1. Благодаря чему была достигнута социальная и политическая стабильность в 1970-е — первой половине 1980-х гг.? В чём эта стабильность выражалась? 2. Используя дополнительные источники, составьте характеристики (исторические портреты) Л. И. Брежнева, А. Н. Косыгина, Ю. В. Андропова, К. У. Черненко (по выбору). 3. Соберите информацию и дайте характеристику Конституции СССР 1977 г. Сравните её с предыдущими советскими конституциями. 1. Kтo и почему выступал «нарушителем спокойствия» в годы «застоя»? Как с ними боролись? 2. Как советские люди относились к диссидентам? Расспросите представителей старшего поколения — знали ли они что-либо об их деятельности, и если знали, то откуда? Что думали по этому поводу? 1. Перечислите основные положения реформ в промышленности и сельском хозяйстве во второй половине 1960-х гг. 2. Укажите трудности, с которыми столкнулись реформы, и их причины. 3. Как вы думаете, кто и почему сопротивлялся реформам? 4. Сравните реформу Косыгина и нэп, найдите сходство и различия. Охарактеризуйте социальную политику 1970-х гг., сравните её с социальной политикой предшествующего периода. Какие преимущества и недостатки имел тот социально-экономический и политический строй, который существовал в СССР в 1970-е — первой половине 1980-х гг.? Вопросы и задания 1. С помощью иллюстраций в начале параграфа сформулируйте главный вопрос урока. 2. Почему период 1982—1985 гг. иногда называют междуцарствием? Какие две группы боролись в это время в руководстве страны? Кто одержал победу и почему? 3. Как проявляли себя национальные движения? Где они были наиболее мощными? Почему? Какие формы выражения недовольства преобладали в разных регионах? 4. Какие проблемы поднимало русское национальное движение? Какие предлагало пути решения данных проблем? 5. В научной литературе существуют разные мнения по вопросу, был ли советский народ выдумкой партийных пропагандистов или эта историческая общность действительно существовала. Подберите аргументы в пользу той и другой точек зрения. Подготовьте и проведите дискуссию на тему «Советский народ — идеологический миф или реальность?». 6. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока. ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ БОЛЬШЕ ЗНАТЬ 1. За что Брежнев был награждён, а затем посмертно лишён ордена «Победа»? 2. Как были открыты и начали осваиваться нефтяные и газовые месторождения Западной Сибири? Какое значение они имели для судьбы позднего СССР? 3. За что конкретно судили Синявского и Даниэля? Почему этот судебный процесс привлёк большое внимание? Как в дальнейшем сложилась судьба писателей? 4. Почему «демонстрация семерых» 25 августа 1968 г. стала одной из наиболее значимых акций советских диссидентов? Против чего она состоялась и какие имела последствия? 5. Из-за чего разразилась экологическая катастрофа в районе Аральского моря? Какие ещё районы СССР стали зонами экологического бедствия и почему?