и политической нестабильности в стране.
1. Охарактеризуйте политику М. С. Горбачёва в 1991 г. Как и почему он безуспешно пытался предотвратить распад СССР?
В 1991 году президент Горбачев попытался предотвратить распад Советского Союза, проведя ряд реформ, направленных на сохранение единства страны. Однако его усилия не увенчались успехом из-за противодействия со стороны различных республик и мощных политических и экономических интересов, а также общего ощущения хаоса и нестабильности в стране.
2. Систематизируйте фактический материал о распаде СССР в форме таблицы.
Вопросы и задания
1. С помощью иллюстраций в начале параграфа сформулируйте главный вопрос урока.
2. В чём можно увидеть противоречивость и непоследовательность действий М. С. Горбачёва?
3. Соберите и проанализируйте воспоминания членов своей семьи, людей старшего и среднего поколений о жизни в годы перестройки. Представьте их в виде устного сообщения или презентации.
4. Чем обосновали своё право «распустить» СССР лидеры России, Украины и Белоруссии? В случае затруднения вспомните, как был создан Советский Союз.
5. Подготовьте видеоряд о событиях 1991 г. (с соответствующими комментариями).
6. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ БОЛЬШЕ ЗНАТЬ
1. Из-за чего произошла авария на Чернобыльской АЭС? Как можно оценить действия советского руководства по ликвидации последствий этой катастрофы?
Чернобыльская катастрофа была вызвана сочетанием конструктивных недостатков реактора и человеческой ошибки во время плановых испытаний. Действия советского правительства после катастрофы подверглись широкой критике за отсутствие прозрачности и неадекватную реакцию. Катастрофа имела разрушительные последствия для окружающей среды и здоровья.
2. Почему Б. Н. Ельцин сначала был в «команде Горбачёва», а затем между ними произошёл резкий конфликт? С чем был связан быстрый рост популярности Ельцина в то время?
Борис Ельцин сначала присоединился к «команде Горбачева» из-за своей поддержки политической реформы, но в конце концов поссорился с Горбачевым из-за различий в их представлениях о будущем Советского Союза. Популярность Ельцина в то время быстро росла благодаря его харизматичному лидерству и готовности к смелым политическим шагам.
3. Почему первый массовый межнациональный конфликт периода перестройки произошёл в Нагорном Карабахе?
Первый крупный межэтнический конфликт периода реформ произошел в Нагорном Карабахе из-за давней напряженности между этническими армянами и азербайджанцами в регионе, а также общей нестабильности и распада советского государства.
4. Как должен был выглядеть и управляться Союз Суверенных Государств?
Союз Суверенных Государств должен был стать децентрализованной федеративной структурой, которая позволила бы советским республикам сохранить свою независимость при сохранении единства страны. Им должны были управлять коллективное руководство и демократические институты.
5. Кто последним в истории был удостоен званий Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР?