menu


ГДЗ по истории 10 класс Начало XX - начало XXI века Волобуев, Карпачев §30. Советское общество в середине 1960-х —




1. Благодаря чему была достигнута социальная и политическая стабильность в 1970-е — первой половине 1980-х гг.? В чём эта стабильность выражалась?

Социальная и политическая стабильность в 1970-е — первой половине 1980-х годов в Советском Союзе была достигнута благодаря консервативной политике руководства, осуществляемой под руководством Леонида Ильича Брежнева и его преемников. Эта стабильность выражалась в сохранении установленного порядка, отсутствии масштабных политических и социальных изменений, невмешательстве в повседневную жизнь граждан, а также в умеренном экономическом росте и социальной защищенности населения

2. Используя дополнительные источники, составьте характеристики (исторические портреты) Л. И. Брежнева, А. Н. Косыгина, Ю. В. Андропова, К. У. Черненко (по выбору).

Леонид Ильич Брежнев:
Лидер советского государства с 1964 по 1982 год.
Представитель консервативной линии в политике, характеризующейся стабильностью и сохранением существующего порядка.
Возврат к идеям "развитого социализма" и уход от реформ, предложенных Хрущевым.
Стремление к личной власти и накоплению политического капитала.
Юрий Владимирович Андропов:
Период правления: с 1982 по 1984 год.
Инициатор мер по ужесточению борьбы с коррупцией и инакомыслием.
Предпринял попытки начать экономические и политические реформы, но не смог их завершить из-за своей болезни.
Осуществлял кадровое обновление и поддерживал принцип "жесткой руки" в управлении страной.
Константин Устинович Черненко:
Генеральный секретарь ЦК КПСС с 1984 по 1985 год.
Во время его правления не произошло существенных изменений в политике и экономике Советского Союза.
Старался поддерживать стабильность и продолжать курс, заложенный предшественниками.

3. Соберите информацию и дайте характеристику Конституции СССР 1977 г. Сравните её с предыдущими советскими конституциями.

Вводила формальные права и свободы для граждан, однако они оставались ограниченными главенствующей ролью КПСС.
Утверждала "единство и дружбу народов СССР".
Официально закрепляла господство КПСС и социалистический строй.
Содержала декларации о социальных и экономических правах граждан, включая право на труд, образование и здравоохранение.
По сравнению с предыдущими конституциями, она подчеркивала стабильность и непоколебимость советской власти, не предполагая радикальных изменений в политическом строе страны.

1. Kти почему выступал «нарушителем спокойствия» в годы «застоя»? Как с ними боролись?

В годы "застоя" советским государством рассматривались как "нарушители спокойствия" диссиденты и правозащитники, которые выступали против официальной идеологии и практики. Эти люди критиковали нарушения прав человека, преследования за убеждения и требовали соблюдения законов и Конституции СССР. Для борьбы с ними было создано специальное управление в КГБ, которое проводило репрессивные меры, такие как аресты, высылки, преследования по политическим и идеологическим мотивам. Диссиденты подвергались изоляции, лишению свободы, их труд высмеивался и подвергался дискредитации в официальных СМИ.

2. Как советские люди относились к диссидентам? Расспросите представителей старшего поколения — знали ли они что-либо об их деятельности, и если знали, то откуда? Что думали по этому поводу?

Отношение советских людей к диссидентам варьировало. Некоторые представители старшего поколения были осведомлены о их деятельности через неофициальные источники, такие как "самиздат" (неофициальные публикации) или слухи. Одни считали диссидентов предателями и врагами народа, другие — героями, защищающими свои убеждения и права. Многие, однако, избегали обсуждать эту тему вслух из опасения перед репрессиями со стороны государства. В целом, отношение к диссидентам было малоодобрительным в официальных кругах и вызывало страх среди обычных граждан.

1. Перечислите основные положения реформ в промышленности и сельском хозяйстве во второй половине 1960-х гг.

В сельском хозяйстве проводилась реформа, направленная на стимулирование роста производства продукции. Это включало снижение плана поставок, увеличение закупочных цен, вознаграждение за перевыполнение плана, привлечение различных категорий населения к сбору урожая.
В промышленности основными принципами было переведение предприятий на хозрасчёт, создание фондов материального стимулирования, повышение самостоятельности предприятий.

2. Укажите трудности, с которыми столкнулись реформы, и их причины.

Недостаточная самостоятельность предприятий из-за сохранения централизованного управления.
Недостаточное вовлечение работников предприятий в процесс реформ.
Сопротивление со стороны министерств и ведомств, которые предпочитали сохранить своё влияние и контроль.

3. Как вы думаете, кто и почему сопротивлялся реформам?

Сопротивление реформам могло происходить со стороны чиновников, бюрократии и тех, кто имел свои интересы в сохранении старой системы управления и контроля над производством. Например, многие руководители предприятий и ведомств не хотели терять свои привилегии и власть, которые они имели в условиях централизованного планирования

4. Сравните реформу Косыгина и нэп, найдите сходство и различия.

Сходство: Обе реформы направлены на стимулирование экономического роста и повышение самостоятельности предприятий. Они также предполагали введение элементов рыночных отношений и финансового стимулирования.
Различия: НЭП был проведён в условиях послереволюционного разрушения и имел более радикальный характер, включая приватизацию и допуск малого бизнеса. Реформы Косыгина в рамках советской системы были ограничены и не позволяли полностью развивать рыночные механизмы.

Охарактеризуйте социальную политику 1970-х гг., сравните её с социальной политикой предшествующего периода.

В 1970-е годы в Советском Союзе социальная политика продолжала акцентироваться на повышении уровня жизни населения, однако существовали как достижения, так и проблемы, которые отличались от предыдущего периода.

