В чём заключалась революционность изменений в культуре в 1920—1930-е гг.? Какое достижение советской науки и техники обеспечило в будущем приоритет СССР в одной из самых престижных сфер человеческой деятельности? Расскажите о каком-либо известном произведении советской литературы 1920—1930-х гг., попытайтесь объяснить причины его популярности. Вопросы и задания 1. С помощью иллюстрации и эпиграфа в начале параграфа сформулируйте главный вопрос урока. 2. Приведите примеры вмешательства власти в сферу науки и художественной культуры. Какие последствия имело такое вмешательство — положительные или отрицательные? 3. В чём проявлялось влияние идеологии на культуру? В каких сферах культурной жизни оно было наиболее сильным? Приведите конкретные примеры такого влияния. 4. Сравните развитие советской культуры в 1920-е и в 1930-е гг. Укажите, что было общим (не менее трёх характеристик), а что — различным (не менее трёх различий). 5. Выберите ту сферу духовной жизни, которая вас больше всего интересует. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение (презентацию), где попытайтесь осветить главные тенденции развития и достижения в избранной сфере в 1920—1930-е гг. 6. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока. ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ БОЛЬШЕ ЗНАТЬ 1. Как А. С. Макаренко смог добиться больших успехов в борьбе с беспризорностью? Почему его опыт до сих пор вызывает споры? 2. Как и зачем была организована высылка творческой интеллигенции 1922 г.? Какие она имела последствия? 3. Почему в 1920-е гг. М. Н. Покровский считался главой советских историков, а в 1930-е гг. «историческая школа Покровского» была подвергнута резкой критике, а многие её представители репрессированы? 4. За какие достоинства фильм С. М. Эйзенштейна «Броненосец "Потёмкин"» признан шедевром мирового кинематографа? 5. Чем замечателен проект Дворца Советов? Почему он не был реализован?