1. Расшифруйте аббревиатуры: ОСВ, СБСЕ, ПРО, НАТО, ОВД, СЭВ, ЕЭС. 2. Что способствовало отказу СССР и США от политики жёсткой конфронтации? 3. Каковы основные достижения политики «разрядки»? 1. Охарактеризуйте взаимоотношения СССР с государствами социалистического лагеря. С какими проблемами столкнулся СССР? Как он решал эти проблемы? 2. Как вы понимаете строки из стихотворения В. Высоцкого: Но, свысока глазея на невежд, От них я отличался очень мало — Занозы не оставил Будапешт, А Прага сердце мне не разорвала. Чем вы объясните такую позицию поэта? Вопросы и задания 1. С помощью иллюстрации и эпиграфа в начале параграфа сформулируйте главный вопрос урока. 2. Почему погибла «разрядка» и возобновилась «холодная война»? 3. Сравните внешнюю политику Н. С. Хрущёва и Л. И. Брежнева, найдите сходство и различия. 4. Используя Интернет и другие источники, подготовьте сообщение об одном из эпизодов (или участников) Афганской войны. 5. Охарактеризуйте отношения СССР в 1964—1985 гг. с одной из стран по своему выбору, подготовьте сообщение на эту тему. 6. Расскажите об одном из эпизодов международной политики 1970-х — начала 1980-х гг., опираясь на воспоминания или дневники участника событий. 7. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока. ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ БОЛЬШЕ ЗНАТЬ 1. Как подписание Заключительного акта в Хельсинки повлияло на внутриполитическую ситуацию в СССР и развитие диссидентского движения? 2. Почему «Пражская весна» вызвала крайнее неприятие советского руководства, хотя проходила под лозунгом обновления социализма? 3. Кем и как принималось решение о вводе советских войск в Афганистан? 4. Почему Афганская война затянулась? Какую роль в этом сыграли действия советских войск; политика стран Запада; особенности Афганистана? 5. Что стало причиной советско-китайского конфликта из-за острова Даманский? Кому в итоге достался этот остров?