Достижения включали в себя рост денежных доходов населения, увеличение доступности некоторых товаров народного потребления (телевизоры, холодильники, стиральные машины) и начало массового производства автомобилей для личного пользования. Также шло строительство жилья и развитие дачного строительства.

Социальная политика 1970-х гг. сохраняла некоторые черты предыдущего периода, такие как акцент на повышении уровня жизни, но среди новых аспектов можно выделить усиление дефицита и экологических проблем. В целом, социальная политика 1970-х гг. оставалась ориентированной на обеспечение материального благосостояния населения, но сталкивалась с новыми проблемами, требующими эффективных мер по их решению.

Какие преимущества и недостатки имел тот социально-экономический и политический строй, который существовал в СССР в 1970-е — первой половине 1980-х гг.?

Преимущества:

Государственное обеспечение базовых потребностей населения, таких как жильё, образование и медицинская помощь.
Высокий уровень занятости благодаря государственному планированию экономики.
Рост индустриализации и развитие научно-технического прогресса.
Государственная защита от внешних врагов и ведение активной внешнеполитической деятельности.
Недостатки:

Централизованное управление экономикой и бюрократическая система привели к неэффективности и инертности.
Дефицит товаров и услуг, а также низкое качество производимой продукции.
Ограничения на свободу слова, массовое преследование диссидентов и ограничения в правах человека.
Национальные противоречия и конфликты в рамках Советского Союза.
Отсутствие политической и экономической конкуренции, что препятствовало инновациям и развитию общества.

Вопросы и задания

1. С помощью иллюстраций в начале параграфа сформулируйте главный вопрос урока.

2. Почему период 1982—1985 гг. иногда называют междуцарствием? Какие две группы боролись в это время в руководстве страны? Кто одержал победу и почему?

Период с 1982 по 1985 годы иногда называют междуцарствием из-за неопределённости и нестабильности во внутренней политике Советского Союза после смерти Леонида Брежнева. В это время разные группы в руководстве страны боролись за влияние и власть. Одна группа представляла старых чиновников и консервативных лидеров, а другая стремилась к реформам и более открытой политике. В результате победу одержала консервативная группа, которая продолжила традиции предыдущего периода.

3. Как проявляли себя национальные движения? Где они были наиболее мощными? Почему? Какие формы выражения недовольства преобладали в разных регионах?

Национальные движения проявляли себя в различных регионах СССР, особенно там, где были наиболее ощутимы национальные и культурные различия. Например, в Прибалтике, Украине, и Центральной Азии. Эти движения выступали за защиту национальных интересов, права и культуры, а также протестовали против централизованного управления из Москвы.

4. Какие проблемы поднимало русское национальное движение? Какие предлагало пути решения данных проблем?

Русское национальное движение поднимало проблемы, связанные с сохранением и развитием русского национального и культурного наследия, а также с противодействием национализации и перераспределению ресурсов в пользу других республик.

5. В научной литературе существуют разные мнения по вопросу, был ли советский народ выдумкой партийных пропагандистов или эта историческая общность действительно существовала. Подберите аргументы в пользу той и другой точек зрения. Подготовьте и проведите дискуссию на тему «Советский народ — идеологический миф или реальность?».

6. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ БОЛЬШЕ ЗНАТЬ

1. За что Брежнев был награждён, а затем посмертно лишён ордена «Победа»?

Брежнев был награждён орденом "Победа" за вклад в победу советского народа и его Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне. Однако это решение вызвало недовольство среди населения, которое решило, что Брежнев не заслуживает такую почетную награду. В конце концов, в 1989 году Горбачев лишил Брежнева ордена "Победа" за несоответствие статусу награды. Этот эпизод подчеркнул, что даже высокопоставленные чиновники не защищены от критики и исправления ошибок.

2. Как были открыты и начали осваиваться нефтяные и газовые месторождения Западной Сибири? Какое значение они имели для судьбы позднего СССР?

Нефтяные и газовые месторождения Западной Сибири были открыты в 1960-х годах с помощью геологических исследований. Они стали ключевыми источниками экономического роста позднего СССР и обеспечили страну необходимыми энергетическими ресурсами.

3. За что конкретно судили Синявского и Даниэля? Почему этот судебный процесс привлёк большое внимание? Как в дальнейшем сложилась судьба писателей?

Синявского и Даниэля судили за издание "запрещенных" произведений, расцениваемых как "пропаганда идеологии, порочащей советскую власть". Этот судебный процесс привлек большое внимание как в СССР, так и за рубежом. После суда они были приговорены к тюремному заключению, но позже были освобождены и выехали за границу.

4. Почему «демонстрация семерых» 25 августа 1968 г. стала одной из наиболее значимых акций советских диссидентов? Против чего она состоялась и какие имела последствия?

"Демонстрация семерых" была акцией советских диссидентов против вторжения советских войск в Чехословакию в 1968 году. Она стала одной из наиболее значимых акций диссидентского движения и привлекла внимание мировой общественности. Участники акции были арестованы и подверглись репрессиям со стороны властей.

5. Из-за чего разразилась экологическая катастрофа в районе Аральского моря? Какие ещё районы СССР стали зонами экологического бедствия и почему?

Экологическая катастрофа в районе Аральского моря была вызвана неправильным использованием водных ресурсов для орошения сельскохозяйственных угодий. Другие районы СССР, ставшие зонами экологического бедствия, включали Карелию, где был построен крупнейший в Европе целлюлозно-бумажный комбинат, и Чернобыль, где произошла крупнейшая ядерная авария в истории.






ГДЗ по истории 10 класс учебник Начало XX - начало XXI века Волобуев параграф 30

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):