1. В чём состояла противоречивость советской внешней политики? 2. Раскройте цели, содержание и методы деятельности Коминтерна в 1920-е гг. 3. Известно, что Ленин не принимал участие в Генуэзской конференции. Каков же тогда смысл карикатуры Д. С. Моора? 1. Какие факторы определяли внешнеполитическое положение СССР в 1920-е гг.? 2. Объясните влияние внешнеполитической ситуации на внутреннюю политику СССР в конце 1920-х гг. В чём проявлялось нарастание военной угрозы в 1930-е гг.? 1. Почему политика коллективной безопасности не смогла предотвратить гитлеровскую агрессию? Вспомните из курса новейшей истории, как развивалась агрессия Германии в Европе. Как вы думаете, что нужно было сделать, чтобы остановить эту агрессию? 2. Чем руководствовались Германия и СССР, заключая пакт Молотова — Риббентропа? 3. Прочитайте фрагменты секретного дополнительного протокола к пакту о ненападении, подписанному СССР и Германией. Что понимали стороны под «территориально-политическим переустройством»? Что объединяло территории, к которым проявлял интерес Советский Союз? «1. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. 2. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Нарева, Вислы и Сана... 3. Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчёркивается интерес СССР к Бессарабии». Вопросы и задания 1. С помощью иллюстраций и эпиграфа в начале параграфа сформулируйте главный вопрос урока. 2. Определите причины и последствия тесного сотрудничества Германии и СССР в 1920-е гг. Справедливо ли мнение, что «фашистский меч ковался в СССР»? 3. Сравните внешнюю политику СССР в 1920-е и 1930-е гг. Укажите, что было общим (не менее трёх характеристик), а что — различным (не менее трёх различий). 4. Подготовьте биографические справки об одном из руководителей внешней политики СССР в 1920—1930-е гг. 5. Расскажите об одном из международных конфликтов 1920—1930-х гг., опираясь на воспоминания его участника или свидетеля. 6. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока. ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ БОЛЬШЕ ЗНАТЬ 1. Что такое «Рот Фронт» и почему так была названа кондитерская фабрика в центре Москвы? 2. Когда и как были окончательно урегулированы долговые вопросы, ставшие камнем преткновения на Генуэзской конференции? 3. Какова была дальнейшая судьба КВЖД после конфликта 1929 г.? 4. Как проявили себя советские добровольцы и советская военная техника в ходе гражданской войны в Испании? 5. Почему Красная армия смогла разгромить японцев на реке Халхин-Гол? Видите ли вы связь между боями на реке Халхин-Гол и советско-германским договором о ненападении?